Содержание

ВЗГЛЯД / Россия упустила шанс стать хозяйкой Тибета :: В мире



Ровно 70 лет назад коммунистическое правительство Китая предложило Тибету стать автономией в составе КНР. Предложение было из серии тех, от которых невозможно отказаться, после чего путь к геноциду тибетцев и уничтожению тибетской культуры оказался открыт. Но все могло сложиться иначе, если бы Гималаи стали частью России. Шансы на это были − и немаленькие.

«Вся торговля Китая попадет в наши руки. Европейцы не в состоянии с нами конкурировать… С проведением этой линии начнется финансово-экономическое могущество России».

Такими словами Жамсаран, более известный как Петр Бадмаев, убеждал своего крестного отца – императора Александра III – построить железную дорогу в направлении нынешней китайской провинции Ганьсу, что за тибетским нагорьем. Этим планы опытного дипломата, действительного статского советника и знатока тибетской медицины не ограничивались. Он выступал за присоединение к Российской империи не только Монголии и Тибета, но и самого Китая, более того, был убежден, что после падения империи Цин привыкшие к диктатуре китайцы встретят русских с «покорностью и благодарностью».

Император-«миротворец» усомнился – и усомнился, возможно, как раз потому, что был «миротворцем». Посягательство Петербурга не то что на Китай, а даже на столь манивший Жамсарана (и поддержавшего его впоследствии Витте) Тибет, грозило тем, что так называемая большая игра с британцами за контроль над Азией перерастет в большую войну.

Того же опасался и его сын – император Николай II, тем более что Лондон, демонстрируя свою решимость, в 1903 году осуществил вооруженную интервенцию в Лхасу – столицу Тибета. Превращения игры в войну британцы, впрочем, тоже не желали и в конце концов договорились с Петербургом взаимно считать населенные тибетцами земли территорией Китая и больше не покушаться на колонизацию «страны чудес» – таким тогда представлялся Тибет.

Большевики репрессировали Бадмаева вскоре после прихода к власти, он умер в тюрьме в 1920-м. Но за восемь лет до этого история успела доказать, что в значительной части своих прогнозов, озвученных Александру III, действительный статский советник оказался прав. Если бы не две войны и не три революции, из-за которых «тибетский проект» сперва откладывали, а потом отменили, он имел неплохие шансы на осуществление.

Штирлиц против Далай-ламы

На рубеже 1911-1912 годов империя Цин рухнула под натиском Синьхайской революции, после чего ее национальные окраины заявили о независимости, так как признавали над собой власть маньчжурской династии, но не учрежденного революционерами национального государства ханьцев (то есть китайцев). Так на карте мира появились Монголия, Тува и Тибет – страны непризнанные, но суверенные.

Монголия стала малозаметным, но верным другом России во всех ее изданиях. Тува и вовсе вошла в состав сперва Российской империи, а потом, после некоторого перерыва, в состав СССР. Что же касается Тибета, то его духовный лидер, далай-лама Тхуптэн Гьяцо просил Николая II о покровительстве над родиной еще до Синхайской революции. Получив отказ, он тем не менее не изменил своих симпатий – в соперничестве между русскими и британцами по-прежнему ставил на русских, пока в 1912-м не воцарился в Лхасе уже не только как духовный, но и как национальный лидер тибетского народа.

Далай-лама XIII, он же Тхуптэн Гьяцо (фото: общественное достояние)

В переводе «на наши деньги», далай-лама для Тибета – монарх с неограниченной властью, но наследование трона идет не по линии кровного родства, а через реинкарнацию, «переселение души». Когда Его Святейшество умирает физически, монахи ищут на тибетских землях ребенка — перерождение ламы, ориентируясь на дату появления на свет и на несколько «испытаний». Например, претендент должен выбрать четки или другую личную вещь далай-ламы из числа точно таких же.

При достижении консенсуса, нового далай-ламу «коронуют», что происходит, как правило, в весьма юном возрасте. В силу этого регенты осуществляли государственное управление Тибетом по 10-15 лет.

Всё то же самое касается и панчен-ламы – следующего по рангу ламы, который при далай-ламе осуществлял функции первого министра и главного советника, получая в распоряжение часть территории страны. Однако в XX веке «лама номер два» превратился в главное оружие китайского правительства в его конфликте с тибетцами.

Так, Панчен-лама IX фактически стал китайским чиновником, покинув родину после налогового конфликта с окружением далай-ламы – того самого Тхуптэна Гьяцо. А его реинкарнация – Панчен-лама X, кандидатура которого была поддержана китайцами в период поиска консенсуса в Лхасе, впоследствии встал на сторону Мао и призвал к оккупации Тибета коммунистами.

Правда, надо понимать, что физическому воплощению панчен-ламы на тот момент было всего 11 лет.

При Далай-ламе XIII тибетцам посчастливилось провозгласить и почти 40 лет удерживать свою независимость в силу того, что он был не ребенком при регенте, а образованным, много путешествовавшим и многое повидавшим политиком. Тхуптэн Гьяцо прекрасно понимал, что китайцы не смирятся с потерей Тибета. Англичан он тоже воспринимал как врагов, а вопрос о русском покровительстве потерял актуальность вскоре после Октябрьской революции.

Советская власть не отказалась от «большой игры» со «столицей мирового империализма» Лондоном и пыталась втянуть Тибет в свою сферу влияния, тем более, что на первом этапе внешнеполитических союзников получалось набрать только на восточном направлении – это упомянутые выше Монголия и Тува. Отсюда и знаменитое обращение Ленина к народам Востока, которое готовил Сталин.

Однако секретный визит военного разведчика Хомутникова в Лхасу для установления дружеских отношений предсказуемо потерпел неудачу именно потому, что Далай-лама XIII был не только политиком, но и духовным лидером. Он знал, что буддисты в Советской России подвергаются преследованиям, а знаменитый дацан Гунзэчойнэй, выстроенный в Петербурге его другом, ламой Агваном Доржиевым, разграблен большевиками, спалившими уникальную библиотеку и витражи художника Рериха.

Отметим, что впоследствии Доржиеву – еще одной важной фигуре «большой игры», работавшей над расширением влияния России в Азии – удалось найти общий язык с Лениным и Луначарским, убедив их, что буддизм не религия, а учение, во многом близкое к коммунизму. Его арестовали только в 1937-м, когда ламе было 85 лет.

Российский писатель Олег Шишкин утверждает, что вскоре после провала миссии Хомутникова ОГПУ Дзержинского предприняло вторую попытку. Под прикрытием экспедиции Николая Рериха в Тибет якобы послали Якова Блюмкина – одного из прототипов Штирлица, который имел задание либо убить нелояльного далай-ламу, либо принудить его к союзничеству против британцев. В итоге экспедицию Рериха даже не пустили в Лхасу, а по вопросу вооружения своей армии ламы скрепя сердце все-таки обратились к Лондону.

Средневековье двадцатого века

Появление у Тибета дееспособной армии, пожалуй, главная реформа Далай-ламы XIII. Он проводил ее с большим трудом – через сопротивление монастырей, но именно военная сила уберегла буддийское государство в ходе войны 1930-1932 годов. Китайцы и впрямь не смирились с потерей Тибета, и на первом этапе кампании им сопутствовал успех, однако войска лам в буквальном смысле спустились с гор, ударили в другом регионе и вынудили китайцев к миру на условиях «ничьей», то есть к возвращению ситуации в довоенные времена. Признания Тибет не получил, но сохранил фактическую независимость.

Несмотря на эту победу, умерший спустя год Тхуптэн Гьяцо транслировал предельно мрачные прогнозы на будущее: 

«Наша система исчезнет без остатка. Собственность всех людей, высоких и низких, будет отобрана, а людей заставят стать рабами. Все живые существа должны будут влачить бесконечные дни страданий и будут пронизаны страхом. Такое время грядет».

Эти слова любят цитировать сторонники свободного Тибета, называя из пророческими. Меж тем это далеко не лучшая речь Далай-ламы XIII. Ее слабость в ключевом противоречии – политический строй Тибета был по сути рабовладельческим. В условиях фактической неволи находилось 90% населения.

Экономика, система права и общественно-политическое устройство «страны чудес» оставались предельно архаичными. Все кормящие ее земли были поделены между государством в лице далай-ламы и панчен-ламы, монастырями и наследственной аристократией, из числа которой в принудительном порядке набирали чиновников.

Отношения между элитами и всеми остальными (то есть крестьянами) строились на том, что земли сдавались населению в аренду для личного пользования – под дом или под хозяйство, а взамен крестьяне несли трудовую и налоговую повинность, не только работая на хозяина в поле или по дому, но и выплачивая ему некую «подать».

Во многом это напоминает российское крепостное право в период рекрутских наборов с поправкой, что забривали в Тибете не только в солдаты, но и в монахи. Однако имелось отличие: безземельные крестьяне были вольны работать где угодно при условии ежегодной уплаты налогов феодалу и государству.

Налоги были специфическими, как и наказания за просрочку. Наибольшую известность приобрел налог на нос и уши, выплачиваемый за всех членов семьи и за скотину. Одной из санкций для должников было сокращение налога на будущий год через ампутацию органа. Возможность избежать этого и других физических наказаний определялась только умением разжалобить – функции полиции и суда осуществляли землевладельцы.   

Пересилить архаику суеверного тибетского общества не смог даже Далай-лама III, чью власть в стране ничто не ограничивало. Начинал он бодро – с появления в столице электричества и телеграфа, с учреждения полиции и гражданских школ. Но вскоре буря поломала ветки священному дереву, что вызвало панику среди населения, а потом по Тибету ударила оспа. Из страха перед возможным бунтом далай-лама был вынужден отказаться от всех своих планов модернизации, сосредоточившись на армии, но после его смерти деградировала и она.

Регенты при Далай-ламе XIV (что жив до сих пор) принадлежали к консервативному большинству Тибета, поэтому помножили на ноль почти все нововведения Гьяцо – от школ до уличных фонарей, оставив только печатные деньги. Это-то и сгубило тибетскую государственность.

Когда в 1950 году армия Мао решила аннексировать Тибет, ее встретили плохо вооруженные отряды с отвратительной с точки зрения современной войны выучкой. Хуже того, по мере продвижения к столице китайские войска активно пополнялись добровольцами из числа тибетцев. Среди них были те, кого принудили прокладывать дороги для военной техники, но щедро заплатили за работу, что было для местных в новинку. Те, кого влекли обиды на знать. И те, кто прислушался к словам 11-летнего панчен-ламы.

«Нет созидания без уничтожения»

То, что правозащитники называют оккупацией, геноцидом и другими преступлениями КНР перед тибетцами, произошло в три этапа.

Первый – это та самая Чамдоская операция 1950 года с предельно красноречивыми потерями: было убито порядка пяти тысяч тибетцев и всего сотня китайских солдат. Не дожидаясь взятия столицы, главнокомандующий тибетской армией Нгапо Нгаванг Джигме выбросил белый флаг и сдался в плен.

Впоследствии он стал высокопоставленным иерархом КНР – руками и глазами компартии в Тибете, а затем и непосредственным главой Тибетского автономного района. Однако государственные почести на похоронах в 2009-м были оказаны бывшему главнокомандующему не только поэтому. Нгапо Нгаванг Джигме выступил посланником Далай-ламы XIV на переговорах с Пекином и подписал соглашение, по которому Тибет, сохранив самостоятельность во внутренних делах, утрачивал свой суверенитет. Полномочий соглашаться на это посланник не имел, а тибетские печати под документом были подделаны китайцами.

Второй этап – это Тибетское восстание, подавленное с особой жесткостью. Китайцы сдержали большую часть обещаний об автономии Тибета, однако это не распространялось на те тибетские земли, которые не попали в состав автономного округа: население там было подвернуто репрессиям, принудительной китаизации и «исправлению через атеизм». Это породило бунты, которые переросли в партизанскую войну, дошедшую в 1959 году до национальной столицы.

На несколько дней Лхаса перешла под контроль восставших, но против артиллерии шансов у них не было. Ответом китайцев стал удар по «гнезду старых порядков» и основе тибетского общества – монастырям. Счет разграбленным, сожженным или просто закрытым шел даже не на сотни – на тысячи.

Оценки жертв сильно разнятся – и именно этим показательны. Обычно «повстанцы» завышают количество убитых и пострадавших от «тоталитарной агрессии», но в случае Тибетского восстания всё наоборот: тибетцы настаивают на 10-15 тысячах погибших и 20 тысячах арестованных, китайская же статистика суммарно включает почти 100 тысяч убитых или взятых под стражу.

Это событие в истории Тибета, как более-менее самостоятельного образования, можно считать последним – именно оно привело к эмиграции далай-ламы и появлению так называемого Тибетского правительства в изгнании.

Панчен-лама X, Мао Дзедун и ныне живущий Далай-лама XIV (фото: REUTERS/David Gray)

Духовный лидер тибетцев Нгагванг Ловзанг Тэнцзин Гьямцхо (таково его полное имя) взошел на престол государственного лидера в 15-летнем возрасте – отстранение регента стало одной из реакций Лхасы на поражение в Чамдоской операции. В силу своих убеждений, он пытался решить дело миром, встречался с Мао и признал прокитайского Панчен-ламу X собственно панчен-ламой, поставив точку в спорах о реинкарнации. Однако восстание (к которому Его Святейшество, кстати сказать, никакого отношения не имел) не оставило далай-ламе выбора – он бежал в Индию, а сотни тысяч последователей устремились за ним.

К настоящему моменту Далай-лама XIV больше не участвует в деятельности правительства в изгнании, не настаивает на независимости своей Родины (только на реальной автономии с соблюдением всех прав буддистов) и высказывает сомнения, что его следующая реинкарнация вообще будет заниматься политикой. Однако он остается для Пекина персоной нон-грата, которая, согласно официальной позиции КНР, плетет интриги с целью раскола страны.

Наконец, третьим этапом стала так называемая культурная революция середины 1960-х годов: в ходе внутрипартийной борьбы за власть Мао сеял хаос, направляя на врагов и их штабы-логова отряды цзаофаней и хунвейбинов – молодых фанатиков из бедных семей. Сейчас тот период в КHР официально считается «смутой», жертвами которой стали миллионы человек и бесчисленные сокровища материальной культуры Китая.

Материальной культуре тибетцев повезло еще меньше – она была уничтожена практически полностью. Целью привезенных из Пекина хунвейбинов и местных школьников, привлеченных к погромам, было уничтожение «четырех пережитков»: старых идей (включая религиозные), старой культуры, привычек и обычаев. То есть всего, что отличало тибетцев – отдельный народ со своим языком, алфавитом, тысячелетней историей и уникальным наследием – даже не от китайцев, а от необразованной коммунистической молодежи из пролетарских семей.

Из почти 6300 монастырей осталось только восемь, остальные были разграблены и разломаны, каждый пятый из 600 тысяч монахов убит, каждый второй из уцелевших изгнан. При этом хунвейбины не видели особой разницы между предметами религиозного культа и орудиями традиционных промыслов, культовыми храмами и постройками времен до нашей эры, книгами и могилами, церемониальными драгоценностями и национальной одеждой – переплавлялось или сжигалось абсолютно всё.

Те немногие произведения тибетского искусства, которые можно будет увидеть в Лхасе после снятия карантина, это либо новодел, либо то, что обнаружили на забытых складах Пекина, на свалках или в земле – несмотря на смертельный риск, монахи пытались спасти хоть что-нибудь.

Всевластие хунвейбинов закончилось лишь через несколько лет, когда они разбились на две группировки, не сумевшие договориться, кто из них больше любит Мао. Поскольку это грозило превращением погромов в полноценную войну, армия взяла Лхасу под контроль. Ее же стараниями уцелели и упомянутые выше восемь храмов. Премьер КНР Чжоу Эньлай имел право накладывать табу на уничтожение особо ценных проявлений «четырех пережитков», но на практике для этого приходилось посылать солдат, а наследие Тибета его интересовало в наименьшей степени.

Слезы тибетских лам

Одна из наиболее известных фотографий времен культурной революции запечатлела молодого человека, стоящего на трибуне возле портрета Мао. Агрессивная толпа тычет пальцами ему в лицо, а сам он молча смотрит куда-то в пол.

Это Панчен-лама X, а то, что происходит с ним, по-китайски называется «пидоухуэй», на тибетском – «тамцинг», а на русский язык четкого перевода не имеет (что-то вроде «сессия борьбы»). Данную репрессивную практику ввел в компартии и в среде хунвейбинов сам Мао. Суть в том, чтобы кричать на человека, унижать его, издеваться и избивать, пока он не «признается» и не «раскается» в своем «преступлении». Чаще всего «тамцинг» проводили на рабочем месте жертвы, иногда на улице, но случалось, что для этого использовали целые стадионы.

Такие акции особенно болезненны для китайцев, в культуре которых важное место занимает то, что мы называем «сохранением лица». Поэтому их запретили вскоре после смерти Мао, как одну из «ошибок» Великого Кормчего, но для панчен-ламы «тамцинг» стал только началом многолетнего кошмара.

Симпатизанты Тибета из числа тех, кого сложно отнести к буддистам, считают Панчен-ламу X предателем. Он был еще совсем ребенком, когда призвал НОАК захватить Лхасу, но к моменту подавления Тибетского восстания и бегства далай-ламы ему уже исполнилось двадцать лет. Занимая весьма высокие посты в китайской иерархии, Панчен-лама X решительно поддержал карательную акцию коммунистов, в благодарность за что его назначили фактическим руководителем Тибета (главой Комитета по подготовке создания автономного района) и отправили в Лхасу. Увиденное там привело ламу в ужас, но Мао, к которому он обратился за помощью, проигнорировал услышанное. Аналогичным образом поступили и другие партийные бонзы.

Так родилась так называемая Петиция 70000 иероглифов – огромных размеров трактат на имя премьера Чжоу Эньлая с критикой политики КНР в Тибете. Итог ее обнародования был предсказуем: панчен-ламу сняли со всех постов, подвергли травле, а в годы культурной революции водили на веревке по Пекину, унижая и избивая. Жизнь ему спас все тот же Чжоу Эньлай, взяв под охрану и отправив в Тибет в камеру-одиночку на десять лет.

Панчен-ламу освободили через два года после смерти Мао, еще через четыре – полностью реабилитировали. За это время он оставил монашество, женился (свадьбу организовала вдова Чжоу Эньлая – денег у богатейшего прежде тибетца не было), вновь занял руководящие посты в партии, но в Тибет вернулся лишь незадолго до смерти, чтобы перезахоронить останки других панчен-лам из разрушенных хунвейбинами святилищ.

Прибыв на родину, Панчен-лама X произнес речь, которую считают квинтэссенцией оценки китайского присутствия в Тибете:

«Благодаря освобождению, безусловно, имело место развитие, но цена, заплаченная за это развитие, была больше, чем выгоды».

Через пять дней 51-летний лама умер. Официально – от разрыва сердца, но китайские диссиденты и Тибетское правительство в изгнании убеждены, что он был отравлен: такой стала реакция компартии на его речь и на возвращение в проблемный регион.

Рожденный примерно в тот же день Гедун Чокьи Ньима – следующая реинкарнация панчен-ламы – был взят под стражу в шестилетнем возрасте и в прямом смысле слова спрятан китайским правительством. Единственное официальное заявление о его судьбе, распространенное Пекином пять лет назад, гласит:

«Перевоплощение панчен-ламы… в настоящее время получает образование, живет нормальной жизнью, растет здоровым и не желает, чтобы его беспокоили».

Собственно, это пожелание властей КНР относится и к тибетскому вопросу как таковому – не беспокойте!

Эхо войны

Современный Китай признает, что культурная революция оказалась страшной ошибкой, но в остальном проблема Тибета обставлена стеной из жестких пропагандистских формулировок.

Навязанный Лхасе силой договор с поддельными печатями именуется «соглашением по мирному освобождению», тибетское народное восстание – «мятежом реакционных кругов», а день его подавления (траурный для Тибетского правительства в изгнании) отмечают как День спасения от крепостного рабства.

В этот день в Тибете традиционно случаются волнения. В 2008 году они вновь переросли в погромы.

Нельзя сказать, что тибетцы не ценят всего того, что сделала для них КНР. Ценят! Регион, где люди мылись по нескольку раз за жизнь, был выдернут из средневековой архаики и подвергнут масштабной инфраструктурной модернизации. Среднестатистический житель Тибета теперь доживает до 70 лет, хотя раньше умирал в 35, а самих тибетцев стало втрое больше.

Но почти в каждой семье хранится память о жертвах подавленного восстания или культурной революции, а живописные пейзажи региона навсегда избороздили шрамы: обломки и остовы дворцов, монастырей и храмов, даже в таком состоянии относящихся теперь к «сокровищнице общекитайской культуры».

Возможно, всех этих жертв удалось бы избежать, если бы в дни Чамдоской операции некогда столь важный для мировых держав Тибет не оказался бы в политической изоляции. СССР к тому моменту полностью переориентировался на поддержку Китая, а англосаксы, судя по всему, не простили Лхасе принципиального нейтралитета во Второй мировой войне: регент при далай-ламе категорически отказал спецпосланнику президента Рузвельта в том, чтобы использовать территорию Тибета для транспортировки вооружений из Британской Индии в Китай. Это стоило союзникам более 600 самолетов, сбитых над Гималаями.

Кстати, тем посланником был полковник армии США Илья Толстой – внук Льва Толстого, эмигрировавший из Советской России. Это можно считать последним эпизодом русского участия в судьбе Тибета.

Эта судьба символически (и, как представляется теперь, окончательно) сплелась с китайской в начале 1990-х годов, когда в Тибетском автономном районе завершились масштабные реформы. Они были основаны на той самой «Петиции 70000 иероглифов» Панчен-ламы X, засекреченный текст которой утек в интернет несколькими годами позже и был верифицирован правительством в изгнании.




Смотрите ещё больше видео на YouTube-канале ВЗГЛЯД

Журнал «Человек без границ» — Сохраним Тибет!

Интервью с господином Таши, руководителем Центра тибетской культуры и информации в Москве

• Уважаемый господин Таши, нам бы очень хотелось, чтобы люди России, наши читатели больше узнали о Далай-ламе как о человеке и духовном учителе тибетского народа, о тех ценностях, которые он защищает. У нас много вопросов. И, если позволите, первый: Его Святейшество обвиняют в том, что это он режиссировал акции протеста в Тибете. Как он реагирует на эти обвинения? Какова его позиция?
Такие вопросы крайне важно обсуждать, потому что достоверная информация о Тибете довольно редко попадает в Россию. Единственный ее источник сейчас — сайт «Сохраним Тибет», который мы поддерживаем.
Конечно, та информация, которая поступает из Тибета сегодня, стала объективнее, а до 15 марта, до событий в Лхасе, в России можно было узнать только точку зрения китайской компартии. Мы очень обеспокоены этим, потому что, если люди получают одностороннюю информацию, у них создается неправильное представление о том, что происходит в Тибете.
Наш долг — дать настолько объективную информацию, насколько это возможно. И у нас нет абсолютно никаких мотивов говорить вам неправду. Журналисты могут сами провести расследование — Его Святейшество всегда подчеркивает, что на них лежит огромная ответственность за то, чтобы доносить правильную информацию до людей. Он обычно шутит, что у журналистов должен быть длинный нос, чтобы все вынюхивать. Когда в прессе появляется объективная, настоящая информация, это очень радует.

То, что сегодня говорит китайская сторона, на сто процентов не соответствует действительности. И доказать это очень легко — если китайцам нечего скрывать, почему они не пускают в Тибет иностранцев, журналистов в том числе? Буквально с самых первых дней событий в Тибете главное требование — допустить туда журналистов, чтобы они своими глазами увидели, что сделало китайское правительство для тибетцев и что сделал для них Его Святейшество, о чем мечтают люди, живущие в Тибете. Если иностранные журналисты приедут в Тибет, они сами почувствуют, действительно ли тибетцы счастливы.
Сегодня китайцы утверждают, что, за исключением незначительного меньшинства, тибетцы счастливы при китайском режиме. Но если они счастливы, откуда все эти события?

• Есть мнение, что Далай-лама, пользуясь Олимпиадой в Китае как прикрытием, хочет решить свои политические проблемы…
Далай-лама, духовный лидер Тибета и миллионов буддистов, живущих по всей планете, человек с широким видением мира, одним из первых высказался в пользу проведения Олимпийских игр в Пекине. Китай — огромная страна с древней культурой, древними традициями (другой разговор, дожили ли они до сегодняшних дней), страна, достигшая больших достижений в спорте. В Китае живут миллиарды людей, и для всех них Олимпийские игры — это предмет гордости.
Что касается политической стороны вопроса, Его Святейшество не требует независимости Тибета, он хочет жить вместе с китайским народом в составе одного государства, он уже давно предложил политику срединного пути. Следуя ей, тибетцы согласны оставаться в составе Китая, в этом случае с экономической точки зрения они выигрывают. Нравится нам это или нет, мы соседи. Почему нам не жить дружно, ведь можно улыбаться друг другу, а не драться? Об этом он говорил уже тысячу раз. Тем не менее китайцы продолжают говорить, что он стремится сорвать Олимпийские игры, хочет раскола КНР. Это неправда, и люди должны это знать… Иногда нам кажется, что китайское руководство не слышит Далай-ламу или ведет себя неискренне, не идет навстречу.

• Интересны взгляды Далай-ламы как духовного и политического лидера. Можете ли вы рассказать, как он оценивает проблемы современного мира? Мир большой, в нем много всего происходит. С точки зрения Далай-ламы, какие основные проблемы сейчас стоят?
В 2006–2007 годах мы проводили официальные пресс-конференции для российских журналистов, чтобы они могли задать вопросы Далай-ламе напрямую. Одна из проблем, которую он особенно выделял, — перенаселение планеты. Вторая — разрыв между богатыми и бедными людьми. Сейчас северные страны мира более развиты экономически, чем южные. Далай-лама подчеркивал, что мировые лидеры должны постараться сократить разрыв между севером и югом, между богатыми и бедными. Это одна из самых важных проблем.

• Господин Таши, последние два месяца вам часто приходилось говорить о проблемах Тибета. Как люди в России реагируют на них, какие слова чаще звучат?
Я постоянно ощущаю поддержку и сочувствие простых людей России. Это телефонные звонки, электронные письма, комментарии, которые появляются на сайте. По ним мы можем судить, что чувствуют простые люди, живущие в России.
Сегодня тибетские монастыри окружены китайскими войсками. Монахи не могут ни выйти, ни войти, им не подвозят пищу. По ночам приходят и забирают людей… Мне кажется, что жители России особенно сочувствуют тибетцам, потому что в вашем народе свежа память о таких же событиях. Тибетцы сегодня постоянно живут с ощущением страха. Они не могут доверять друг другу, отец не может доверять сыну. И конечно, китайское телевидение в эти дни показывало одни и те же картинки — как тибетцы громили магазины… По их статистике получается, что погибли только 20 человек. По нашим данным, погибли 200 тибетцев и тысячи находятся в тюрьмах. На прошлой неделе 30 человек получили сроки от трех лет до пожизненного заключения. Никакого справедливого суда. Обвиненный не может ничего сделать, не может себя оправдать…

• Мы знаем, что российские буддисты молятся за своих братьев, а что может сделать простой человек — не буддист, не тибетец, — который неравнодушен к судьбе тибетцев? Как он может помочь?
Я много думал об этом… У России сейчас очень тесные отношения с Китаем, и если бы она захотела помочь своему соседу решить эту проблему, то могла бы сыграть особую роль. В Тибет могут поехать российские журналисты, врачи — они могли бы оказать помощь людям, потому что раненые тибетцы не могут пойти в китайские клиники: они боятся.
Если говорить о простых россиянах, буддисты они или нет, — когда Тибет получает моральную поддержку из всех стран мира, это очень важно. Мы чувствуем ее. Когда вы очень страдаете и кто-то приходит утешить вас, помочь вам, вы моментально чувствуете помощь, это очень помогает. Но сегодня нужно обращение к правительству, и это не вопрос вмешательства в чужие дела…
Китайцы умело манипулируют людьми. Сейчас они говорят: «Посмотрите — Далай-лама и его сообщники против народа Китая». Это не так. Далай-лама всегда подчеркивает: мы не против китайского народа, мы против той политики, которую его правительство проводит в отношении тибетцев. Ведь на протяжении 50 лет люди страдают, подвергаются дискриминации в собственной стране, если они говорят что-то против, то оказываются в тюрьме… Тибетцы — религиозный народ, им с детства прививаются религиозные взгляды, для них Далай-лама — духовный учитель. А теперь весь народ заставляют от него отказаться, оскорблять его… Что же можно ждать от тибетцев в ответ? Что они могут чувствовать? Ведь их вынуждают так действовать. А если они не подчиняются, не хотят идти против Далай-ламы, их забирают и уводят… Куда? Никто не знает. Но сердце и душу нельзя принудить…
Если китайцы способны стрелять в свой народ, что для них тибетцы?

Переводчица Юлия Жиронкина: Любые акции в поддержку Тибета очень помогают. В мае была мирная акция поддержки Тибета в Санкт-Петербурге. Сто или немного больше человек, не все из них буддисты, собрались, разумеется, не перед посольством Китая, где-то в стороне. Но фотографии и видео попадают в Интернет, на тибетские сайты. Журналист из «Нью-Йорк Таймс» написал очень красивую статью на английском языке. Она сейчас известна и тибетцам. Наши друзья на Украине несколько раз собирались вместе перед китайским посольством. На плакатах было написано: «Мое сердце с Тибетом». Человек просто изъявляет свою позицию, свою волю, свою поддержку. Такое участие, пусть это маленькое заявление, имеет большое значение. Если человек молится, если говорит, что он чувствует, это имеет значение.

• Несмотря на очень тяжелую ситуацию, продолжается борьба. Причем ненасильственная. Далай-лама полон оптимизма и сил. Это поражает! Откуда он черпает свои силы? Где его источник сил, надежды, на что он опирается?
Он встает около четырех утра. Начинает день с медитации, цель которой — понять реальность. Конечно, в сегодняшней ситуации он чувствует беспокойство, но никогда не позволяет недобрым чувствам к китайцам завладеть его сердцем. Если бы так произошло, это было бы нарушением буддийской философии сострадания, любви, бодхичитты. Конечно, отчаяние приходит время от времени, ведь он постоянно слышит обвинения. Кажется, главное — что он чувствует к китайцам сострадание и жалость.
Он всегда оптимистически настроен. Он понимает, что проблема есть, проблемы будут всегда. Но если вы теряете оптимизм, на этом все заканчивается. Он всегда говорит, что у него три большие задачи в жизни. Первая и главная — пропаганда общечеловеческих ценностей. Сегодня, когда мы включаем телевизор или открываем газету, то слышим об убийствах, воровстве, люди убивают друг друга, как будто они не люди. Мы все ощущаем дефицит гуманизма. Тем не менее мы все человеческие существа и способны к развитию, взращиванию общечеловеческих ценностей. Его Святейшество старается способствовать этому.

• Имеется в виду гуманизм как свойственное человеку качество, или речь идет о каких-то конкретных ценностях?
Когда Далай-лама говорит о первой задаче, то не имеет в виду религию. Он считает, что люди могут обходиться и без религии, среди нерелигиозных людей есть много порядочных людей. Далай-лама говорит о взращивании нравственных ценностей: общество может обойтись без религии, но без этики, без нравственного поведения — нет.
Вторая его задача — гармония в отношениях между разными религиями. Конечно, у каждой религии своя философская основа, и мы не должны говорить, что наша религия лучше, а ваша хуже. Религиозные лидеры играют сегодня большую роль в обществе, поэтому крайне важно, чтобы между ними было взаимопонимание, чтобы они могли собраться вместе, поразмышлять о мировых проблемах. Это окажет очень ценное воздействие на все общество.
Эти две задачи очень важны, и, куда бы Его Святейшество ни ехал, какую бы страну ни посещал, он всегда говорит о них. Это такие ценности, как любовь, сострадание, способность находить компромиссное решение.
Тибет — тема номер три. Он ее никому не навязывает. Но если его спрашивают, он говорит, что это его третья задача — дать полную картину. В 2004 году Его Святейшеству на два дня разрешили приехать в Россию при условии, что он будет находиться только на территории Калмыкии; он не должен был делать никаких политических заявлений, встречаться с политическими деятелями. Но они сами приходили…

• Насколько вероятен сейчас визит Далай-ламы в Россию?
На этот вопрос никто не может ответить. В России много людей, которых интересует буддизм, никто не может сосчитать, сколько их. Последний раз Далай-лама был в России в 1998 году. Его визита ждут многие, особенно пожилые люди. Когда я приезжаю в республики России, где большинство буддисты, мне всегда задают вопрос «Когда Далай-лама приедет?».
Я понимаю, что в интересах России поддерживать очень хорошие отношения с Китаем. Когда у двух гигантских стран хорошие, теплые отношения, это положительно влияет на весь регион. Но Россия слишком склоняет голову перед Китаем… С другой стороны, на любую страну, куда приезжает Далай-лама, начинается давление со стороны Китая.
За исключением нескольких стран, Его Святейшество спокойно путешествует по миру. И везде стремится помочь людям стать более ответственными перед обществом. Он никогда не пытается манипулировать людьми, которые к нему приходят.

• Сайт вашего центра называется «Сохраним Тибет», что имеется в виду? Что важно сохранить, что может потерять мир?
Сегодня стоит вопрос о выживании тибетской культуры. В самом Тибете количество китайцев превышает число тибетцев. С 2006 года, когда было закончено строительство железной дороги, в Лхасу, по нашим данным, каждый день приезжало три-четыре состава, то есть 4000–5000 людей приезжали в Тибет. Половина были туристы. Это нормально, это даже необходимо для развития отношений. Но если ежедневно 2000 человек приезжают и остаются в Тибете жить, то достаточно провести умножение и понять, что будет через 10–15 лет. Тибетцев уже меньшинство в их регионе. Люди постепенно переходят на китайский язык. Хороших рабочих мест для тибетцев нет, у них нет свободы слова, свободы вероисповедания. Поэтому Тибет утрачивает свою культуру, особенную культуру, которой есть что предложить миру и которую, конечно, надо сохранить.

• В чем ее сила, красота?
Конечно, в буддийской философии, которая объединяет разных людей. Когда у человека возникают вопросы, внутренние проблемы, он начинает читать буддийские книги и находит в них некоторые ответы. Совсем не обязательно становиться буддистом. Еще подчеркну, что тибетцы сохранили полную форму буддизма, которая включает в себя хинаяну, махаяну и ваджраяну. Если тибетские монастыри будут уничтожены, мы потеряем это религиозное наследие. Буддизм будет сохранен фрагментарно лишь в некоторых странах.

• Он уникален и традицией воплощения живых Будд, одним из которых является Далай-лама. Насколько это важно и почему?
Сегодня Китай утверждает, что буддийская культура представляет угрозу для китайского народа, и, видимо, хочет уничтожить ее. В сентябре был принят новый указ: без разрешения центрального правительства нельзя признавать ни одного ламу-перерожденца. Это очень интересный ход событий. Мы считаем, что коммунисты не должны вторгаться в сферу религии. Ясно, что они хотят эту традицию прервать. Рано или поздно Далай-лама XIV покинет этот мир, и при сегодняшнем раскладе судьба Далай-ламы XV будет такой же, как судьба Таши-ламы. Китайцы хотят выдвинуть своего мальчика, как поступили с Таши-ламой.
Далай-лама говорит: «Если при моей жизни тибетский вопрос не будет разрешен, то я не буду рождаться на территории, которая будет находиться под китайским контролем». Китайцы обвиняют его в том, что, высказываясь таким образом, он нарушает традицию тибетского буддизма…

• Буддисты говорят, что все проблемы от неведения. Если бы люди лучше знали мировоззрение и самого Далай-ламу…
Юлия Жиронкина: Сегодня все больше людей едут учиться к Далай-ламе в Индию. Жители буддистских регионов России не могут позволить себе этого, но они стараются, копят деньги. Также Далай-лама каждый год около десяти дней учит всех желающих в Дхармасале. И он читает лекции по всему миру, на нашем сайте есть расписание. Сейчас это реальная возможность контакта.

На приёме у тибетца. Травами лечат даже лежачих больных | Здоровая жизнь | Здоровье

Люди из Москвы, Питера и других мегаполисов летают на приём к врачам в Бурятию, где действуют несколько центров тибетской медицины. Оказавшись в Улан-Удэ, корреспондент «АиФ» не смог пройти мимо дверей одного из них. За дверью его ждал улыбчивый доктор Ямпил Аевам, в народе известный как Ямпил-багша.

Диагноз по пульсу

Массивный стол, кожаные кресло и диван, изображение Будды в углу и во всю стену — шкаф со множеством ящичков (я насчитал 90!), где лежат травы. Фитотерапия — основа тибетской системы, ни одна медицина мира не может похвастаться таким разнообразием трав. Тибетцы смогли соединить науку о биоактивных точках (акупунктуру), пришедшую из Китая, с собст­венными традициями траволечения и дополнить кое-чем ещё. 

Ямпил-багша приглашает присесть и берёт в руку моё запястье. «Сначала мы проводим внешний осмотр пациента. Спрашиваем, как он питается, много ли работает, сколько отдыхает. Желательно посмотреть мочу. Уже потом я провожу диагностику по пульсу», — и доктор кладёт на моё запястье три пальца. Внимательно смотрит в глаза: «Давление у вас повышенное, дыхание слабое. Мало спите. И что-то с жёлчью у вас не то. Жёлчь плохая, возможно, есть камни в пузыре». 

Я признаюсь ему, что жёлч­ный пузырь у меня удалён 7 лет назад, как раз из-за одного-единственного камня, не лучшим образом расположившегося в протоке. Но в принципе диагноз поставлен верно: пищеварительная система — не самое сильное место моего организма, и качество жёлчи надо улучшать, что показали недавние анализы крови. Однако как это можно узнать по пульсу?

«На запястьях есть особые точки, по три на каждой руке. Каждая из точек соответствует какой-то паре внутренних органов, — поясняет Ямпил-багша. — Например, сердцу и тонкой кишке, лёгким и толстой кишке, печени и жёлчному пузырю. Всего — 12 органам. Я прощупываю пульс одновременно подушечками трёх пальцев. Если есть заболевание какого-то органа, пульс в его точке будет отличаться. Всего в тибетской медицине описано 80 разновидностей пульса. Он может быть тонким, быстрым, медленным, глубоким, выпуклым, пропадающим и т. п. По каждому виду пульса можно судить о состоянии того или иного органа». 

Я замечаю, что кожа на подушечках пальцев тибетского врача нежная и тонкая. Он улыбается: «Желательно иметь настолько тонкую кожу, чтобы, прикоснувшись к россыпи пшена, без труда определить, сколько зёрен там лежит». 

Прижечь астму

Выяснив, что именно и по какой причине болит у пациента, врач тибетской медицины назначает лечение. Это могут быть массаж, иглоукалывание, кровопускание, стоун-терапия (лечение камнями) и даже прижигание, которое по-научному называется моксотерапией. Говорят, эта процедура укрепляет защитные силы организма и открывает в теле особые каналы. 

Я уж готов был отдать своё тело на прижигание, но Ямпил-багша заметил, что мне это сейчас не поможет. «Во-первых, прижигание обычно назначают при астме, простуде, остеохондрозе, болях в суставах. Во-вторых, оно эффективно в сочетании с травами, так как помогает их компонентам проникать в нужные области организма. Кстати, о травах…» — и он подошёл к огромному шкафу. Через минуту в моих ладонях лежали два пакетика, красный и зелёный.  Внутри — спрессованные шарики из трав. «Один шарик растолочь и запить тёплой кипячёной водой» — гласила надпись. Пить надо утром и вечером. 

«Все наши травы привезены из Тибета, — говорит доктор. — Важно, чтобы они выросли в чистом месте. Например, я не могу рекомендовать ни одного вида трав, растущих в черте Улан-Удэ. Названия тибетских трав вам ничего не скажут. Допустим, есть такая — аругу. Я даже не знаю, как она по-русски называется и растёт ли в России. Но это самая полезная трава, она обязательно входит в состав каждого фитопрепарата. Всего же может быть до 60 компонентов в одном пакетике. Пропорции их строго выверены». 

Если верить журналу, который ведёт Ямпил-багша и куда записывает истории своих пациентов, чаще всего к нему обращаются с болезнями суставов и спины, расстройствами пищеварения, язвами, камнями и опухолями. «Да-да, некоторые травы обладают противоопухолевым воздействием, это было установлено опытным путём, — утверждает он. — Пациенты, чьи истории записаны в этом журнале, — реальные люди, можете проверить. Бывали случаи исцеления, которые со стороны выглядят словно чудо. Скажем, одна женщина была лежачей больной на протяжении 17 лет. Её под руки ко мне привели. Три года я её лечил — сейчас сама ходит в магазин».

Ямпил-багша, уроженец Восточного Тибета, не только обучался традиционной медицине у себя на родине, но и закончил Московскую медицинскую академию им. Сеченова. А потому имеет право сравнивать два подхода к лечению, восточный и западный: «На Западе научились ставить точные диагнозы с помощью оборудования. Впечатляют успехи хирургии. Но хронические болезни там лечат не лучшим образом.

Европейская медицина делит целое на части, каждый специалист занимается отдельно взятым органом. И иногда получается, что одно лечат, а другое калечат. А ведь хронические болезни требуют системного подхода. Он-то и присущ тибетской медицине, которая восстанавливает здоровье организма как целостной системы. Фитопрепараты помимо основной болезни устраняют и сопутствующие нарушения. В итоге повышается иммунитет, удлиняется жизнь». 

Ну и конечно, восточная медицина неотделима от философии. В медицинском трактате «Чжуд-ши» сказано: больного человека можно сравнить с тем, кто попал в плен к разбойникам. И задача врача — вырвать его из их рук. 

Смотрите также:

Миф о Тибете — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Тибет окружен аурой мистицизма, философии, созерцания мира и монахов в балахонах.

Для многих из них буддизм представляет собой даже не теологию, а медитативное и познавательное учение, призванное создавать и укреплять внутреннюю гармонию и наставлять на путь истины. В общем случае, духовное сосредоточение устремляется не только на себя, но и на благополучие других. Каждый пытается преодолеть эгоистические импульсы и добиться более глубокого понимания своей связи с миром людей и вещей. «Социально вовлеченный буддизм» старается сочетать личное освобождение с ответственным социальным действием, во имя построения просвещенного общества.

Исторический взгляд, тем не менее, открывает тот факт, что многие формы буддизма не были свободны от доктринального фанатизма, а также от жестоких эксплуататорских практик, характерных для других религий.

1.

В Шри-Ланке существует легендарная и почти святая история о триумфальных сражениях, которые вели буддистские короли прошлых времен. На протяжении ХХ столетия буддисты яростно и жестоко воевали друг с другом и с не буддистами – в Таиланде, Бирме, Корее, Индии и в других местах.

В Шри-Ланке вооруженные столкновения между буддистами-сингалезами и индуистами-тамилами унесли многие жизни с обеих сторон. В 1998 году Госдеп США опубликовал список из тридцати наиболее жестоких и опасных группировок экстремистов. В Южной Корее в 1988 году тысячи монахов-буддистов ордена Чогуэ дрались друг против друга с использованием кулаков, камней, зажигательных бомб и бейсбольных бит. Сражения продолжались по целым неделям. Монахи бились за контроль над орденом, самым большим в Южной Корее, с годовым бюджетом в $9,2 миллиона, с многомиллионной собственностью по всему миру и правами назначения 1700 монахов на различные должности. В потасовках был нанесен ущерб главным буддистским святыням и десятки монахов получили ранения, в том числе серьезные. Общественное мнение южнокорейцев осуждало обе фракции, считая, что кто бы не победил, все равно орден будет служить интересам богатых верующих, их дорогим домам и автомобилям

Как и в других религиях, ссоры между различными буддистскими сектами часто разжигаются материальными интересами, коррупцией и личными антипатиями лидеров. Например, в Нагано, Япония, в престижном комплексе храмов Дзенкоя, служившим домом для буддистских сект более 1400 лет, разразилась «отвратительная битва» между верховным священником Коматсу и Тачу – группой храмов, номинально подчиненных верховному священнику.

Монахи Тачу обвинили Коматсу в продаже письменных и художественных работ от имени храма для личной выгоды. Их также возмущало частое появление верховного священника в обществе женщин. Коматсу, в свою очередь, намеревался изолировать и наказать критически настроенных к нему монахов. Конфликт продолжался 5 лет и перекинулся в судебные инстанции

2.

Ну а что с тибетским буддизмом? Не является ли он исключением? И какое общество он создал? Многие буддисты утверждают, что до китайского вторжения в 1959 году, старый Тибет являлся духовно-ориентированным королевством, свободным от эгоизма, пустого материализма и коррупции, захлестнувших современное индустриализированное общество. Западные СМИ, путеводители, литературные произведения и голливудские фильмы изображают тибетскую теократию как подлинный Шангри-Ла. Сам Далай-лама заявлял, что «проникающее влияние буддизма» в Тибете «создало общество, погруженное в мир и гармонию. Мы наслаждаемся свободой и полнотой жизни»

Но изучение истории Тибета рисует несколько иную картину. «Религиозный конфликт был распространенным явлением в старом Тибете» — пишет один западный приверженец буддизма. «У многих историков принято создавать благообразный образ тибетских лам и их последователей, живущих вместе во взаимной терпимости и доброй воле. В действительности, ситуация была совсем иной. Старый Тибет куда больше походил на Европу времен религиозных войн и контрреформации» .

В XIII веке, император Кубла Хан создал первого Верховного Ламу, назначив его председательствовать над всеми другими ламами, как папа Римский над епископами. Несколько столетий спустя армия китайского императора была послана в Тибет, дабы оказать поддержку Верховному Ламе – амбициозному человеку 25 лет отроду, давшему себе впоследствии титул Далай (океан) Лама, правителя всего Тибета.

3.

Две его предыдущие «инкарнации» в качестве ламы были ретроактивно признаны за его предшественниками, таким образом, превратив первого Далай Ламу в третьего Далай Ламу. Этот первый (или третий) Далай-лама захватил монастыри, не принадлежавшие его секте, а также уничтожил буддистские письмена, которые выражали несогласие с его претензиями на святость. Далай-лама, пришедший ему на смену, сибаритствовал, имел множество любовниц, устраивал пышные празднества в обществе друзей и вообще, вел себя не подобающим для своего высокого сана образом. За это он был убит своими священниками. В течение 170 лет, несмотря на признанный священный статус, пятеро Далай Лам были убиты представителями высшего духовенства или своими придворными

Сотнями лет соперничающие буддистские секты в Тибете устраивали жестокие столкновения и многочисленные казни. В 1660 году при пятом Далай Ламе разразилось восстание в провинции Цанг – цитадели соперничающей секты Кагу, во главе с верховным ламой по имени Кармапа. Пятый Далай-лама призвал к решительным действиям против восставших, направив монгольскую армию, чтобы уничтожить мужчин, женщин и детей «подобно яйцам, разбивающимся о камни… Cотрите с лица земли все их следы, даже их имена»

4.

В 1792 году многие монастыри Кагу были конфискованы, а их монахи были насильственно обращены в секту Гелуг (секта Далай Ламы). Школа Гелуг, известная также под именем «Желтые шляпы», не желала проявлять терпимость к другим буддистским сектам.

Традиционные молитвы секты содержали такие слова:

«Благословен ты, о, жестокий бог учения Желтой шляпы, обращающий в пыль великие существа, высших сановников и простых людей, которые загрязняют и портят учение Гелуг» .

Воспоминания тибетского генерала, жившего в XVIII веке, содержат описания борьбы между буддистскими сектами – такой же кровавой и беспощадной, как и все другие религиозные конфликты. Эта мрачная история остается незамеченной сегодняшними последователями тибетского буддизма на Западе.

Религии крепко связаны не только с насилием, но также и с экономической эксплуатацией. Часто именно экономическая эксплуатация обуславливает насилие. Так было и с тибетской теократией. До 1959 года, когда Тибет возглавлял последний Далай-лама, большая часть плодородных земель была организована в поместья и обрабатывалась крепостными. Эти поместья принадлежали представителям двух социальных групп: богатым землевладельцам и состоятельным л

Когда традиционная медицина не спасает, на помощь приходит…

Мы продолжаем рассказывать истории оздоровления жителей Бурятии с помощью нетрадиционной медицины.

Действительно, когда врачи и лекарства не помогают, остается одна надежда: народные целители. С помощью своего природного дара они поднимают людей на ноги. Кроме этого, у нас в Бурятии, да и по всему миру зарекомендовала себя тибетская медицина. Она славится травами, которые избавляют от хронических и других тяжелых заболеваний.

Один из известных в народе тибетологов – эмчи-лама Жамцо. Он принимает пациентов в Улан-Удэ вот уже 11 лет. Больше 30 лет посвятил себя тибетской медицине: в 15 лет он ушел в монастырь, получил буддийское образование, затем обучался тибетской медицине, получил лицензию на право лечить людей. Но люди редко интересуются наличием лицензии, в основном они приходят по «сарафанному радио».

Необходимость в операции отпала

У Жамцо-ламы проходила лечение девушка, которая была после родов. Как показало исследование в больнице, ей нужна была операция. Она, конечно же, не хотела операционного вмешательства. После курса лечения операция уже не понадобилась, удивился сам врач.

Жамцо-лама, как правило, делает диагностику пульса и на основе анализа составляет программу лечения. Все травы и лекарственные препараты состоят из натуральных ингредиентов и привозятся строго из Тибета.

«Сын кашлял 4 месяца»

Тибетская медицина лечит от многих заболеваний. В том числе от бронхита. Мама трехлетнего малыша была счастлива, когда ее сын, наконец, перестал кашлять. Он кашлял 4 месяца без перерыва, врачи не могли поставить диагноз, все списывали на аллергию. А тибетские травы помогли.

Жамцо-лама помогает людям избавиться от разных заболеваний: головные боли, кожные заболевания, болезни суставов, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, сахарный диабет, одышка, ангина, проблемы с печенью, желчным пузырем, почками, женские заболевания.

— Продолжительность курса лечения у всех выявляется индивидуально. Ведь все зависит от состояния здоровья пациента, — рассказал тибетолог Жамцо.

Бросить куриться спустя 10 лет

Как рассказала нам одна из читателей infpol.ru, она отказалась от курения благодаря травам, которые ей прописал Жамцо-лама. Случайно услышала о ламе от водителя маршрута № 17.

Многих беспокоит повышенное содержание сахара в крови. У одной из пациенток Жамцо-ламы уровень сахара был 9, а после одного курса лечения уровень пришел в норму (5,1).

«Его лекарства чудодейственные», — удивляются бабушки и дедушки.

Благодаря лечению Жамцо-ламы многие женщины, имеющие серьезные женские заболевания, сумели забеременеть.

Жамцо-лама проверяет пульс Главе Республики Тыва

Как сохранить свое здоровье?

Мы решили взять у эмчи-ламы Жамцо небольшие советы, как сохранить свое здоровье.

— Важны две вещи: то, как мы себя чувствуем, и то, как мы думаем. Что касается нашего тела, то нужно есть свежую еду, натуральную. Большое значение имеет гимнастика. Есть разница в образе жизни в Бурятии и в Тибете. Там независимо от возраста люди каждый день делают 100 простираний утром и вечером. Это очень хорошая гимнастика и духовная практика. Также важно думать о хорошем. Если человек постоянно думает о плохом, он притягивает к себе болезни. Нужно думать о хорошем, это помогает поддерживать организм в хорошем состоянии.

Попасть на прием к эмчи-ламе  Жамцо можно, записавшись по телефонам 62-75-23 или 8-924-395-28-55. Он принимает по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Гурульбинская, 15, дацан «Арья-Дари».

Автор: Сергей Александров

Все, что нужно знать о тибетской медицине

Многие слышали, как троюродного брата четвероюродной сестры дяди Коли спасла тибетская медицина от ужасающей болезни… Но все-таки, в каких случаях она необходима? Чем она отличается от любой другой медицины и как она работает? В этой статье мы ответим на основные вопросы, которые возникают у людей.

Тибетская медицина — что это?

Тибетская медицина представляет собой уникальную систему врачевания, которая насчитывает более 2000 лет. Она сформировалась в результате накопления и совершенствования опыта китайской, древнеиндийской и арабской медицины.

Тибетская медицина рассматривает наш организм как единую систему трех жизненных начал (конституции/доша):

  • Ветер отвечает за нервную систему
  • Слизь отвечает за лимфатическую и эндокринную систему
  • Желчь отвечает за пищеварительную систему

У большинства людей доминирует одно из начал и оказывается более ярко выраженной. В зависимости от этого люди делятся на типы: человек Слизь, человек Желчь, человек Ветер. Определить свою конституцию вы можете благодаря нашему тесту, который находится ниже.

И согласно учению, когда одна из трех жизненных начал начинает больше доминировать, зарождаются болезни в организме. Поэтому основная задача тибетологов привести их к равновесию.

Чем тибетская медицина отличается от западной?

  1. Тибетская медицина лечит причину заболевания, а не только ее последствия
  2. Если западная медицина сконцентрирована на конкретном органе, то тибетская берет весь организм в совокупности
  3. Тибетологи лечат безоперационным путем, воздействуя на биологически активные точки, используя фитотерапию, прогревание, мануальную терапию, массаж и др.

Чем тибетская медицина отличается от народной?

  1. Народная медицина только облегчает симптомы, а не выявляет причины болезни
  2. Тибетская медицина представляет собой научную систему знаний. В то время как рецепты народной медицины просто передаются из уст в уста.
  3. Тибетолги опираются на использование биоактивных точек и воздействие на них тем или иным способом.

Какие болезни чаще всего излечивает тибетская медицина?

Тибетская медицина хорошо помогает людям с болезнями опорно-двигательной системы: артроз, артрит, радикулит, межпозвонковые грыжи и другие.

Также хорошо лечатся бронхиальная астма, гипертония, болезни сердца, нервной системы, органов кровообращения. Много случаев, когда излечивали миому без операции, эндометриоз, поликистоз и другие болезни женской половой сферы.

Тибетская медицина особенно эффективна при хронических нарушениях, таких как нарушения пищеварительной системы, ревматизм, артрит и хроническая болезнь печени.

Как происходит лечение?

Тибетская медицина практикует четыре способа лечения:

  • корректировка питания,
  • исправление образа жизни,
  • курс различных процедур,
  • прием фитопрепаратов.

Тибетолог проверяет работу органов и выявляет, какие биологически активные точки нуждаются в воздействии. Воздействие происходит тремя путями: сильным нажатием, иглоукалыванием  и моксами (прижигание). Моксы отлично справляются с легочными заболеваниями и астмой.

Лекарства, которые используют тибетские врачи, изготовлены из растений, растущих чаще всего в Гималаях.

Когда собирают травы, в учет идет сезонность и местность произрастания. При изготовлении ингредиенты растирают до состояния мельчайшей пыли. Как уверены тибетологи, только в этом случае появляются межмолекулярные связи, которые в совокупности обладают лечебным свойством.

Сколько нужно времени?

Каждый человек от природы имеет склонность к тем или иным заболеваниям. Это зависит от того, какая из трех регулирующих систем у него доминирует. Заболевания возникают из-за дисбаланса. Специалист тибетской медицины определяет, какая именно система разбалансировалась и устраняет первую причину болезни.

Лечение может составлять 10–15 процедур. При грыже, например, нужно сделать несколько курсов (с полугодовым перерывом). Есть проблемы, которые решаются и за один сеанс. Например, защемление нерва.

Курс фитотерапии обычно составляет 21 день, но количество и длительность курсов определяет тибетский специалист.

Тибетская медицина и питание.

В тибетской медицине питание играет значительную роль в нашем здоровье, а плохое пищеварение является причиной многих видов болезней.

Поэтому мы даем вам 5 простых советов правильного питания от Ямпил Багши, доктора буддийской философии и тибетской медицины из тибетского центра “Будда медицины”:

  1. Принимать пищу в одно и то же время
  2. Соблюдайте пропорции при приеме пищи (во время еды 2/4 желудка наполнять едой, ¼ водой и ¼ оставлять пустой для облегчения пищеварения)
  3. Пейте кипяченую воду — стакан теплой кипяченой воды полезно выпивать утром перед завтраком для очищения пищеварительной системы
  4. Ваш завтрак должен быть богатым белками, ваш обед должен быть максимально питательным и легкий ужин минимум за 3 часа перед сном
  5. Ешьте в зависимости от сезона и климата, например, больше говяжьего мяса зимой, а овощи и фрукты осенью и весной

А теперь, чтобы узнать вашу коституцию, пройдите здесь тест:

У вас еще остались вопросы? Тогда пишите их в комментариях!

Автор: Володя Молодой

Наша команда — Международная кампания для Тибета

Совет директоров ICT

Совет директоров является руководящим органом Международной кампании за Тибет. Правление контролирует финансовое и стратегическое планирование ИКТ. Члены правления избираются сроком на два года. В Правление входит не более 21 человека. Совет директоров собирается три раза в год и имеет три рабочих комитета — комитет по политике, финансам и управлению.

Консультативный совет по ИКТ

Консультативный орган, который помогает руководить ИКТ и играет важную роль в продвижении программной работы ИКТ.Члены Консультативного совета назначаются и избираются Советом директоров сроком на два года. Количество членов Консультативного совета не ограничено.

  • Victor Chan, Ванкувер, Британская Колумбия, Канада
  • Ринчен Дхарло, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
  • Марвин Хэмлиш, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США * (июнь 1944 г. — август 2012 г.)
  • Бетт Бао Лорд, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
  • Nancy Nash, Гонконг, Китай
  • Геше Лобсанг Тензин Неги, Атланта, Джорджия, США
  • Abdullah Ommidvar, Сантьяго, Чили
  • Дост.Гелек Ринпоче, Анн-Арбор, Мичиган, США
  • Доктор Орвилл Шелл, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
  • Проф. Роберт Турман, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США
  • Доктор Майкл ван Уолт, Сан-Франциско, Калифорния, США
  • Гарри Ву, Вашингтон, округ Колумбия, США
  • Qiang Xiao, Беркли, Калифорния, США
  • Адам Яух, Нью-Йорк, Нью-Йорк, США * (август 1964 г. — май 2012 г.)
  • Дост. Лама Сопа, Бодхгая, Индия

Международный совет консультантов

члена Совета являются выдающимися лидерами в своей области и привержены достижению справедливого и мирного урегулирования в Тибете.Члены назначаются и избираются Советом директоров. Количество членов Международного совета консультантов не ограничено.

  • Мистер Харрисон Форд
  • Достопочтенный Вацлав Гавел * (октябрь 1936 — декабрь 2011)
  • Достопочтенный Hideaki Kase
  • Г-жа Керри Кеннеди
  • Бернар Кушнер
  • Достопочтенный Витаутас Ландсбергис
  • Доктор Фанг Личжи * (февраль 1936 г. — апрель 2012 г.)
  • Миссис Майрид Магуайр
  • Достопочтенный Адольфо Перес Эскивель
  • Доктор.Хосе Рамос-Орта
  • Достопочтенный Раби Рэй * (ноябрь 1926 г. — март 2017 г.)
  • Профессор Самдхонг Ринпоче
  • Аян Сулак Сивараска
  • Тензин Н. Тетхонг
  • Епископ Десмонд Туту
  • Доктор Эли Визель * (сентябрь 1928 г. — июль 2016 г.)

Совет директоров ICT Europe

Сайт ICT-Europe »

  • Г-н Ричард Гир, почетный председатель
  • Проф. Д-р Ян Андерссон, заместитель председателя
  • Ян Виллем ден Бестен
  • г.Адам Козил
  • Темпа Церинг
  • Кристина Янсен

Совет директоров ICT Deutschland

Сайт

ICT-Germany »

  • Проф. Д-р Ян Андерссон
  • Г-н Намри Дагьяб
  • Мистер Джон Акерли
  • Г-жа Сабина Бёммер

ПЕРСОНАЛ ИКТ

Вашингтон, округ Колумбия

  • Маттео Мекаччи , президент
  • Бхучунг К. Церинг , вице-президент
  • Брайан Ахерн , менеджер по работе с донорами
  • Тензин Гьялпо , сотрудник по работе с клиентами
  • Тенчо Гьяцо , директор по связям с общественностью
  • Джеки Эрнандес , координатор развития
  • Лиззи Людвиг , директор по развитию
  • Джон Н., сотрудник по защите интересов
  • Лесли Рич , директор специальных программ
  • Морган Риль , менеджер по цифровому контенту
  • Ринчен Таши , заместитель директора по работе с китайцами
  • Ашвин Вергезе , сотрудник по связям с общественностью
  • Тензин Норгей , аналитик

Амстердам, Нидерланды

Сайт ICT-Europe

  • Церинг Джампа , исполнительный директор
  • Криста Мейндерсма , директор по адвокации, связи и сбору средств
  • Джориеке Баккер , старший операционный менеджер
  • Питер Сондерман , менеджер по администрированию баз данных
  • Шармила Джайпал , специалист по маркетингу и коммуникациям
  • Елена Сомерс, специалист по коммуникациям
  • Инге Хэкстра , специалист по сбору средств и интернет-маркетингу

Берлин, Германия

Сайт ICT-Germany

  • Кай Мюллер , исполнительный директор
  • Маркус Фейлер , директор по развитию и коммуникациям
  • Эрих Майер , Финансы и организация
  • Энн фон дер Оэ , сотрудник по развитию

Брюссель, Бельгия

  • Винсент Меттен , Директор по политике ЕС
  • Мелани Блондель , сотрудник по вопросам политики и защиты интересов

ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ К США

Работа и стажировки

Исполнительный директор, Европа

Правление ICT Europe инициировало процесс выявления, отбора и назначения преемника нынешнего исполнительного директора г-жи Церинг Джампа, которая руководила ICT Europe с момента ее создания в 1999 году и уйдет на пенсию осенью 2021 года.
Продолжить »