Плачущий по детям водопад. Святые места Туркестана
О священном водопаде Жылаган-ата наслышаны многие. А вот правда ли, что он плачет только после прочтения ему суры из священной книги мусульман, и как добраться до одного из самых труднодоступных сакральных мест Туркестана, решили выяснить участники молодежной экспедиции из Клуба путешественников Almaty Nomad и Tengri Travel.
Жылаган-ата — так называют не только водопад, но также холм, пещеру и родник. Расположены они далеко в Каратауских горах. Добраться до них крайне сложно, а потому тур к водопаду Жылаган-ата, поистине, один из самых экстремальных. Начинается он из Туркестана, что в 80 километрах. Как правило, гиды поднимают туристов еще до рассвета. Группа выезжает в 3 часа ночи…
40 километров еще можно попробовать отоспаться в автобусе. А дальше будет не до сна! Оставшиеся 40 километров — это крутое бездорожье на самую вершину Каратау. Ехать нужно по горным рекам, вдоль обрывов. Слабонервным придется несладко. До самой вершины, высота которой составляет более 2 тысяч метров над уровнем моря, им приходится буквально молиться на водителя. А водитель здесь один — Амиржан, который уже 30 лет на советском КавЗе, возит туристов…
4 часа езды и до самого Жылаган-ата — ни души! Изредка встречаются кони, но и они дикие. Растут также дикие тюльпаны. Вид из окна потрясающий.
Вокруг только горы и холмы. Идеальное место для обретения гармонии и душевного спокойствия.
Автобус останавливается на самой вершине трапециевидной горы. Но это не все. Дальше — еще 3 километра нужно пройти пешим шагом. Обойти гору и спуститься в самый низ…
Полчаса пути, и группа на месте — около водопада Жылаган-ата находится небольшой домик егеря и есть место для пикника. Воду для чая черпаем прямо из речки.
К самому же водопаду группа отправляется, как правило, позже. Нужно отдохнуть от тяжелой дороги, поесть и собраться с мыслями. Водопад, по поверьям местных жителей, обладает священными свойствами. С ним связана древняя и очень печальная легенда.
Научный консультант проекта, профессор кафедры культурологии и религиоведения КазНУ имени аль-Фараби Калимаш Бегалинова рассказывает, что некогда здесь жили пожилые супруги Гурзыхан-ата и Шаш-ана. К сожалению, детей у них не было. С мольбой о ребенке они обратились к Всевышнему. Их просьбу он удовлетворил, но с условием — ребенка мать должна носить в кожаном мешке аж 7 лет, пока он не встанет на ноги. Женщина почти доносила положенный срок и буквально в последний день не выдержала. Взмолилась о тяжелой ноше! Мешок упал, еще не рожденный младенец выпорхнул из него и, словно ангел, начал уноситься вдаль со словами: «Вы не дотерпели всего один день до моего рождения, и теперь я покидаю вас навсегда!» Унесся он, согласно легенде, в горы и исчез в пещере на самой вершине. Отец малыша был убит горем. Рыдал он долго и горько. Из его слез и возник водопад. Считается, что течет он только после того, как прочитать ему суру из Корана.
Правда это или нет, решили выяснить и мы. Подошли к водопаду в сопровождении смотрителя. Скала была совершенно сухой. Он принялся читать Коран. Прочитал суру дважды. Но вода вовремя так и не поступила. Прошло еще минут 10, пока сверху, словно из ниоткуда, полилась чистейшая вода.
На вопрос, почему так произошло, смотритель ответил, что, скорее всего, некоторые участники нашей экспедиции пришли не с благими намерениями, не покрыв голову, например. Так это или нет, спорить мы не стали. Остались при своем мнении. Для нас водопад — это удивительно красивое место юга и, пожалуй, самая труднодоступная туристическая достопримечательность Туркестана. А вот по поводу святости, мнения разошлись… Справедливости ради стоит отметить, что к Жылаган-ата часто приезжают женщины. Как и пожилые родители из легенды, здесь, вдали от цивилизации и людей, они просят у Всевышнего самого простого — женского счастья и возможности стать матерью. Как правило, женщины остаются здесь на ночь. Уезжают к утру. И в этом тоже есть своя прелесть. Почти сутки наедине с природой и самим собой — наверное, это то, что так сильно сегодня не хватает городским, привыкшим к суете и шуму людям.
Наша же группа к вечеру отправилась назад. Ехали уже другой дорогой. Признаться, страшно, когда за многие километры нет ни одной человеческой души. Наш водитель Амиржан рассказывает, что туристический сезон к Жылаган-ата длится всего 6 месяцев — с мая по октябрь. И если летом здесь бывают редкие туристы, то зимой — ни души. Как-то ранней весной он в первый раз отправился к водопаду и нашел человеческие останки с запиской, что люди здесь погибают от холода. Чтобы такого впредь не случалось, Амиржан привез на это место несколько тонн угля. Добрая душа! Наши же ребята благодарили его за смелость возить людей по экстремальному маршруту и профессионализм, с которым он справлялся с каждым крутым поворотом и обрывом. Как правило, после сложной поездки привозит Амиржан группу прямо к себе домой, где туристов угощают ужином и дают им возможность отдохнуть.
Жылаган-ата входит в число ста сакральных мест Казахстана. И даже если вы сомневаетесь в священных его свойствах, отправиться к водопаду стоит хотя бы из-за величественной природы, что окружает водопад, тишины и спокойствия.
Автор текста: Мадина Ашилова
Фотографии: Алибек Бегалинов
Туркестан – край древних городов, святых и живописных мест: 31 октября 2020, 19:45
Сегодня Туркестан поражает масштабами строительных работ. Строятся аэропорт, стадион, новые парки с фонтанами, жилые и административные здания, облагораживаются улицы. Город преображается на глазах.
Не секрет, что сегодня многие приезжают в Туркестан ради посещения мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави. Безусловно, это сакральное место, и грандиозное архитектурное сооружение конца XIV века заслуживает отдельного репортажа, но сегодня мы расскажем вам о других интересных объектах, расположенных недалеко от города Туркестан.
С целью изучения туристского потенциала Туркестанского оазиса по заданию Управления туризма Туркестанской области Республиканским общественным объединением QazaqGeography в течение семи дней были исследованы историко-культурные и природные объекты региона. Для этой цели была сформирована группа из историков, археологов и представителей туризма. О наиболее интересных объектах читайте в этом репортаже.
Туркестан – край древних городов
На протяжении двух тысяч лет в плодородной долине между Сырдарьей и горами Каратау существовали и процветали города. Только вокруг Туркестана археологами обнаружено десяток городищ и поселений.
На месте, где сегодня стоит мавзолей Ходжи Ахмеда Ясави, в раннее средневековье существовал город Ясы-Культобе. Сегодня здесь проводятся масштабные археологические и реставрационные работы на площади 27 гектаров. В будущем на месте раскопок предусмотрен археологический парк.
Городище Шавгар, или Шойтобе, недалеко от Туркестана также считается одним из древних городов региона. Здесь сохранились плитка и элементы водопровода. А в городище Сидак были раскопаны алтари и найдены интересные предметы доисламского культа.
Широко известный Сауран впечатляет своими внешними стенами. Внутри города впечатляющим была площадь с мечетью и медресе. При этом медресе имело качающиеся минареты. Это можно назвать чудом света того времени.
Но и за стенами города через аэроснимки можно разглядеть руины сотни домов, усадеб и ирригационных каналов. Сауран можно назвать Нью-Йорком того времени. Из горных родников и ручьев Каратау сюда за десять километров поступала чистая питьевая вода по сложной сети уникальной каризной системы подземных колодцев и водопроводов.
В трех километрах от Саурана находится городище Каратобе Сауран, которое было предшественником Саурана. Здесь археологами были проведены раскопки, которые дают представление о городище того времени.
Мы рассказали лишь о некоторых городищах вокруг Туркестанского оазиса, а ведь есть еще такие городища, как Икан, Карнак Ишкент, Гартобе, Карашык, Жуйнек, Шага, Коскорган и другие.
Туркестан – край святых мест
В 45 километрах севернее города Туркестан, за поселком Карнак в предгорьях Каратау, находится особо почитаемое место — мавзолей Укаша Ата. Согласно легенде Укаша Ата был учеником пророка Мухаммеда и проповедником Ислама в Центральной Азии. Его не брали ни мечи и ни стрелы. Однако его враги узнают, что он уязвим во время чтения молитвы, и, подкараулив момент во время утреннего намаза, отрубают ему голову. Голова покатится по склону холма и упадет в расщелину, а оттуда через подземную реку попадет в Мекку.
Сегодня на месте, где была пролита кровь Укаша Ата, установлена надгробная плита длиной 21 метр, а на месте расщелины сооружен колодец. Считается, что безгрешный человек поднимет с колодца ведро с водой, а грешный получит пустое ведро.
На южной окраине города Туркестан находится мавзолей Гаухар Ана – дочери Ходжи Ахмеда Ясави. Считается, что Гаухар Ана обладала даром целительницы. И по сей день к мавзолею приезжают паломники со всех уголков Казахстана и зарубежья.
Мавзолей Имама Маркозы, построенный из сырого кирпича в XIX веке, находится в 10 километрах от города Туркестан на окраине поселка Шубанак. Принято считать, что Имам Маркозы был современником Ходжи Ахмеда Ясави. Из-за его синих одеяний его также называют Коктонды Ата.
Туркестан – край мечетей и медресе
В разные времена Туркестан и окрестные города были центрами исламского учения. Если средневековые медресе и мечети почти не сохранились до наших дней, то сооружения XIX века можно встретить в разных частях Туркестанской области. Большинство из них взяты под охрану государства как культурные объекты и превращены в музеи.
Например, мечеть-медресе Аппак-Ишана конца XIX века, находящаяся в поселке Шаян Байдибекского района, впечатляет количеством куполов. Всего у комплекса 35 куполов. Мечеть и медресе строили несколько десятков лет. Строительство начал Косым Ишан, продолжил его сын Сейдахет, а завершил внук Аппак Ишан. В честь него и была названа мечеть и медресе, где в конце XIX века обучались десятки студентов. В советское время комнаты медресе использовались под склад и сдавались как общежитие. Сегодня весь комплекс охраняется государством.
Похожая по архитектуре мечеть конца XIX – начала XX века расположена на окраине аула Аккойлы Байдибекского района. Название мечети Ишан Базар. У мечети 14 куполов. В советское время мечеть постепенно разрушалась из-за варварского отношения. Разбирались кирпичи из куполов, арок и айвана для постройки хозяйственных объектов. В 1940 году с купола был снят серебряный полумесяц. При его снятии был частично разрушен главный купол мечети. В последующем мечеть использовали под магазин и складские помещения. В начале 90-х годов мечеть была частично отреставрирована. Сегодня это музей и объект культуры, находящийся под охраной государства. Рядом с Ишан Базаром раскопана старая печь, где обжигали кирпичи.
Другой образец зодчества XIX века находится в 30 километрах от города Туркестан в поселке Карнак. Здесь колонны и потолок айвана мечети изготовлены из дерева и расписаны узором. У мечети два больших купола. Сегодня это также музей и как объект культуры охраняется государством. В помещениях, где раньше учились студенты медресе, представлены экспонаты предметов быта и украшения XVIII-XX веков, найденные в Карнаке.
Вообще Карнак был когда-то центром религиозных учений, здесь были открыты 25 мечетей и медресе. Здесь же на территории старого мазара растет тысячелетнее тутовое дерево Мажратут, которому по местным легендам свыше 1300 лет.
Туркестан – край природной красоты
Многие привыкли воспринимать Туркестан как историко-сакральное место, но, проехав всего несколько десятков километров от города, вы окажетесь в настоящем горном царстве. На севере и западе от Туркестана проходит хребет Каратау. Любители гор и экотуризма должны сполна оценить красоту местной природы.
Сразу за городом Кентау начинается ущелье Хантагы. Названо оно так не случайно, ведь основной достопримечательностью ущелья является ханский трон на высокой скале. На берегу реки оборудованы беседки и места для стоянок. Вверх по ущелью открываются живописные виды. Ущелье относится к Каратаускому заповеднику, поэтому благодаря работе инспекторов заповедника, здесь соблюдаются чистота и порядок.
В западном направлении также есть живописные ущелья, например, ущелье реки Икан су. Здесь есть даже природный грот над рекой.
Что говорить, даже сама дорога из Туркестана в Шолаккорган через Ащысай и горные перевалы впечатляет своей красотой! Не доезжая Ащысая, встречаются развалины словно средневекового замка. Однако это не замок, а руины некогда существовавшей здесь обогатительной фабрики, построенной до революции англичанами.
Перебравшись на северо-восточную часть Каратау, у поселка Абай, вы увидите один из самых красивых участков – скалы Келиншектау. Острые и массивные пики скал впечатляют. Здесь также находится один из кордонов Каратауского заповедника.
Южный Каратау также впечатляет. Здесь, в Боралдайских горах, находятся так называемые Боралдайские петроглифы. На скалах имеются изображения архаров, оленей, всадников и сцен охоты.
Если же выехать в западном направлении из города Туркестан, то путешественник встретит совсем другой ландшафт. Здесь царство песка, верблюжьих колючек, тугайных лесов и великой реки Сырдарья. Место популярное среди рыбаков. Ловится сазан, лещ, толстолобик, сом, змееголов. А еще здесь, у кордона Сырдарья Туркестанского парка, разводят бухарских оленей. Но увидеть их – большая удача.
Поэтому не ограничивайте себя лишь посещением святых мест, ведь Туркестанская область может предложить гораздо больше!
Автор Нуржан Алгашов
Фото Максат Шагырбай
пять причин поехать в Туркестан
Туркестан – один из древнейших исторических городов Центральной Азии. Он находится на юге Казахстана, от Алматы до него 800 километров. Туркестан называют «Второй Меккой». Город занимает особое место у тюркских народов. Здесь сохранились строения времен Тамерлана – полководца и основателя империи Тимуридов. А исторические объекты вошли в список культурного наследия ЮНЕСКО.
Туркестану больше полутора тысяч лет. Когда-то город был столицей Казахского ханства. Здесь множество святынь, поклониться которым едут паломники со всего мира. Три хаджа в Туркестан равносильны малому хаджу в Мекку. Но и туристы здесь найдут для себя множество поводов, чтобы приехать. Вот вам пять причин, чтобы посетить этот город.
Причина первая: посетить святыни и мавзолеи
Слово «Туркестан» имеет иранское происхождение и переводится, как «страна тюрков». Исторически под этим названием понималась огромная территория от Джунгарских гор через Семиречье и присырдарьинские степи вплоть до Аральского моря. В средние века здесь жили предки казахов – кыпчаки, аргыны, дулаты, джалаиры. На этих землях ханы принимали иностранных послов, проводили собрания высшей казахской знати по главным государственным вопросам. Именно здесь хоронили представителей мусульманского духовенства и тюркских правителей.
Самым известным жителем Туркестана был Ходжа Ахмед Ясави – ученый, поэт, признанный глава тюркской ветви суфизма. По преданию, он был последователем пророка Мухаммеда и пользовался огромной популярностью среди простого народа. После смерти Ясави город стал религиозным центром Средней Азии. В его честь построили мавзолей, который был построен по приказу Тамерлана и стал одной из самых почитаемых святынь для всех народов Центральной Азии.
«Его строили 10 лет. Кирпичи мавзолея были взяты за 35-45 километров отсюда, из старого города Сауран, – рассказывает экскурсовод Кунсулу Асетова. – Люди вставали в цепочку в ряд, передавали эти кирпичи из рук в руки».
Глина из Саурана славилась своей крепостью. Говорят, что именно поэтому мавзолей по сей день крепко стоит на месте. И сейчас казахстанские реставраторы используют это сырье для восстановления средневековых культовых сооружений по всей республике. Из глины Саурана построен курган и крепкая стена вокруг мавзолея. Они служили для обороны комплекса.
У стен мавзолея расположены могилы знаменитых казахских ханов, султанов и батыров. Здесь покоится около 20 правителей. Поклониться им едут мусульмане со всего мира. Вызывает огромный интерес история этого места и у туристов. Как рассказал нам один американец из Вашингтона, которого мы тут встретили, он путешествует с 18 лет и посмотрел уже 90 стран, и культура казахского народа его очень привлекает.
Учителем Ясави был Арыстан-Баб. Его признали среднеазиатским святым. Именно с мавзолея на его могиле паломники начинают свой путь. Мавзолей представляет собой усыпальницу и поминальную мечеть. Местные жители говорят: чтобы желания исполнились, нужно провести ночь у Арыстан-Баба.
У казахов считается, что в могилах святых присутствует некая духовная энергия, исходящая от мощей. «Паломники просят у них здоровья, открыть дорогу. Сюда приезжают те, кто не может родить детей», – объясняет экскурсовод Гульмира Арыстанбаева.
Это самое длинное погребение для одного человека и находится оно в мавзолее Укаш-ата. Здесь лежит могильная плита длиной больше 20 метров. Возле нее сидят часами люди разных национальностей и вероисповедания. Одна из них, Наталья Маркова приезжает сюда во второй раз. «Мне здесь очень нравится, здесь я очищаюсь душой, – говорит она. – Мне так легко. Вообще меня очень тянет в Туркестан. Сам воздух, атмосфера, везде здесь я нахожу какое-то чудо для себя».
Про Укаш-ату она знает и может рассказать: «Он был батыром могучего телосложения, не знавшим ни одного поражения в боях. По легенде, это был ученик Пророка Мухаммеда и проповедовал ислам в Средней Азии. Его враги подкупили жену, которая рассказала, что воин становится уязвимым во время молитвы. Ему отрубили голову его же мечом. То место, где текла его кровь, накрыли саркофагом. А голова покатилась и упала в расщелину в километре от тела. В тоннеле позже появилась вода. А на этом месте появился колодец. Вокруг него вот уже многие столетия стали собираться люди. Паломники верят, что живой источник обладает целебными свойствами. И просят у него благополучия и очищения от грехов».
Причина вторая: испить воды из целебного колодца
В колодец, который находится в мавзолее Укаш-ата, нужно опустить ведро. Если ты человек с чистой душой, то он наполнит его водой. А если ты пришел с плохими намерениями, то не даст ни капли. Набрать воды удается не каждому. Поэтому многие возвращаются сюда не раз, чтобы повторить попытку. Говорят, полным ведро будет только у безгрешного человека. Надо также обращать внимание на качество вода в ведре: чистая она или мутная. Цветы, амулеты на дне считаются большой удачей.
— Исполнится мое желание? – спрашивает Чинохон Абдухалликова, которая приехала сюда для того, чтобы прикоснуться к целительной силе колодца. — Иншаллах! (значит, «На все воля Аллаха!») – отвечает ей экскурсовод.
Женщина уже приезжала сюда и вытащила полное ведро. После этого, как она сама говорит, ее жизнь изменилась. Поэтому она вернулась вновь к волшебному источнику. «Мы приехали из Узбекистана. У нас в стране нет такого святого источника. Я приезжаю сюда уже второй раз поклониться и набрать воды. И все мои желания исполняются. Сына женила, дочь замуж отдала. Главное, сильно верить», – говорит она.
Глубина колодца 25 метров. Местные жители говорят, что на самом деле он пуст. «В самом колодце воды нет, – говорит Калиден Есембаев, житель Шымкентской области. – Но в периметре 1,5-2 метра бежит родник. Никто не может доказать и сказать, кто в ведро воду наливает и как она оттуда выходит».
Причина третья: загадать желание в пещере Акмешит
Необыкновенную энергетику хранит пещера Акмешит (в переводе с казахского «Белая мечеть»). Ее называют одним из десяти чудес Казахстана и советуют обязательно посетить туристам. Спуститься в пещеру можно по длинной металлической лестнице. Огромный подземный зал поражает своими масштабами. Он напоминает декорации фантастического фильма с драконами и райскими растениями. Камни, из которых образовалась пещера, относятся к периоду Энеолита. Она очень помогала казахам в разные века. Здесь разбивали свой лагерь войска. Сюда приходили для утреннего намаза. Пещера напоминает купол, поэтому ее прозвали «Белой мечетью».
По одной из легенд, во время джунгарского нашествия здесь прятались дети и женщины. Возможно, поэтому бездетные пары стремятся сюда, преодолевая тысячи километров. По поверью, женщина, которая проведет ночь в молитвах в пещере, обретет материнское счастье.
Причина четвертая: попробовать местную кухню
Когда желание исполнится, казахи благодарят Всевышнего. И устраивают большой той (пир, праздник), на который зовут всех родных и друзей. Туркестан находится неподалеку от границы Узбекистана. Поэтому на праздничном дастархане (столе) нередко можно увидеть казахские лепешки и узбекский плов. Готовить его умеют здесь даже дети.
Бабумурату Абдурахманову всего 15 лет. Он показывает блюдо, которое приготовил: 5 килограммов плова. «Этому меня научил папа и дедушка. Я думаю, что в Туркестане готовят самый вкусный плов», – говорит он.
Причина пятая: взять мастер-класс у лучших ремесленников Казахстана
Многие годы через Туркестан проходил маршрут Великого Шелкового пути – из Китая в страны Ближнего Востока и Европы. Город стал торговым и ремесленным центром Средней Азии. До сих пор считается, что лучшие специалисты прикладного искусства живут на юге Казахстана.
Мы решили воспользоваться случаем и взять мастер-класс у одного из них. Абайхан Рысбаев гончарным делом занимается всю жизнь. Он принимал участие в реставрации мавзолея Ходжи Ахмета Ясави. Больше всего ремесленник любит создавать кувшины, небольшие статуэтки и музыкальные инструменты. Его изделия имеют знак качества ЮНЕСКО. Мастер принимал участие на выставке ремесленников в городе Санта-Фе в США.
Мы попросили мастера помочь нам сделать глиняную пиалу. «Чтобы глина была более плотная, нужно ее хорошенько размять, – объясняет нам ремесленник Абайхан Рысбаев. — Делаем из нее шар, смачиваем водой, кладем на гончарный круг и вытягиваем необходимую нам фигуру».
Работы местных мастеров пользуются огромной популярностью не только в Казахстане, но и за его пределами. Купить их можно в ремесленном центре или на восточном базаре Туркестана. Где-то на прилавках, возможно, вам посчастливиться встретить и нашу пиалу.
По святым местам в Туркестан
В начале июня побывала с gumichka в Туркестане, хорошая поездка получилась. Из-за ограничения во времени (выходные) маршррут путешествия по святым местам был ограничен двумя главными святынями Туркестана — мавзолей Яссауи и Арыстан-баб. Я уже была в тех краях десять лет назад на полуторатысячелетнем юбилее Туркестана, тогда турки презентовали отреставрированный мавзолей. Считается, что после той реконструкции фундамент здания дал усадку на один метр и нынче древнему памятнику архитектуры грозит разрушение. Выглядит мавзолей Ходжи Ахмеда Яссауи все равно впечатляюще. Сорри за не впечатляющие фото, нет у меня пока нормального аппарата.
Эти деревяннные балки можно сравнить с железобетонной арматурой, которая «держит» каркас здания. Задумалась о возрасте бревен, скорее это уже «новое» дерево.
Внутри, где находится усыпальница Яссауи, казахских ханов и султанов, снимать нельзя. Кидать монеты и купюры в Тай Казан как раньше паломникам тоже запрещено. Бросаются в глаза красивейшие серебряные женские украшения и много других экспозиций. На фото их нет 🙂
С тыла реставраторы воспроизвели из плиток узоры со знаменитой голубой лазурью.
Много верующих из разных регионов страны, видела паломников из Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана и Турции. Там почитают Яссауи как святого учителя, создавшего особое направление в исламе — тюркский тарикат. Если очень коротко, то основное отличие этого течения — явное влияние тенгрианства. В нем есть место мистике, кроме молитв и других обрядов практикуется постижение Всевышнего интуицией, самопознанием, медитациями. В общем, хочется почитать подробней.
Близость с южными соседями здесь чувствуется особенно — много этических узбеков, определенные предпочтения в еде. В кафе и ресторанах популярен чай «по ташкентски» — в чайник свежезаваренного зеленого чая добавляют немного сахара и лимон. Освежает и если добавить льда напоминает чем-то лимонад. Местный шашлык, добрые цены и гостеприимные люди — вот что работает на благоприятную карму Южного Казахстана 🙂 За обед втроем в шымкентском «Мадлен» было заплачено четыре тысячи с копейками. В этом же заведении в Алматы пришлось бы оставить десять тысяч тенге в лучшем случае.
спасибо тебе,gumichka за поддержку в этой поездке и твоим друзьям в Шымкенте, которые нас встречали.. Следующий пост будет о посещении мавзолея Арыстан-баба, наставника Хожи Ахмеда Яссауи.
ПЯТЬ обязательных к посещению мест в Казахстане, просмотр
БАКУ. КАЗИНФОРМ — Казахстан очень красивая и разнообразная страна, имеющая множество туристических достопримечательностей. Но из-за огромной территории (Казахстан является 9-й по величине страной в мире) обычному туристу практически невозможно увидеть все достопримечательности за одну поездку. Итак, если у вас просто ограниченное время для поездки в Казахстан, вот пять мест, которые являются обязательными для страны и заставят вас полюбить Казахстан на всю оставшуюся жизнь.
1) Город Астана
Астана — столица и второй по величине город Казахстана. Это самый современный, красивый и необычный город страны. Основанный в 1830 году, он несколько раз менял названия: Акмолинск, Целиноград, Акмола. Однако в 1997 году сюда перенесли столицу, а в 1998 году этот город получил новое название — Астана (столица на казахском языке). Став столицей, Астана привлекла миллиарды долларов и претерпела колоссальный рост.Здесь были построены сотни современных зданий, новые парки, дороги, фонтаны, памятники, культурные, спортивные и развлекательные объекты, рестораны и отели с мировым именем. В результате город приобрел совершенно новый футуристический и неповторимый облик, не имеющий ничего общего со старым советским провинциальным Целиноградом. Лучшее время для посещения города — с мая по сентябрь, так как здесь резко континентальный климат с теплым летом и долгой, очень холодной и сухой зимой, когда температура может опускаться до -40 декретов, сообщает тренд.
2) Город Алматы
Бывшая столица Алматы по-прежнему является крупнейшим городом, крупным торговым и культурным центром Казахстана, а также его крупнейшим населенным пунктом. Это один из самых зеленых городов Казахстана с живописным горным пейзажем. Это идеальное место для любителей зимних видов спорта, так как здесь очень популярны катание на коньках, лыжах, сноуборде, прыжки с трамплина. А для тех, кто любит природу, в нескольких часах езды от города есть множество прекрасных пейзажей.Туристы, предпочитающие более спокойное времяпрепровождение, могут посетить многочисленные музеи, храмы, театры или устроить пикник в одном из многочисленных парков города.
3) Город Байконур и космодром Байконур
Байконур — родной город первого и крупнейшего в мире действующего космодрома, расположенный в пустынных степях Казахстана. Космодром Байконур — место многих космических подвигов, таких как первая действующая межконтинентальная баллистическая ракета, запуск спутника и запуск первого пилотируемого орбитального полета Юрия Гагарина, первой собаки в космосе, Leica, и первой женщины в космосе, Валентины Терешковой.
Когда Казахстан был частью Советского Союза, Байконур был закрыт для всех посетителей, если они не прошли предварительную очистку от советских служб безопасности. Однако теперь город и космодром стали главными достопримечательностями. Туристы с очень большой чековой книжкой могут купить место в космосе. Однако вам может потребоваться специальное разрешение для доступа к космодрому, поэтому обратитесь в туристический офис.
4) Озеро Балхаш
Озеро Балхаш — одно из крупнейших озер Азии.Природа Балхаша удивительна и полна контрастов. Озеро разделено проливом на две отдельные части. Западная часть — пресная вода, а восточная половина — соленая. На озере очень популярны пляжный туризм и водные виды спорта, такие как парусный спорт, гребля, гребля на каноэ и спортивная рыбалка. Одной из природных достопримечательностей региона является горная цепь Бектауата, украшенная множеством скал и каньонов — красивое место Северного Балхаша. На склоне горы Бекктауата образовалась пещера «Аулие» с пресной водой, которая считается святой, и вода целебная.Озеро и его побережья имеют богатую флору и фауну с множеством видов рыб, птиц и растений, многие из которых занесены в Красную книгу.
5) Курорт Боровое (Боровое).
Национальный природный парк Боровое — одно из самых уникальных и красивых мест в Казахстане. Он расположен недалеко от столицы Астаны и часто называют «Казахстанскими Альпами» из-за красивого пейзажа. Великолепные горы, голубые озера, сосновые леса, лиственничные леса и ряд рек, родников, объединившихся здесь, создавали неповторимый вид, совершенно отличный от остального Казахстана.Курорт Боровое (Боровое) с рядом санаториев и оздоровительных центров, доступных круглый год, является одним из самых посещаемых мест для отечественных туристов.
турецких традиций и обычаев | Турецкая культура и религия
Турецкие традиции и турецкая культура настолько богаты и многогранны, что не укладываются ни в одно простое определение. Тысячелетиями турецкие традиции многих народов Анатолии, Средиземноморья, Ближнего Востока, Кавказа, Восточной Европы, Центральной Азии и, конечно же, древнего мира слились в уникальный сплав, который сегодня мы называем турецкой культурой или культурой Малой Азии.Надо добавить, что сами турки до начала XX века не были единым народом и принесли из глубин Средней Азии множество уникальных элементов, которые вошли в современную жизнь страны.
Отвечая на вопрос «каковы факты турецкой культуры», мы должны признать, что предшественник современной Турецкой Республики — Османская империя на протяжении веков была синонимом религиозной и культурной нетерпимости и агрессивной внешней политики. Но современная Турция считается одной из самых толерантных стран Азии, где мирно сосуществуют представители разных народов, хотя несколько столетий и даже десятилетий они вели ожесточенную войну друг с другом.Даже этнический состав населения здесь официально не выявлен — подавляющее большинство местных жителей считают себя сначала турками, а уже потом представителями определенной этнической группы. Выделяются только курды (их называют «догулу» — «народ с Востока»), черкесы (общее название для всех народов Кавказского региона — турок-месхетинцев, абхазов, балкарцев и др.), Лаз и арабов (в том числе Сирийцы).
Турецкая религия и культура
Известно, что Турция была домом для трех основных мировых религий — иудаизма, христианства и ислама. В настоящее время большинство жителей Турции являются мусульманами, но это не является препятствием для того, что Вселенский Патриарх Православной Церкви находится в Константинополе (Стамбул), поэтому в Турции есть ряд действующих православных церквей, а также некоторые римско-католические церкви. В Турции также есть еврейская община. С учетом всего вышесказанного важно отметить, что история религиозной терпимости в Турции является образцовой. В Османской империи каждая религиозная община была автономной.Некоторые церкви не были снесены османами, но были преобразованы в мечети, и даже сейчас вы можете увидеть христианские картины на стенах мечети / церкви Айя Софья в Стамбуле.
Социальный отдел
Социальное расслоение населения в Турции считается одной из турецких традиций. Самыми важными показателями статуса всегда считаются богатство и образование. И если первое более или менее понятно — турки сильно отличаются от других народов региона своими взглядами на роль денег в обществе, то второй вариант гораздо интереснее. Университетское образование для турок — это минимальный порог доступа к высшим слоям общества, независимо от их реального благосостояния. Раньше высшие слои общества были представлены военной и бюрократической элитой Османской империи, теперь «фокус власти» явно сместился в сторону успешных врачей, бизнесменов и политиков, а также высокопоставленных чиновников. В то же время заметна «вестернизация» городского «высшего класса», большинство из которых говорят хотя бы на одном иностранном языке, знакомы с мировой культурой и имеют тесные контакты с зарубежными деловыми, культурными и политическими кругами.
Но городской средний класс (большинство государственных служащих, владельцы малого бизнеса, квалифицированные рабочие и студенты) особенно склонен к турецкой культуре, хотя их уровень образования часто не ниже по сравнению с высоким классом. Этот дуализм в сочетании с быстрым ростом населения, которое мигрирует в города из провинции, приводит к формированию очень многогранного и мобильного общества, которое является характерной чертой любого турецкого города.
Примерно 30% населения Турции — сельские жители, фермеры и крестьяне.Развитие коммуникаций и транспорта привело к постепенному стиранию границ между сельскими и городскими районами, а уровень образования сельских жителей довольно высок для Азии (в 1995 году 83% жителей провинции считались образованными). Уровень доходов низкий, что приводит к постоянной миграции в города (в основном сезонной). В этом случае молодые сельчане просто не могут рассчитывать на самый высокий доход в городе без дополнительного образования, что определяет четко видимую тягу молодых турок к знаниям.Некоторые сельские районы на востоке Турции все еще находятся под полным контролем крупных землевладельцев, глав кланов и религиозных лидеров.
Большинство богатых турок предпочитают одежду в западном стиле, следят за модой, стараются жить в собственных квартирах и иметь машину, дорогой телефон как непременные атрибуты богатства и успеха. Также ясно видно стремление к европейской литературе, музыке, театру и артистической жизни. И что интересно — их языку уделяется много внимания — все слои местного общества склонны говорить на стамбульском диалекте турецкого языка, хотя многие турки свободно владеют 2-3 другими языками и диалектами.В то же время класс общества с низкими доходами явно склонен к консервативной одежде, турецкой и ближневосточной музыке, использует различные местные диалекты и часто испытывает трудности с пониманием друг друга. В отличие от многих других стран с таким же четким разделением населения по богатству, он практически не вызывает социальной напряженности.
Турецкие семейные традиции, отношения и брак
Для турецких традиций и турецких обычаев очень характерен ранний возраст вступления в брак.Считается, что мужчина не должен снижать уровень жизни своей жены, поэтому браки между представителями разных социальных групп редки. Но союзы внутри одной религиозной или этнической группы очень распространены, хотя межэтнические браки не являются чем-то необычным.
В 1926 году революционное правительство отменило турецкий исламский семейный кодекс и приняло слегка измененную версию Швейцарского гражданского кодекса. Новый семейный закон признает только обряды гражданского брака, обязательное согласие обеих сторон, заключение контракта и моногамию.Однако в традиционном турецком обществе выбор будущих супругов и декорации церемонии бракосочетания по-прежнему осуществляется только главами семей, а сами молодожены играют очень незначительную роль. В этом отношении все ритуалы считаются чрезвычайно важным элементом, так же как и благословение имама на брак. Что касается турецких свадебных традиций и обычаев, свадьба здесь длится много дней и состоит из нескольких церемоний, в которых обычно участвуют все члены семьи, а часто и все жители через улицу или даже всю деревню.
Согласно исламской традиции жених должен платить выкуп за невесту, хотя в последние годы эта традиция уходит в прошлое — размер «выкупа за невесту» (калим) снижается в зависимости от расходов, понесенных на свадьбу, или общего дохода семьи. , либо просто передали молодоженам для развития собственной семьи. В то же время в провинциальных патриархальных общинах сбор денег на гордость может стать серьезным препятствием для брака. Для получения дополнительной информации о турецкой свадебной церемонии посетите http: // www.turkishculture.org/lifestyles/ceremonies-536.htm.
Хотя разводы не считаются грехом, их количество невелико. Разведенные, особенно мужчины с детьми (а здесь это не редкость), быстро вступают в повторный брак, как правило, с такими же разведенными женщинами. Современный кодекс не признает старую норму прерогативного права мужа на устный и односторонний развод и предписывает судебную процедуру этого процесса. Причин для развода может быть всего шесть — супружеская измена, опасный для жизни, преступный или неэтичный образ жизни, побег из семьи, психическое недомогание и несовместимость.Явная расплывчатость этих требований является причиной редкого признания судебных исков, а развод по взаимному согласию не определяется местным законодательством.
Согласно турецким традициям, семья играет центральную роль в жизни любого турка. Члены одного клана или семьи, как правило, живут рядом друг с другом и обеспечивают буквально ежедневный контакт, финансовую и эмоциональную поддержку. Этим объясняется большая и оперативная поддержка стареющих родителей и подрастающего поколения, а также прочность отношений независимо от места жительства членов семьи.В результате у турок нет проблемы брошенных стариков и бездомности, относительно проблема молодежной преступности неактуальна. И даже во многих деревнях, в том числе в отдаленных местах, поддерживается относительно высокая степень безопасности — всегда есть пара пожилых родственников, готовых поддержать «семейное гнездо», в котором часто проводятся различные праздничные мероприятия.
Сами турки довольно четко различают семью (аиле) и домохозяйство (ханэ), относя к первой категории только близких родственников, живущих вместе, а ко второй — всех членов рода, которые вместе живут на территории и ведут общее хозяйство.Следующим важным элементом является мужское сообщество (sulale), которое состоит из родственников-мужчин. Эти общины играют важную роль в жизни старых «дворянских семей», ведущих свою историю со времен Османской империи и союзов племен. Они почти неизвестны большинству граждан, хотя и имеют большое влияние на политику страны.
Согласно фактам турецкой культуры, мужчины и женщины играют очень разные роли в семье. Обычно для турецкой семьи характерно «мужское доминирование», уважение к старшим и женское подчинение.Отец или старший мужчина в семье является главой семьи, и его указания обычно не обсуждаются. Однако на мужчине лежит очень тяжелая ноша — он обеспечивает благополучие семьи (до недавнего времени турецкие женщины имели право не работать вне дома), представляет семью перед другими членами семьи и даже отвечает за воспитание детей. дети хотя. До конца XX века даже шоппинг был чисто мужским долгом!
Роль женщины в турецкой семье, несмотря на множество мифов, довольно проста.Формально жена должна уважать и полностью подчиняться своему мужу, заниматься домашними делами и воспитанием детей. Но турки говорят, что «честь мужчин и их семей зависит от того, как женщины ведут себя и охраняют дом». Женщина, значительно ограничиваясь стенами собственного жилища, часто управляет всеми внутренними делами своего клана. Младшие члены семьи уважают мать так же, как и главу семьи, но ее отношения с детьми теплые и неформальные. В турецкой культуре женщины имеют равные права на частную собственность и наследование, а также на образование и участие в общественной жизни, и многие из них с радостью пользуются ими (в 1993–1995 годах премьер-министром Турции была женщина — Тансу Чиллер).Турецкие женщины считаются наиболее эмансипированными на Ближнем Востоке, хотя по уровню образования они все еще уступают иорданским или израильским женщинам, но этот разрыв быстро сокращается.
Однако местные женщины отдают дань многовековым традициям — даже в самых современных городах страны женские платья скромные и закрытые, они носят накидки, частично или полностью закрывающие лицо и тело, рядом с очень популярным европейским костюмом. Часто можно увидеть традиционные народные формы одежды, которую турецкие женщины носят со знаменитым изяществом.В провинции женский костюм намного скромнее и незаметнее, и в целом женщины не склонны покидать пределы своего дома, хотя многие из них работают на земле, в магазинах или на рынках и не пытаются спрятаться от посторонних глаз. — Таковы традиции в Турции. В некоторых сельских районах близость по-прежнему является «визитной карточкой» женщины, определяющей ее происхождение и социальный статус. Традиционные женские платки (обычно называемые «басортусу», хотя есть и другие варианты произношения), частично закрывающие лицо, попросту запрещены в государственных учреждениях и университетах, но попытки отменить это «нововведение Ататюрка» предпринимаются постоянно.
Турецких детей буквально обожают и всячески балуют. Здесь разрешено спрашивать бездетные пары, когда они планируют завести детей, а потом буквально часами обсуждать эту «проблему». Даже в обычном разговоре между мужчинами, например, дети будут иметь место не менее важно, чем футбол или рыночные цены. Особой любовью пользуются сыновья, потому что они повышают статус матери перед мужем и его родственниками. Сыновья младше 10-12 лет проводят много времени с матерью, затем переходят в «мужской круг», и их образование становится более зависимым от мужчин в семье.До замужества дочери также обычно живут с матерью. В целом отношения между отцами и дочерьми носят формальный характер, и их привязанность (часто не меньше, чем к сыновьям) редко демонстрируется на публике. Хотя дочь или сын могут публично спорить или шутить с матерью, они уважают отца и никогда не осмеливаются спорить с ним публично.
Отношения между братьями и сестрами в Турции легкие и неформальные до 13-14 лет. Позже их статусы заметно меняются — старший брат (агабей) берет на себя часть прав и обязанностей родителей по отношению к сестре.Что касается турецких верований и турецких традиций, то старшая сестра (абла) также становится по отношению к своему брату второй матерью — турки обоснованно полагают, что она готовит девочек к их будущей роли жен. В многодетных семьях бабушки и дедушки также берут на себя большую ответственность по воспитанию детей. Это часто приводит к тому, что дети испытывают чувство вседозволенности и иногда ведут себя очень высокомерно, но, честно говоря, здесь не больше, чем где-либо в мире.
Даже самые маленькие дети повсюду ходят в рестораны и кафе вместе с родителями в любое время суток.В большинстве заведений есть стульчики для кормления, специальные столы с ними и меню, включающее блюда для детей всех возрастов. В большинстве отелей есть специальные игровые площадки и детские кроватки. Однако в большинстве случаев они подходят для близоруких местных детей и маленькие для европейцев, поэтому их лучше заказывать заранее в соответствии с требуемым размером. Детские автокресла также доступны в большинстве компаний по аренде автомобилей.
Отношения
Отношения между людьми разных поколений и полов довольно жестко определяются местным турецким этикетом и манерами.Если они не являются близкими друзьями или родственниками, то со старшими необходимо вести себя уважительно и вежливо, особенно на публике. Даже родственники противоположного пола на публике обычно не проявляют признаков привязанности, во время торжеств все быстро распределяются по группам в зависимости от возраста и пола.
Что касается турецких обычаев приветствия, то друзья или близкие родственники того же пола могут держаться за руки, приветствовать друг друга поцелуями в щеку или обниматься — в других случаях это запрещено.Мужчины пожимают друг другу руки, как европейцы, но никогда не пожимают руки женщине, если она явно этого не позволяет. Последний момент, кстати, связан с многочисленными инцидентами, когда иностранные туристы впервые встречают местных жителей, для которых это явное приглашение познакомиться поближе.
В автобусе, долмусе или театре, если есть выбор мест, женщина всегда должна сидеть рядом с другой женщиной, в то время как мужчина не может сидеть рядом с чужой женщиной без ее разрешения — это важное правило турецкой культуры.
Турецкий этикет и манеры
Формальный этикет в турецкой культуре имеет большое значение, определяя наиболее важные формы социального взаимодействия. Местные обычаи в Турции подразумевают точную устную форму обращения к другим людям по любому поводу и ценят правильность этих ритуалов.
Турецкое гостеприимство (misafirperverlik) остается одним из краеугольных камней турецкой культуры и турецких обычаев, особенно в сельской местности. Друзья, родственники и соседи часто навещают друг друга.Приглашение быть гостем обычно сопровождается элегантным набором предложений, и от него требуется тактично отказаться, не обидев хозяев. Такие предложения обычно не имеют никаких скрытых причин — не ждите никаких подарков, кроме хорошей компании и интересного разговора. Если вы не приняли предложение, рекомендуется сослаться на нехватку времени и работы — турки ценят такие аргументы. Даже короткие (по местным меркам) посещения вряд ли продлятся менее двух часов — кроме обязательного чая или кофе, гостю в любом случае предложат перекусить более одного раза.Не пытайтесь оплатить счет, если вас пригласили в ресторан или принесли деньги в качестве подарка в частный дом — это считается невежливым. Но присланное впоследствии фото или небольшой подарок «по случаю» искренне воспримут с радостью.
В местных турецких традициях — предлагать гостям все самое лучшее, вне зависимости от достатка семьи. Таким образом, несмотря на распространенное заблуждение, турки очень терпимы к незнанию гостями особенностей своей турецкой культуры и легко могут прощать «маленькие грехи».Традиционно трапеза проходит за невысоким столиком, гости сидят на полу — ноги при этом прячутся под столом. Блюда раскладываются на большом подносе, который ставится либо на этот низкий столик, либо даже на пол, и люди сидят на подушках или циновках и переносят еду с подноса на свои тарелки руками или общей ложкой. В городах же, как правило, распространены столы европейского типа, а также обычная сервировка с отдельными блюдами и посудой.
Как и везде в исламских странах, все, что находится на общей тарелке, следует брать только правой рукой.Также считается плохим тоном разговаривать за столом без разрешения хозяина дома, выбирать особые предметы из общей тарелки и широко открывать рот — даже если вы хотите воспользоваться зубочисткой, вы должны прикрыть рот.
Обеденный этикет в Турции
Следует отметить, что турки никогда не едят в одиночестве и не перекусывают на ходу. Обычно они едят три раза в день, предпочитая делать это всей семьей. Турецкий завтрак включает хлеб, сыр, оливки и чай.Обед обычно бывает довольно поздно и начинается только после того, как все члены семьи собираются. Обеденное меню обычно состоит из трех или более приемов пищи, которые едят последовательно, и каждое блюдо подается с салатом или другой зеленью. На ужин принято приглашать гостей, соседей и друзей, но в этом случае время и время оговариваются заранее. Несмотря на исламские запреты на алкоголь, во время ужина к обеду часто подают раки (анисовую марку), вино или пиво (на большей части страны это не считается алкогольным напитком).В этом случае обязательным блюдом является мезе — разнообразные закуски (фрукты, овощи, рыба, сыр, мясо, соусы и свежий хлеб), которые обычно поставляются на небольших тарелках. За турецким мезе обычно следует основное блюдо, которое выбирают. с учетом ассортимента закусок — кебаб подают с овощными салатами, к рыбе или курице идут с рисом или хумусом, к супу — лепешки с мясом, сыром и солеными огурцами.
Распивать спиртные напитки даже пиво в общественных местах считается неприличным.Продажа алкоголя в общественных местах Турции запрещена. При этом во многих магазинах алкогольные напитки продаются практически свободно и только в Рамадан полки с ними закрываются или блокируются.
Свинину вообще нельзя найти в местной кухне, кроме нее есть много других продуктов, которые формально не запрещены исламскими стандартами, но избегаются по другим причинам. Например, представители племенной группы Орук избегают всех морепродуктов, кроме рыбы, члены Ордена Алеви не едят кроликов, в центральных районах страны не едят улиток и так далее.На периферии Турции до сих пор хорошо видны кулинарные элементы людей, которые населяли эту землю до прихода сюда турок. Грузинская курица в соусе сачиви, армянский лахмаджун или лагмаджо (похожий на пиццу) известен как лахмакун и считается турецким блюдом. То же самое касается многих арабских и греческих блюд (например, мезе). В то же время сельские жители питаются очень скромно — большую часть их рациона составляют хлеб с луком, йогурт, оливки, сыр и вяленое мясо («пастирма»).
Турецкое гостеприимство
Считается, что турки очень гостеприимны, поэтому поздно ложиться спать. Не рекомендуется начинать трапезу или чай без приглашения хозяина, даже выкурить сигарету без разрешения старшего мужчины или организатора собрания считается невежливым. Что касается делового этикета, то деловым встречам обычно предшествует чай и не имеет отношения к деловым разговорам, переходить непосредственно к деловому обсуждению не принято.Но музыка и песни могут продлить церемонию — турки очень музыкальны и любят играть музыку при любой возможности. Посол Великобритании в XIX веке заметил, что «турки будут петь и танцевать, когда они могут себе это позволить». С тех пор в стране многое изменилось, но местные жители по-прежнему любят музыку.
Турецких домов четко разделены на гостевую и частную зоны, и просить об осмотре всего дома невежливо. Подошвы обуви априори считаются грязными и при входе в любой частный дом, а также мечети ботинки и туфли следует снимать.В общественных местах можно ходить в обуви. Но в некоторых офисах, библиотеках или частных магазинах можно предложить тапочки или бахилы. В местах массового скопления людей, таких как мечети или общественные организации, обувь можно сложить в пакеты и положить внутрь.
Турецкий язык жестов
Турки используют сложный и разнообразный язык тела и жестов, часто совершенно неочевидные для большинства иностранцев — это очень важная особенность турецкой культуры. Например, щелчок пальцами свидетельствует об одобрении чего-либо (хороший игрок, товары высочайшего качества и т. Д.), А щелчок языком вопреки распространенному мнению — это резкое отрицание чего-либо (часто добавляется приподнятие бровей к жесту).Быстрое качание головы из стороны в сторону означает «я не понимаю», в то время как одиночный наклон головы в сторону может означать «да». А поскольку таких схем много и в каждом регионе страны может быть свой специфический набор, то чрезмерное использование привычных нам жестов не рекомендуется — здесь они могут иметь совершенно другое значение.
Турецкая одежда
Отношение к одежде в Турции достаточно свободное и несет в себе заметные элементы исламской традиции.Деловой костюм, пиджак и галстук для мужчин — обычное дело в деловом мире, и во многих случаях во время торжеств и национальных праздников турки предпочитают его национальной одежде. Но женщины подходят к теме более творчески — в повседневной жизни национальный костюм по-прежнему занимает свои позиции, особенно в провинции, а на застолье турецкие женщины предпочитают красочную и очень удобную для местных условий одежду, дополненную различными аксессуарами.
Туристам, посещающим Турцию, не нужно особо заботиться о платье — вы можете носить практически все, что подходит для местного жаркого и сухого климата.Однако, посещая культовые места и провинциальные районы, лучше одеваться скромно — шорты, короткие юбки и открытые платья вызовут резкое неприятие практически везде, кроме пляжей.
При посещении мечетей и храмов женщинам следует выбирать такую одежду, которая закрывает их ноги и тело до головы и запястий, нельзя носить мини-юбки или брюки. Мужчинам рекомендуется избегать короткого замыкания. Женщинам разрешается входить на территорию всех храмов только с покрытой головой (на входе можно арендовать платок и длинную юбку).Обувь при посещении мечети следует оставлять при входе. Во время молитвы в мечеть лучше не ходить.
В священный месяц Рамадан верующие не едят, не пьют и не курят от восхода до заката. Вечером магазины и рестораны открыты допоздна, но лучше воздержаться от курения и еды на глазах у соблюдающих пост. Окончание Рамадана (Рамадан Байрам) шумно и красочно отмечается в течение трех дней, поэтому все места в ресторанах, а также проездные билеты и билеты на различные представления необходимо бронировать заранее.
Четыре святых места в буддизме — Shantikula Travel
Буддизм — это обучение верованиям, практикам и традициям, основанным на учениях, оставленных Гаутамой Буддой. Это духовная традиция, которая фокусируется на личном и духовном развитии человека, а также на достижении состояния нирваны, которое является состоянием просветления. Состояние нирваны — это когда индивидуальные желания и страдания человека уходят. Это место совершенного покоя и счастья, которое дает глубокое понимание истинной природы жизни.
Паломничество — это концепция, разработанная преданными, а не пророками. Согласно его учению, Будда выбрал четыре места для своих последователей, которые они должны посетить в будущем паломничестве. Эти четыре точки — места его рождения, просветления, первой проповеди и его смерти. Приверженцы буддийской веры признают четыре святых места на земле и дорожат ими своим сердцем. Хотя это и не предписано, многие буддисты совершают паломничество к 4 самым святым местам.
Четыре святых места относятся к тем направлениям, которые были свидетелями некоторых важных событий в жизни Будды.Самые важные буддийские святые паломничества — Лумбини, Сарнатх, Кушинагар и Бодх Гая.
Лумбини (место рождения Господа Будды)
Лумбини — место рождения Будды. Лумбини находится в южном регионе Непала. Господь Будда родился от королевы Майи Деви в 623 г. до н.э. как Сиддхартха Гаутама. Он родился как сын вождя клана Сакья. При его рождении астрологи предсказывали, что есть шансы, что принц бросит все и пойдет своим собственным путем.Большую часть своего детства он провел в Лумбини в роскоши и комфорте, не зная о боли, страданиях, старении и смерти. Настал день, когда Сиддхарта столкнулся лицом к лицу с невзгодами, которые стали поворотным моментом в его жизни. Затем он отказался от мирских удовольствий и отправился на поиски истины жизни. Сегодня одними из популярных мест для посещения в Лумбини являются храм Майя Деви, Капилвасту, Девдаха, столб Ашока и тибетский храм.
Бодх Гая (Просветление Будды)
Бодх Гая — одно из четырех святых мест и место, где Будда достиг окончательного просветления.Покинув место своего рождения, Владыка Будда достиг «Просветления» под деревом пипал. Это пипальное дерево известно как дерево Бодхи. Было сказано, что Сиддартха, ища истинного духовного осознания, сел под деревом пипал и поклялся не двигаться, пока не будет достигнуто просветление. Находясь в глубокой медитации, он вступил в духовную битву с Марой, Владыкой иллюзий. Сиддхартха победил, и родился Будда. Бодх Гая был ключевым местом паломничества, где зародился буддизм. Тысячи посетителей, паломников и буддийских последователей посещают это святое место, расположенное в районе Гая в индийском штате Бихар.Бодх-Гая знаменит храмом Махабодхи, деревом бодхи и разнообразной древней буддийской культурой.
Сарнатх (Первое учение)
Сарнатх расположен на северо-востоке Варанаси в Уттар-Прадеше, Индия. Это третье место из четырех святых мест, где Будда встретился со своими пятью учениками и произнес свою первую проповедь в Дир-парке в Сарнатхе. Сарнатх — это место, где он учил Дхарме. Отсюда началось замечательное путешествие, которое не только повысило статус Будды, но и заложило основу одной из величайших мировых религий — буддизма.Господь Будда также проповедовал о Четырех Благородных Истинах, Благородном Восьмеричном Пути и различных суттах. Четыре благородные истины: есть страдание, причина страдания, конец страдания и восьмеричный путь к прекращению страдания. Благородный восьмеричный путь состоит из правильного взгляда, правильного намерения, правильной речи, правильного действия, правильного образа жизни, правильного усилия, правильной внимательности и правильной концентрации.
Кушинара (Смерть Будды)
Кушинара также находится в Уттар-Прадеше, Индия.Будда проповедовал следующие 45 лет и, наконец, умер в Кушинаре. Смерть Будды известна как Махапаринирвана, или «великая кончина». Сегодня здесь находится храм Махапаринирвана, построенный индийским правительством в 1956 году в ознаменование 2500-летия со дня кончины Будды.
Добавить комментарий