Содержание

Конспект урока по окружающему миру «Природа в творчестве человека» ( 1 класс)

УМК «Перспектива»

Урок окружающего мира в 1 классе

Тема: «Природа в творчестве человека» (сентябрь)

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

1) узнавать образы природы в произведениях культуры

2) понимать, как мастер преображает природу в своих изделиях

3) изготавливать игрушку из природных материалов по схеме

 

Метапредметные результаты:

1) читать схему изготовления игрушки

2) систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры

3) узнавать и устно описывать образы живой и неживой природы в произведениях культуры.

 

Личностные результаты:

1)    понимать красоту произведений народного творчества

2) осознавать красоту природы, воплощенную в предметах народного искусства с помощью разных природных материалов, средств, способов обработки

 

Оборудование:

У учителя: магнитофон с записью «Жаворонка» Чайковского, компьютер, презентация (виды природы, предметы культуры, объекты культуры, природные материалы, кукла из соломы).

У учащихся: сухая трава, нитки, цветные карандаши.

 

1. Организационный этап

Здравствуйте, дети. Проверьте, как аккуратно лежат ваши вещи. Садитесь.

Руки сложили, спинки выпрямили, посмотрели внимательно.

 

2. Целеполагание

Презентация слайды 1-5

(На доске появляются по очереди изображения животного, пейзажа, водопада зимой, птицы. Последний слайд: все картинки вместе)

-Что вы увидели? Как назвать одним словом? (Природа). А что такое природа? (Все, что не создано руками человека).

Презентация слайды 6-10

А теперь посмотрите ещё (на доске игрушка, красивое здание, музейный экспонат, народный костюм, на последнем слайде все вместе).

-А что сейчас увидели? А как назвать увиденное одним словом? (Культура, предметы культуры).

А что такое культура? (То, что создано руками человека). А где вы можете увидеть предметы культуры? (В музее, дома).

 

3. Работа с учебником. I

Откройте учебник на страницах 14-15.

Рассмотрите внимательно все, что здесь изображено. Что это? (Предметы культуры). А кто их создал? (Человек).

Посмотрите на кружевное дерево. Вы такое на улице видели? (Нет).

Кружевное дерево в руках мастерицы не просто повторяет причуды в зимней природе. Мастерица создаёт орнамент по законам фантазии, воображения, соединяя белый цвет, напоминающий о снежной зиме с летними цветами и листьями, похожими на узоры, которые мороз рисует на оконном стекле.

Посмотрите на другие предметы. Что изображено? (Петушок, лошадка (конь), лев, сказочный конь-птица, снежинки на прялке).

А на самом деле существует петушок (да). Откуда человек берет сюжет для творчества?

Значит, человек берет сюжеты для своего творчества из природы и добавляет фантазию.

 

Физкультминутка I

-А сейчас закроем глазки и послушаем музыку. (Звучит фрагмент «Жаворонка» Чайковского). Что вы сейчас услышали? (Музыку) Она вам что-нибудь напоминала? (Пение птицы).

Пение жаворонка вдохновило композитора Петра Ильича Чайковского на создание этой музыки.

4. Презентация слайд 12

 

Посмотрите и назовите одним словом, что здесь изображено? (Предметы культуры).

1. Что это такое? (Горшок). А из чего сделан горшок? (Из глины). (Появляется изображение глины и надпись).

2. А это? (Перечница и солонка). А из чего они сделаны? (Из коры). Коры какого дерева? (Берёзы). Кора берёзы называется береста (картинка и надпись).

3. Что это? (Шкатулка). А из чего она сделана? (Из камня). Ребята, а кто знает, как называется этот камень, про него знаменитый уральский сказ написан? (Малахит). (Картинка и надпись).

4. А что же это? (Рубашка). А из какого она материала? (Изо льна). А может быть, кто-нибудь знает, что такое лён? (Растение). (Картинка и подпись).

А теперь ещё раз назовите, из чего сделаны все эти предметы? (Глина, береста, камень, лён). А как это назвать? (Природные материалы).

5. Работа с учебником II.-прочитайте и назовите, из какого материала сделаны предметы культуры в учебнике? (Лён, глина, дерево, корни дерева, камень). А откуда человек берёт эти материалы? (Из природы).

Значит, человек берёт для создания предметов культуры природные материалы. (Закрыли учебник).

 

 

6. Работа в тетради.

-Открыли рабочую тетрадь на странице 12. Рассмотрите, что находится на странице. Найдите слова в цветных прямоугольниках. Прочитайте эти слова (глина, береста,……). А как мы это всё вместе назовём? (Природные материалы). А вокруг что находится? (Поделки, изделия народных мастеров). Что вам нужно сделать? Кто догадался? (Соединить изделие с материалом, из которого он сделан). А сейчас я вам прочитаю задание, вы проверите, правы вы были или нет.

7. Самостоятельная работа.

Ребята, а вы хотите сделать игрушку своими руками? Раньше покупных игрушек не было, и все игрушки делали своими руками.

Например, эту куклу. (Учитель показывает сувенирную куклу из соломы). Из чего она сделана? (Из соломы) А что такое солома? (Высушенные стебли растений).

Физкультминутка II

Презентация слайд 12

 

Давайте заготовим солому. Встали. (Показ движений учителем с повтором учащимися).

-Сначала нам надо срезать солому серпом. (Нагнулись, срезаем).

-Затем связать в снопы. (Связываем, изображаем сноп).

-Просушить на солнце. (Солнце жарит, ветер веет).

-Потом почистим. Удалим у каждой соломины узелки и листья. (Движения).

-Сортируем. (Раскладываем по длине и толщине).

-И связываем в пучки. (Показ движения).

 

7. Изготовление куклы из сухой травы

-Но такую куклу из соломы мы не сможем сделать, у нас её нет. Посмотрите, какой природный материал есть у вас на столе? (Трава).

Поможет нам сделать эту куклу схема в рабочей тетради на с. 13. Посмотрите, что сделаем, первым, вторым, последним. Кто может справиться самостоятельно? Поднимите руку. Обратите внимание, ваши куклы могут отличаться. Чем? (Девочка и мальчик).

А кто затрудняется, вы будете раскрашивать лошадку на с.12. Она должна получиться у вас яркой, красивой, чтобы захотелось её купить, как раньше продавали игрушки на ярмарках. (Выполнение работы).

             8. Рефлексия

Ребята, у кого получилась кукла? Выйдете к доске, покажите.

Дети, что вы сделали? (куколку, расписали лошадку). Куколка, лошадка, это что такое? (Предметы культуры).

Значит, вы создали предметы культуры своими руками.

Урок по окружающему миру в 1 классе «Природа в творчестве человека» УМК «Перспектива» А.А.Плешаков

Урок окружающего мира в 1 классе «Природа в творчестве человека» по УМК «Перспектива» автор А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Данный урок будет полезен учителям начальных классов, он содержит конспект и презентацию, разработано в соответствии с ФГОСС.

Целевые установки данного урока (планируемые достижения учащихся). Предметные результаты:

узнавать образы живой и неживой природы в произведениях культуры;

понимать, как мастер преображает природу в своих изделиях;

научить изготавливать игрушку из природных материалов по схеме.

Метапредметные результаты:

Научить читать схему изготовления игрушки;

систематизировать виды природных материалов, из которых сделаны объекты культуры;

узнавать и устно описывать образы живой и неживой природы в произведениях культуры, в том числе народов своей Челябинской области.

Личностные результаты:

понимать красоту произведений народного творчества;

осознавать красоту природы, воплощённую в предметах народного искусства с помощью разных природных материалов, средств, способов их обработки.

Приветствие учащихся.

Ученик, ты готов начать урок?

Проверь, все ль на месте?  

Все ль в порядке:

Ручка, книжка и тетрадка?

Беритесь, ребята, скорей за работу.

– Проверим готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе каждого ученика.

На слайде появляются по очереди изображения животного(белки), пейзажа(осень), водопада, дятла. Последний слайд: все картинки вместе.

-Что вы увидели?

Как назвать одним словом? (Природа). А что такое природа? (Все, что не создано руками человека).

 А теперь посмотрите ещё (на слайде игрушка, красивое здание, музейный экспонат, народный костюм, на последнем слайде все вместе).

-А что сейчас увидели?. А как назвать увиденное одним словом?.  (Культура, предметы культуры)

А что такое культура? (То, что создано руками человека) А где вы можете увидеть предметы культуры? (В музее, дома).

Как вы думаете о чем сегодня будем говорить на уроке? О природе и культуре

 Тема нашего урока «Природа в творчестве человека»

Слушают учителя, отвечают на вопрос Откройте учебник на страницах 14-15.

Рассмотрите внимательно все, что здесь изображено. Рассматривают картинку, описывают ее.

Что это? (Предметы культуры)

 А кто их создал? (Человек). 


Просмотр содержимого документа

«природа в творчестве человека»

Урок окружающего мира «Природа в творчестве человека» УМК «Перспектива»

Предмет: окружающий мир.

Форма проведения: творческая мастерская.

Тема: Природа в творчестве человека.

Цель: знакомство с традициями русского народа, создание игрушек по заданной схеме.

Оборудование: игрушки из глины, дерева, шерстяные нитки, солома, музыкальное сопровождение – р.н. п. «Во поле берёза стояла»

Планируя занятие, я организовала экскурсию в краеведческий музей, где ребята познакомились с экспозициями традиционного быта, народным промыслом.

Ход занятия.

Действия учителя

Действия учеников

Формируемые УУД

I.Организационный момент.

Ребята! Сегодня мы с вами будем работать в группах. Каждая группа – это творческая мастерская, которая в результате работы получит свой продукт и презентует его. Вместе с нами в мастерской(это наш класс) наши знакомые Аня и Ваня. Наш учебник сегодня – справочная литература. С чего начнём?

-Надо договориться, кто будет старшим в группе.

-Узнать, что будем делать.

— Приготовить материал, принадлежности, необходимые для работы.

— Распределить обязанности.

Регулятивные:

Проговаривать последовательность действий на уроке.

Учиться высказывать своё предположение (версию)

II.Актуализация знаний.

-Аня предлагает приготовиться к работе.

Вспомните нашу экскурсию в музей и расскажите, какие образы природы вы увидели в изделиях из ткани, прялках, старинной посуде, традиционных игрушках.

Рассказы детей.

Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

III.Подготовка к работе.

— Откройте учебник на с.14-15 и рассмотрите изображения изделий народного творчества.

Попробуйте описать, как выглядят образы природы на них.

Вывод: материалом и примером для творчества человека служит природ. Её образы он передаёт в своих произведениях.

Описывают изделия: орнамент, цвет, материал.

Познавательные:

Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

IY. Постановка цели.

— Сегодня мы тоже мастера и будем изготавливать куклу-оберег. Считалось, что обереги охраняют своего хозяина от несчастий, болезней. Такие куклы на Руси никогда не покупались, а изготавливались своими руками.

– Ваня предлагает открыть рабочие тетради на с.13 и рассмотреть схему изготовления кукол.

Работа с тетрадью.

Познавательные:

Находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

V.Практическая работа.

Выступает в роли куратора.

Создание куклы.

Коммуникативные:

Уметь договариваться, выслушивать мнения товарищей.

YI.Презентация продукта.

Примечание. Физкультминутка проводилась в сопровождении народной музыки , в ритме детской считалки:

— Ты куколка, я куколка,

Что долго не была?

— Побоялась петуха;

Петуховы дети

Ехали в карете,

Стук, гром – стекла вон.

Выступления групп.

Самооценка.

Коммуникативные: Оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Вступать в беседу на уроке и в жизни.

Личностные:

Целостное восприятие окружающего мира в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Человек и природа в творчестве М.Пришвина

Произведения М. Пришвина чрезвычайно современны, больше того, они тесно связаны с проблемами научно-технической революции: в них автор утверждает мысль о том, какими должны быть отношения человека и природы. Он как художник стремился познать природу, открыть средствами искусства сложные и многообразные законы её развития. Писатель хотел постичь закономерные связи между процессами, происходящими в природе и в общественной жизни. Ныне, когда пытливый разум человека проник в глубины материи, когда в небывалых масштабах используются материалы и энергия природы, как никогда остро встал вопрос об отношениях человека и естественной среды.

Чтобы точно и предельно ёмко передать движение времени и природы, М. Пришвин обычно прибегает к сжатым синтаксическим конструкциям. Благодаря такому лаконизму писателю удаётся создать движущуюся картину природы, точно воспроизвести переходные моменты, переживаемые растительным и животным миром на стыке времён года – зимы и весны, лета и осени и т.д. Вот как изображается им приход осени: «Дожди вовсе замучили хозяев. Стрижи давно улетели. Ласточки табунятся в полях. Было уже два мороза. Липы все пожелтели сверху и донизу. Картофель тоже почернел. Всюду постелили лён. Показался дупель».

Здесь каждое предложение помогает писателю воссоздать картину, точно передающую какую-либо особенность или момент наступающей осени. Приход осени М. Пришвин начинает с изображения перемещения, движения птиц. Стрижи уже успели улететь: они теплолюбивы, да и лететь им надо дальше других пернатых. А вот ласточки только ещё собираются в стаи, но и они скоро улетят. Немногословно, но выразительно передаёт художник движение птиц.

В пейзажных зарисовках М. Пришвин передаёт гармонию, царящую в живой природе. Достаточно из этого согласованного сочетания разнообразных явления живой природы изъять одно какое-либо звено, как по цепочке начнёт разрушаться тысячелетиями складывавшееся равновесие сил.

М. Пришвин пришёл в литературу в начале нашего века и сразу же привлёк к себе внимание как писатель, имеющий свой неповторимый почерк, связавший свою судьбу с жизнью трудового народа. Его творчество развивалось в русле традиций русской классической литературы, воссоздавшей несравненные картины русской жизни, воспевшей богатство и красоту наших родных просторов.

Как верно заметил исследователь творчества М. Пришвина А.И. Хайлов, писатель «начал свой творческий путь во многом как изобразитель здоровых начал жизни, и прежде всего, народного труда, понятого писателем в истории борьбы человека с окружающей его стихией. И действительно, наряду с изображением природы, разносторонних отношений человека к ней, М. Пришвин много писал о людях труда. В его произведениях нарисованы яркие человеческие характеры, проявляющие свою социальную сущность главным образом в общении с природой, в повседневной жизни, воспроизведён большой этнографический материал, знакомящий нас с жизнью, бытом людей различных областей нашей страны и имеющий большое историко — познавательное значение.

Человек, прочувствовавший вдохновляющую силу и величие творчества, способен совершить бесконечно много благих дел, полезных обществу, доставляющих и самому творцу глубокое нравственное удовлетворение. Человек только в деле, которому отдаётся всем своим существом, может раскрыть всё богатство своей индивидуальности. Такова одна из идейно-эстетических, нравственных концепций М. Пришвина – художника, вдохновенного труженика и гражданина.

В наше время проблема «человек и природа» для многих писателей сделалась предметом глубоких философских раздумий и обобщений, имеющих непосредственное отношение к судьбам Родины, народа и дальнейшего развития всего человечества.

Природа в произведениях М. Пришвина нередко выступает как своеобразное действующее лицо, определяющее развитие сюжета. Это подчёркивается даже названиями произведений: «Жень-шень», «Календарь природы», «Глаза земли», «Корабельная чаща».

Структура «Человек- общество- природа» трактуется писателем как единство, развивающееся на основе всеобщего закона связи всех составляющих. Главный предмет изображения в произведениях Пришвина – отношение человека к природе. «Дорога к другу» — так назвал писатель свою итоговую книгу. Дорогой к читателю, человеку новой эпохи, творцу новых, истинно прекрасных отношений в мире, было всё творчество писателя. Этим определяется новаторский характер творчества писателя и объясняется всё возрастающий интерес к его литературному наследию. Своими произведениями писатель утверждал: «Природа не враг, не раба, а друг твой, учись видеть и понимать её жизнь и брать у неё разумно».

Благородство внутреннего мира героев своих произведений М. Пришвин раскрывает в основном в процессе ежедневного их общения с природой, многообразие и красота которой рождает в них раздумья о смысле жизни и назначении человека. Именно благодаря этому его книги развивают у читателя способность чувствовать и воспринимать многообразие явлений природы и искусства, стремление к личному совершенству. Особое благотворное воздействие оказывают книги писателя на подростков, пробуждая и развивая у них высшие человеческие качества – любовь к Родине, творческое отношение к жизни, желание приносить людям пользу.

За М. Пришвиным прочно закрепилось имя «певца природы». Природа для него была и материалом, и творческой лабораторией, живой средой, доставлявшей ему радость бытия, вдохновлявшей на творчество. Он превосходно знал природу, чувствовал и понимал малейшие изменения и движения в ней, глубоко проникал в сложные взаимосвязи, в которых находится природа в процессе своего развития. Мастерство М. Пришвина, как писателя, обладающего большими знаниями и умениями живо передавать тончайшие проявления жизни природы, очень метко определил К.Паустовский.»Для таких мастеров, как М. Пришвин,- писал он,- мало одной жизни,- для мастеров, что могут написать целую поэму о каждом слетающем с дерева листе. А этих листьев падает неисчислимое множество».

Традиции М. Пришвина продолжают развивать многие писатели – В.Астафьев, Ч.Айтматов, В.Распутин, В.Белов, С.Залыгин, Г. Троепольский и другие. В произведениях этих художников с темой «человек и природа» тесно связана другая очень важная проблема – «природа и научно-техническая революция». Сегодня эта проблема волнует писателей, философов, естествоиспытателей, социологов, публицистов – всех, кто думает и о грядущих поколениях людей.

Внимание к чарующей силе пришвинского художественного слова следует развивать в человеке со школьных лет: произведения великолепного мастера содержат богатейший материал для развития у детей эстетических чувств, для формирования их нравственного облика. Они пробуждают в человеке со школьных лет произведения великолепного мастера, содержат богатейший материал для развития у детей эстетических чувств, для формирования их нравственного облика. Она пробуждает в человеке творческие начала, учит лучше понимать жизнь, а значит, и правильнее действовать в ней.

Главы «Этажи леса», «Жаркий час» из повести «Неодетая весна», сказка – быль «Кладовая солнца». В главе «Этажи леса» М. Пришвин ведёт увлекательный рассказ о многоярусной жизни лесного населения. На всех этажах леса обитают живые существа, находя себе пищу и приют. На самом нижнем (в верхних слоях почвы, у корней деревьев) живут полевки и самые маленькие животные, величиной с напёрсток, — землеройки. На среднем этаже живут дупляные птицы, а на верхнем – Птичка – Невеличка.

В небольшой, всего в три странички, главе Пришвин великолепно рассказал об экологической системе, формировавшейся в течение тысячелетий на широких просторах лесных массивов. Картины лесной жизни захватывают читателя своей непринуждённостью и ясностью повествования. Писатель будто за руку ведёт своего читателя в царство природы, открывая перед ним всё новые и новые уголки сложного лесного сообщества. В главе «Жаркий час» Пришвин развёрнуто рисует последние дни зимы, когда «сплошной белой стеной из жёлтого неба целые сутки валил … снег, и невидимый скульптор природы целые сутки в лесу лепил на деревьях, на кустах и на пнях свои удивительные фигурки». Они были настолько причудливы, что даже два рядом идущих человека осмысливают их по-разному. Перед мысленным взором человека возникают всевозможные замысловатые фигуры, созданные не руками человека, а животворящей силой природы: будто идёшь по скульптурной галерее, фигуры которой на твоих глазах меняют свои очертания.

Идейно-эстетическим стержнем главы является изображение резких перемен, происходящих в природе на стыке времён года – зимы и весны. Снег целые сутки валил «сплошной белой стеной, а когда он прекратился, выглянуло по-весеннему яркое солнце, его жаркие лучи растапливали снег, в затейливой форме, лежащий на пнях, сучьях, ветках, пригнувшихся под его тяжестью к земле. Горячие лучи солнца привели в движение лес: малые,

средние и большие деревья одно за другим стряхивали с себя напоённый влагой снег, сбрасывали белые шапки и покрывала, и вставали перед лирическим героем повести, как в сказке, молоденькие красавицы – белые берёзки.

Освобождающиеся от снега деревья раскачивались, схлёстывались, напоминая живые существующих снежных тел, шёпот, скрип и треск со всех сторон, при полном отсутствии ветра» приводили в движение глухарей, тетеревов, белок, зайцев, лис и других лесных зверей.

Немногословно, красочно изобразил Пришвин процессы изменений в природе под влиянием солнечных лучей. Мастерски сделанные зарисовки изменяющейся природы приобщают читателя к вечно живому процессу постоянного обновления мира природы, открывают неповторимую и пленительную красоту в обыкновенных явлениях окружающей нас флоры и фауны, учат познавать закономерности диалектических связей между всеми формами и ступенями развивающегося мира, пробуждают у юного читателя чувство прекрасного.

М. Пришвин глубоко проникал в сущность природных явлений, «копался» в самых затаённых её уголках. И об этом он писал: «Лесная книга даётся только тем, кто хочет читать её без всякой ощутимой пользы для себя или корысти, даже нужен тебе гриб или орех, и то будет мешать тебе, и не хватит внимания вникнуть в ход лесной жизни».

И вот у Пришвина во «Временах года» я, наконец, нашёл объяснение в изумительной по ясности и прелести строке, в крошечном отрывке под названием «Реки цветов»: «Там, где мчались весенние потоки, теперь везде потоки цветов». Я прочёл это и сразу понял, что богатые полосы цветов вырастали именно там, где весной проносилась полая вода, оставляя после себя плодородный ил. Эта была как бы цветочная карта весенних потоков».

В «Календаре природы» М. Пришвин приводит ряд примеров: «Помню, раз стал передо мною в юности вопрос: отчего начинаются болотные кочки? Читал дома книги, и все ответы мне не нравились: причин указывалось множество, а всё как-то неясно и предположительно. Раз я сел отдохнуть на лесной вырубке. Вокруг были пни на сыром месте, и между пнями на большом пространстве начался свежий моховой покров… И везде весь этот лунно – зелёный покров был небольшими бугорками. Я подумал: »Вот первое начало кочек!» .. но где же причина этому началу? Тут сама рука помогла: взял я один бугорок, снял с него моховой покров, а под ним оказалось старое гнилое берёзовое полено, то полено и было причиной мохового бугорка».

В природе, по мнению М. Пришвина, всё закономерно, и всё новое в ней есть закономерно необходимый момент развития и в то же время результат этого развития. Если бы особи одного и тог же вида были похожи друг на друга по строению, цвету, запаху и т.п., то есть по всем внешним и внутренним биологическим данным, то в природе царил бы хаос. Птицы не могли бы различать своих птенцов, млекопитающие были бы лишены возможности распознавать в массе стада своих детёнышей. Эти моменты в животном мире играют большую роль в общей системе эволюции, без них немыслимо представить себе заботу и потомство, воспроизводство.

В природе действует очень сложный механизм, создающий каждый организм по законам неповторимости, различны. От простейших организмов до самых высокоорганизованных существ – все особи животных имеют своё неповторимое лицо. Как справедливо отмечал М. Пришвин, даже законы природы неповторимы, потому что и она находятся в состоянии движения и изменения.

Из очерков «Северный лес» мы узнаём, как в каждом конкретном случае протекает борьба за существование между особями разных видов. Вот один из таких примеров, мастерски переданных художником. Светолюбивая береза «бросилась вверх, и ель тоже за ней. Ветер пришёл на помощь берёзе, и своим голым веником она начала из года в год хлестать ель по макушке. Но исхлёстанная, уродливая ёлка половинкой дотянулась и обогнала, усилилась и задушила берёзку». Из пришвинского описания мы зрительно воспринимаем борьбу между берёзкой и ёлкой, протекающую длительное время.

Борьба за существование в царстве растительного мира нередко проявляется весьма своеобразно. Ель – тенелюбивое дерево, она на открытом месте редко когда растёт. Обычно она вырастает, прикрываемая берёзами от мороза и солнца, а потом, когда окрепнет и вытянется ввысь, наступает на берёзы, под покровом которых она набиралась сил. Чем объяснить, что березы не теснят маленькие ёлки, а ели, когда сравниваются ростом с берёзками, начинают теснить своих первых покровительниц?

Сосна – светолюбивое дерево. Она неприхотлива, может расти на самой тощей земле и подняться выше всех. С ней на бедной земле ни одно дерево не выдержит борьбу, в том числе и ель. Обо всём этом мы узнаем из очерков «Северный лес» и «Лесная капель».

В изображении природы писатель продолжил лучшие традиции русской \реалистической литературы ХIХ в. – А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого.

«Жень – шень» о встрече с пятнистой оленихой «… я замер, и она медленно опустила ногу, сделала один и ещё один шаг ко мне. Я смотрел её прямо в глаза, дивился их красоте, то представляя себе такие глаза на лице женщины, то на стебельке, как цветок, как неожиданное открытие среди цветов «Зусу –хэ». Встреча с красивым животным, метко названном Хуа-лу, что по-русски означает «олень- цветок», вызвала в рассказчике целый поток мыслей и чувств. Он находился на таком расстоянии от Хуа-лу, что мог схватить её за передние ноги выше копытца, связать поясным ремнём. «Я как охотник был себе самому хорошо известен, но никогда не думал, не знал … что красота, или что там ещё, может меня, охотника, связать самого, как оленя, по рукам и ногам. Во мне боролись два человека. Один говорил: «Упустишь мгновение, никогда оно тебе не возвратится, и ты вечно будешь о нём тосковать. Скорей же хватай, держи, и у тебя будет самка Хуа-лу, самого красивого в мире животного». Другой голос говорил: «Сиди смирно! Прекрасное мгновенье можно сохранить, только не прикасаясь к нему руками».

Красота природы породила в охотнике высокое нравственное чувство. Счастлив тот, кто увидит и поймёт красоту, сумеет развить в себе чувство прекрасного, утверждает писатель. Счастлив потому, что такой человек живёт полнокровной жизнью, он не станет разрушать то, что его окружает повседневно и без чего немыслима полная радости и наслаждений жизнь. Любовь к природе – сложный духовный процесс. Она живёт лишь в сердцах тех, кто на природу смотрит не как потребитель, а как творец, понимающий себя как неотъемлемую часть всего живого на Земле.

В повести «Жень-шень» и в «Лесной капели» Михаил Пришвин показывает, что эстетическое восприятие действительности человеком обладает большим нравственным воздействием на его личность.

Пришвин учит сохранять прекрасное в мире природы ради больших целей, связанных с проблемами гармонического воспитания человека.

Максим Горький писал: «…Когда я читаю «фенологические» домысли и рассуждения Ваши, — улыбаюсь, смеясь от радости, — до чего изумительно прелестно всё у Вас! Не преувеличиваю, это моё истинное ощущение, совершенно исключительной красоты, силою которой светлейшая Ваша душа освещает всю жизнь, придавая птицам, травам, зайцам … какую-то необыкновенную значительность и оправданность. Всё у Вас сливается во единый поток «живого», всё осмыслено умным Вашим сердцем, исполнено волнующей, трогательной дружбы с человеком, с Вами, поэтом и мудрецом».

Задачей художественного творчества М. Пришвин считал правдивое отражение жизни. В повести «Неодетая весна» он писал: «До того тянет к природе, что с трудом меняешь имена, и когда переменишь, уходит частица какой-то волшебной силы, в произведениях М. Пришвина не было художественного вымысла. Картины природы и характеры людей в его произведениях – это не фотоснимки явлений жизни, а творческое переосмысление существующего в действительности.

Человек является частью природы, высшей формой её организации. На определённом этапе естественной эволюции человек в процессе трудовой деятельности выделился из природы, противопоставил себя ей. Практическая деятельность ещё больше сблизила его с природой, его связь с ней приняла многоступенчатый характер. Единство человека и природы писатель видит в том, что человек прошёл в своём длительном развитии через все этапы эволюции живой материи. Эта мысль о единстве человека и природы он сформулировал следующим образом:» Так миллионы лет назад нами были утрачены крылья, такие же прекрасные, как у чаек, и оттого, что это было очень давно, мы ими теперь так сильно любуемся.

Мы потеряли способность плавать, как рыба, и качаться на черенке, прикреплённом к могучему стволу дерева, и носиться из края в край семенными летучками, и всё это нам нравится, потому что это всё наше, только было очень, очень давно».

М. Пришвин часто говорил, что он понимает весь мир в самом себе. Пришвинский тезис «понимать весь мир в себе самом» означает также, что в человеке есть всё (или почти всё), что свойственно окружающей его живой среде. Уточняя это своё положение, М. Пришвин говорил: «В человека вошли все элементы природы, и если он только захочет, то может перекликнуться со всем существующим вне его».

С давних времён человек и природа тесно взаимосвязаны. В древности первобытные люди зависели от окружающей среды. Не понимая сути происходящих природных явлений, люди возводили их в ранг богов. Так, и огонь, и вода, и земля, и деревья, и воздух, и гром с молнией считались божествами. Чтобы умилостивить их, люди совершали ритуальные жертвоприношения. Но шло время, человек эволюционировал, совершенствовался его мозг. Люди научились добывать огонь, строить жилища, создавать орудия труда. Человек не только завоевывал своё место среди других племён, но и вознамерился подчинить саму природу.

Вопрос взаимодействия с окружающей средой актуален и сегодня. Провозгласив себя царём среди всех живых существ, человек забыл, что сам является частью природы, венцом её творения.

Человек не властелин природы, а её часть. Он сама природа, поэтому, чтобы избежать экологических катастроф, нужно защищать природу. Роль человека в природе не должна быть главенствующей, потому что мы – её дети. Почтение, трудолюбие, уважение и преклонение – вот тот набор чувств, которые мы должны испытывать по отношению к природе. И только когда человек и природа сольются в единое целое, мы будем счастливы безраздельно, безгранично и навеки, то есть навсегда.

В книге очерков «Северный лес» М. Пришвин с болью в сердце пишет о том, что бесхозяйственное и бездумное использование природных богатств нередко приводит к вырубке леса в таких местах, где он должен расти и охраняться в обязательном порядке. В результате заготовки древесины недалеко от Переяславля на реке Вексе береговые кручи были начисто оголены. На месте могучих сосен остались пни, а «весь правый берег покрыт штабелями того самого леса, который и речку эту замечательную защищал и служил источником здоровья множества людей в летнее время».

Идея охраны природы, хозяйского использования её ресурсов пронизывает все произведения М. Пришвина. Но особое место в его творчестве в этом отношении занимают очерки «Северный лес» и повесть «Корабельная чаща». Основной их проблемой является охрана «зелёного друга» человека, рациональное использование наших лесных богатств.

Среди советских писателей М. Пришвин был самым последовательным пропагандистом идей научного подхода к использованию природных богатств страны, их воспроизводству и приумножению. К делу охраны писатель стремился привлечь каждого человека – взрослых и детей.

Пейзажи природы удивительны и неповторимы. Эта красота завораживает и наполняет нашу душу восторгом. А как много мы ещё не знаем о природе. Наш интерес к ней безграничен, ведь сколько тайн в себе таят моря, океаны и леса.

Современный человек живёт в мире техники. Он окружён мобильным телефоном, интернетом и транспортными средствами. Хотя человек и имеет много возможностей, он бессилен перед природой. В данное время природа страдает от природных катаклизмов, стихийных бедствий. И в этом виноват сам человек. Из-за вмешательства человека в Аральское море стало поступать намного меньше воды, и в итоге Аральское море стало пересыхать. Но в природе всё взаимосвязано. Из-за пересохшей воды стал портиться климат, соль с высохшего дна моря испаряется, и в результате страдают люди.

Человек не властелин природы, а её часть. Он сама природа, поэтому, чтобы избежать экологических катастроф, нужно защищать природу. Роль человека в природе не должна быть главенствующей, потому что мы – её дети. Почтение, трудолюбие, уважение и преклонение – вот тот набор чувств, которые мы должны испытывать по отношению к природе. И только когда человек и природа сольются в единое целое, мы будем счастливы безраздельно, безгранично и навеки, то есть навсегда.

Вывод: Для каждого читателя в творчестве Пришвина открывается своё окошко, и каждый видит по своей душе и по своему возрасту. Понимание может расти вместе с читателем и год от года существенно изменяться. Для меня главное видится вот в этом «роднике радости». И как бывает в лесу, когда набредёшь на родник, его хочется прибрать и обустроить, чтобы он был виднее идущему следом, так хочется остановиться у этой дорогой пришвинской теме и сделать её очевиднее и необходимее, потому что, как мы удалились от природы, так, словно в укор, отдалились и от радости. И не делать тут разницы между взрослыми и детьми, потому что дети это зеркало взрослых.

Использованная литература:

  1. Книги М. Пришвина «Календарь природы», «Неодетая весна», «Лесная капель», «Корабельная чаща». Изд.: «Урожай», 1977.
  2. М.А. Зотов. Человек и природа в творчестве Михаила Пришвина. Москва. «Просвещение», 1982.
  3. Природа в дневниках Михаила Пришвина. ru.wikipedia.org
  4. М.М. Пришвин (1873-1954). Книги Пришвина, написаннные для детей. reftrend.ru/87135.html
  5. Михаил Пришвин на Смоленщине. Жизнь и деятельность М. Пришвина. otherreferats.allbest.ru
  6. Человек и природа М. Пришвина. otherreferats.allbest.ru
  7. Мир и природа в творчестве М. Пришвина. litra.ru
  8. Единство человека и природы. diplomba.ru/work/116890
  9. Человек и природа в произведениях Пришвина. studbirga.info

Презентация 1, Презентация 2.

Связь человека с природой а творчестве С. А. Есенина

1. Отражение чувств человека в природе.
2. Связь человека с животными образами.
3. Очеловеченная природа в поэтическом полотне.

В необходимом — единение, в сомнительном — свобода, во всем — любовь.
А. Августин

В своем творчестве С. А. Есенин обращается к разным темам. Это и великолепные пейзажные зарисовки, и трогательные стихи о любви, и проблемные произведения о судьбе русской деревни. Все, что поэт описывает в своих текстах, он непременно пропускает через свою душу, через богатый и насыщенный внутренний мир. И особое место там занимает природная тематика, которая связана с образом человека, его действиями и поступками. Такую связь я попробую рассмотреть в своем сочинении.

Любые природные проявления Есенин не отрывает от человеческих чувств и эмоций. Поэтому его любовная лирика наполнена красочными пейзажными зарисовками. Они словно отражают внутреннее состояние героя. И он через образы деревьев, опавшей листвы или ручейка рассказывает нам о своем глубоком и тайном чувстве. И если в душе неспокойно, то подобную тревожную атмосферу нам передает снежный ветер в стихотворении «Ветры, ветры, о снежные ветры…».

Ветры, ветры, о снежные ветры,
Заметите мою прошлую жизнь.

Лирический герой ищет утешения в природе. Именно она может вдохнуть в его растрепанную и тревожную душу покой и успокоение.

Я хочу быть отроком, светлым
Иль цветком в луговой межи.

Но природные картины могут выступать и в качестве контрастного полотна к тому, что происходит в душе лирического героя. Цветущая дарящая жизнь природа напоминает о том, что герой потерял безвозвратно. Так через пейзажные картины в повествование входят грустные тональности. Например, цветущая липа в стихотворении «Я помню, любимая, помню…» заставляет вспомнить любимого человека, которого нет в данный момент рядом с лирическим героем. Природа словно призвана возрождать душу, дарить ей успокоение и надежду на светлое будущее. Но грусть, навеваемая этим стихотворением, не уменьшается. Однако в таком природном обрамлении она становится светлой и в какой-то степени прекрасной. И нам понятно, что в памяти лирического героя запечатлелся самый нежный образ любимого человека, который может ассоциироваться с цветущим деревом.

Сегодня цветущая липа
Напомнила чувствам опять,
Как нежно тогда я сыпал
Цветы на кудрявую прядь.

Природные картины в творчестве С. А. Есенина не только отражают душевное состояние, но и позволяют создавать прекрасные портреты любимой с помощью знакомых нам фигур. Одним из ключевых в произведениях поэта является образ белой березы. Именно она воплощается у него в облике прекрасной девушке. Каждый «элемент» дерева соотносится с одной из черт человека. Так природными штрихами передается облик девушки в стихотворении «Зеленая прическа…».

 

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка…
…Иль хочешь в косы ветви
Ты лунный гребешок?

Не зря поэт использует образ березы для описания девушки. Тем самым он не только подчеркивает его незабываемые черты, но в то же время говорит о родстве двух душ: природы и человека. А такая связь говорит о многом. Если человек мог стать частью природного сообщества, значит, он настолько же чист и непорочен. В то же время если природа его принимает, то видит в нем друга и родственную душу, которая становится неотъемлемым компонентом красочного пейзажа. Во всем этом стихотворении описание березы постепенно переходит в портретные штрихи самого» человека. Потом повествование словно идет в обратном направлении. Такое плавно перетекание от одного образа к другому показывает нам, что они связаны собой невидимой для нас ниточкой настолько, что представляют собой нераздельное целое.

 

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил — печальный
Твой предосенний шум.

В таких поэтических строках С. А. Есенин рассказывает о неразрывной связи человека с природой. Она ощутима на чувственном уровне, позволяющем героям показать свое душевное беспокойство, но в то же время дающем возможность найти душевное равновесие. Связь с природой происходит и на уровне портретных зарисовок. Это говорит о том, что человек становится частичкой природного мира. Вроде бы это понятно и так, с биологической точки зрения. Но Есенин смог показать подобное единство на уровне слов и поэтического отражения действительности. Не только различные растения, но и птицы, звери также являются составной частью природного, только в данный момент животного мира. Эти образы в творениях поэта более многогранны. Они позволяют объединять в нашем воображении множество различных подтекстов. Например, образ воробья с его необычной песней в стихотворении «Море голосов воробьиных…» открывает нам картину чувств лирического героя.


Море голосов воробьиных.
Ночь, а как будто ясно,
Так ведь всегда прекрасно.

Постепенно мелодика воробьиного напева превращается в невинный голос любимого человека. Возможно, именно такая незатейливая и безобидная птица может в представлении лирического героя ассоциироваться с обликом дорогого сердцу человека.

Ночь, а как будто ясно,
И на устах невинных
Море голосов воробьиных.

Не только человек имеет в творчестве поэта природные черты. Но и сама природа очеловечивается. Она способна делать то, что делают обыкновенные люди, например, спать, разговаривать. Такое встречается в стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая…»:

Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя.
Но никто под окрик журавлиный
Не разлюбит отчие края.

Описание природы с помощью человеческих чувств позволило рассказать о затишье в ночное время. Также на этом фоне будет отчетливее слышен крик журавлей, который напоминает об огромной любви к родному краю. Такая красочная основа или обрамление к картине чувств позволяет услышать в голосе лирического героя грустные тональности, выражающие тоску по родному и прекрасному краю.

Такое неразрывное соединение поэтического полотна с природой замечали многие читатели С. А. Есенина. Вот что об этом писал М. Горький: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного заслужено человеком». Очеловеченная природа не только для лирического героя, но и в своем замкнутом мире может создавать контрастные полотна. Таковые появляются в стихотворении «Поет зима — аукает…». Произведение наминается с того, что зима старается убаюкать мохнатый лес. При этом на данный образ накладываются не столько человеческие черты, сколько животные. Мохнатой обычно бывает собака, но такое определение лирический герой использует для описания леса. Поэтому в одной картине природы совмещается множество разных образов, каждый из которых говорит об отдельном штрихе в описываемой картине. В то же время вместе они не просто создают одну большую картину, а сами приобретают новые смыслы. Так лес в зимнее время кажется мягким, добрым и пушистым.

Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.

Но такой легкой природной зарисовке противостоит стихия во дворах домов. Там свою песнь поет грозная вьюга.

А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.

В стихотворении создает двойной звуковой эффект. Вьюга словно непрошенный гость стучится в дом человека. В то же время ставни свешены, значит, они не плотно закреплены, поэтому и создают свою тревожную песню.

Но не долго царила такая тревога. Кажется, вьюгу старается утихомирить зима своей прекрасной песней. Такие два противоположных природных явления создают новое полотно. Лирический герой показывает их отражение в своем образе или сердце. Для этого он снова использует образ воробьев, которым в такой противоречивый день снится прекрасная и ясная весна.

И сниться им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.

В этом стихотворение хорошее и радостное настроение обрамляет злую вьюгу и заключает ее в кольцо. Поэтому произведение начинается и заканчивает оптимистическими интонациями. Такое описание становится особенно близким потому, что через очеловечение природы, все ее грозные или радостные проявления становятся нам родными. Кажется, что поэт заглянул в нашу душу и смог приоткрыть все тайны. Но чтобы это сделать очень мягко, он использовал для описания природы не только человеческие чувства и поступки, но и пейзажные зарисовки. Так природа на равных вошла в наш мир, в то же время она смогла и нас впустить в свое живописное пространство.

 

В поэзии Есенина человек и природа неразрывно связаны. Они представляют собой одно гармоничное единство, которое нельзя нарушить ни плохим настроением, ни ворчанием вьюги, ни прекрасной и невинной воробьиной песней.

Человек и природа в творчестве Максима Рыльского 👍

Человек – это произведение природы, а природа тоже отблагодарит человеку за ее бережное отношение к ней. Образцы пейзажной лирики можно встретить во многих поэтов разных времен и народов. Но так соединить человека и природу, так глубоко знать ее, видеть ее тончайшие нюансы могло не так уже и многие люди.

К таким художникам можно отнести М. Т. Рыльского. “Меня захватила его глубоко поэтическая душа, огромная эрудиция, неисчерпаемая любовь ко всему благородного, нового”,- писал выдающийся литовский поэт Антанас Венцлова. А румынский

поэт Виктор Тульбуре в стихе “Максиму Рыльскому” провозглашает: В поэзии твоей нашел я хлеб. И благоухание розового цвета.

Действительно, многогранное творчество Г. Рыльского обусловленна и трепетной любовью ко всему в самом деле прекрасному на земле – родной земле, к человеку, искусству, природе, красоте. Еще в сборнике “На белых островах” (1910 г.) пятнадцатилетний юноша с пылкой любовью к природе родного края описывает и возвращение журавлей, и восток солнца:

Целуйся с ветром, с небом, светом, Голубое озеро мое, Волнуйся, не спи, не замерзай И волнами ясными играй. (“Голубое озеро”)

Именно

это реалистическое видение украинской природы пленило тогда многих читателей маленького сборника. Как точно передает поэты расположение духа людей через природу в стихе “Яблока вызревшие”. Неразделенная любовь – и “поля желтеют, и синее небо”, и благородство людей, которые умеют прощать:

Ø Умеет расставаться тот, кто умел любит.

Гаснет любовь, и природа тоже импонирует героям. Поэзию высокого философского раздумья Максим Рыльский органически объединяет с большой поэзией работы. Будничные события раскрывают в рассказе поэта свою животрепещущую душу:

Весной мы ездили в поле Тележкой одноконным стариком. Котились исподволь, Рощи зеленели, как дым, начинается трудный день пахарей.

И вечером в сердце возрастало ощущение хорошо выполненной работы: “И утомленные души сливались с живой душой земли”. Ощущаешь огромное наслаждение, читая цикл “Четыре стиха”. Пейзажные картины Г. Рыльского не безлюдные. Радость бытия поэт видит в соединении человека с обновленной землей:

Ø Все тебе, медовая земля, Ø Все тебе, моя страна, Ø Где смуглявая ходит работа Ø По обновленным полям!

Творчество М. Рыльского многожанрово, но он всегда остается лириком, в природе видит свою душу. И в грозные года Отечественной войны поэт-гражданин своим пылким словом доказывал свою любовь к родной земле, так как аксиома то, что кто любит природу родного края, тот патриот своей родной земли. В поэме-оратории “Слово о родной матери” природа персонифицирована, она действует, борется со врагом:

Ø Гремит Днепр, шумит Сула, Ø Отозвались голосом Карпаты, И клич подольского села Ø В Путивле древноем слышно. Ø Или правду несправедливости преодолеть?

Этими риторическими вопросами автор утверждает, что некогда фашисты не будут владеть красотами страны. В 1957 году выходит сборник “Розы и виноград”, которая была отмечена высочайшей наградой. Герои стихов – люди работы, которая “в творчество перешла”. Они любят вдохновенный труд на благо Отчизны, замечательную природу родного края, они влюблены в цветы, песни и музыку.

Показательным есть стих “Лесник”. Обычный человек, но все-таки и необыкновенная, так как влюбленная в природу, не может быть к ней равнодушной. Все это он делает бесплатно, но это радует его душу. Стих “Разговор с другом” написан чуть раньше (1954 г.), но пронизанный духом сборника “Розы и виноград”.

Природа – это мать, которая дает щедрые материальные и духовные дары человеку. Разговор с другом-лесом – это выразительная деталь гражданской позиции автора и его влюбленности в природу как человека-лирика, человека с тонким душевным расположением духа. Больше сорока лет этому стиху, а как злободневно он звучит сегодня.

В интимной, пейзажной, гражданской лирике М. Рыльский всегда верный своему кредо: природа – это жизнь, это наслаждение для человека, поэтому нужно вдохновенно работать во всех областях, чтобы отблагодарить ей за щедрые дары. И хочется закончить произведение словами поэта: Мы работу любим, что в творчество перешла, В музыку пылкую, что нежно сердце давит. У счастья человеческого два равных есть крылья: Розы и виноград, красивое и полезное.

Пусть будет так у нас сегодня, пусть будет так и в будущем, пусть люди возвратят лицом в жизни – природы и сделают все возможное для ее сохранения.

Человек и природа в творчестве Н. А. Заболоцкого 👍

Горит весь мир, прозрачен и духовен,
Теперь-то он поистине хорош,
И ты, ликуя, множество диковин
В его живых чертах распознаешь.
Н. А. Заболоцкий
В творчестве известного русского поэта Н. А. Заболоцкого центральное место отведено теме природы. Писатель вырос в живописной сельской местности. Впечатления от этих мест, от красоты окружающего мира он сохранил на всю жизнь и отразил их в своих стихотворениях. В его произведениях жизнь природы всегда как бы переплетается с жизнью самого человека.

Часто именно в природе автор видит

великую мудрость и красоту, чего, по его мнению, часто не хватает миру людей. Мир природы для него наполнен высшей гармонией. И вместе с тем писатель считал, что главная задача человека – венца природы – в том, чтобы стараться сохранить и усовершенствовать этот прекрасный мир.
Стихи Заболоцкого наполнены безмерным поэтическим чувством, они передают влюбленность поэта в природу, великолепие и чистоту ее красок, грандиозность происходящих в ней процессов:
Кленовый лист напоминает нам янтарь.
Дух Осени, дай силу мне владеть пером!
В строенье воздуха – присутствие алмаза.
Природа раскрывается Заболоцкому во всей своей одухотворенной красоте. С огромной нежностью говорит он о “пуховом шарике” одуванчика, о жуке-менестреле, о бабочке, “ставшей на пуанты”. Автор восхищается и “завитушками листьев”, и “особым светом”, которым наполнен мир осенней природы.

Жука, трудящегося между листьев, он сравнивает с “маленьким божком”. И поэт дает нам понять, что мы – часть этого мира:
Летит внизу большая птица.
В ее движенье чувствуется человек.
По крайней мере, он таится
В своем зародыше меж двух широких крыл…
Картины природы, написанные поэтом, пробуждают все лучшее, что есть в человеке.
Однако часто в его стихотворениях можно услышать тревогу и напряженность. Передавая отношение человека к окружающему миру, его мысли и чувства, автор говорит о том, что природа лишена понимания добра и зла, она равнодушна к человеческому страданию. Человек не в силах изменить жестокую действительность, и природа не может ему в этом помочь.

Гибель вожака птичьей стаи в стихотворении “Журавли” передает ощущение неизбежности смерти, но в то же время и закономерность, неизбежность возрождения жизни.
Произведения Заболоцкого, посвященные природе, различаются по своим настроениям, чувствам. Постоянным остается лишь одно – сознание величия природы, ее необходимости для человека, который является ее сыном и в то же время ее творцом. Стихотворения поэта заставляют и нас задуматься, иначе взглянуть на окружающий мир.

«Природа человеческого творчества» Роберта Дж. Штернберга

Захватывающая исследовательская карьера Роберта Дж. Штернберга в области психологии имела довольно неблагоприятное начало. В начальной школе он плохо справлялся с тестами на IQ, и действия его учителей свидетельствовали о том, что они не ожидают его дальнейшего прогресса. Все изменилось, когда его учительница четвертого класса, миссис Алекса, увидела, что у него есть потенциал, и предложила ему добиться большего. Благодаря ее поддержке он стал успешным студентом и в конце концов окончил Йельский университет с отличием и Фи Бета Каппа.В знак признательности доктор Штернберг посвятил свою книгу «Успешный интеллект» миссис Алекса.

Личный опыт доктора Штернберга с тестированием интеллекта в начальной школе привел его к созданию собственного теста интеллекта для научного проекта седьмого класса. Он случайно нашел весы Стэнфорд-Бине в местной библиотеке и с непреднамеренной дерзостью начал проводить тест среди своих одноклассников; Вскоре после этого появился его собственный тест, Тест психических способностей Штернберга (STOMA).В последующие годы он проявил себя во многих областях психологии, опубликовав влиятельные теории, касающиеся интеллекта, творчества, мудрости, стилей мышления, любви и ненависти.

Триархическая теория (успешного) интеллекта доктора Штернберга утверждает, что разумное поведение возникает из баланса между аналитическими, творческими и практическими способностями, и что эти способности действуют коллективно, чтобы позволить людям достичь успеха в определенных социокультурных контекстах.Аналитические способности позволяют человеку оценивать, анализировать, сравнивать и противопоставлять информацию. Творческие способности порождают изобретения, открытия и другие творческие начинания. Практические способности связывают все воедино, позволяя людям применять полученные знания в соответствующих условиях. Чтобы добиться успеха в жизни, человек должен наилучшим образом использовать свои аналитические, творческие и практические сильные стороны, одновременно компенсируя недостатки в любой из этих областей.Это может включать в себя работу над улучшением слабых мест, чтобы лучше адаптироваться к потребностям конкретной среды, или выбор работы в среде, которая ценит конкретные сильные стороны человека. Например, человек с высокоразвитыми аналитическими и практическими способностями, но с менее развитыми творческими способностями, может выбрать работу в области, которая ценит технические знания, но не требует большого образного мышления. И наоборот, если выбранная профессия действительно ценит творческие способности, человек может использовать свои аналитические сильные стороны, чтобы придумать стратегии для исправления этой слабости.Таким образом, центральная черта триархической теории успешного интеллекта — адаптивность — как внутри индивидуума, так и внутри его социокультурного контекста.

Природа человеческого творчества: 9781107199811: Штернберг, Роберт Дж., Кауфман, Джеймс К .: Книги

«Этот превосходный сборник междисциплинарных эссе содержит 23 главы, каждая из которых написана выдающимся ученым в области творчества… Огромные различия между отдельными историями и опытом понравятся аспирантам и молодым исследователям, которым может потребоваться подтверждение того, что существует множество способов научиться работать. успешный исследователь и ученый, а также опытные ученые из различных дисциплин могут почувствовать воодушевление и вдохновение, узнав себя в повествовании и найдя части исследовательских вопросов, связанных с их собственными.’S. W. French, Choice

Объединяет исследовательские программы и результаты двадцати четырех ученых-психологов, наиболее цитируемых в основных учебниках по творчеству.

Описание книги

Написанная двадцатью четырьмя психологами, которые наиболее часто упоминаются в основных учебниках по творчеству, эта книга покажет студентам и исследователям точки согласия и различия во взглядах лидеров в области исследований креативности, помогая им понять ключевые современные идеи. .

Об авторе

Роберт Дж. Стернберг, доктор философии, профессор человеческого развития в Корнелльском университете и почетный профессор психологии Гейдельбергского университета. Ранее он был профессором психологии и образования IBM в Йельском университете. Он получил награды Уильяма Джеймса и Джеймса МакКина Кеттелла от Ассоциации психологических наук, а также более двух десятков других крупных наград и является членом Национальной академии образования и Американской академии искусств и наук.Он бывший президент Американской психологической ассоциации и Федерации ассоциаций в области поведенческих наук и наук о мозге. Он входит в число наиболее цитируемых психологов в мире: около 139 000 цитирований и индекс h 182.

Джеймс К. Кауфман, доктор философии, профессор педагогической психологии в Университете Коннектикута. Он является автором или редактором более 40 книг, в том числе «Творчество 101» (2-е издание, 2016 г.) и «Кембриджский справочник по творчеству» (совместно с Робертом Стернбергом; Кембридж, 2010 г.).Он опубликовал более 300 статей, в том числе «Модель творчества четырех С» (с Роном Бегетто) и исследование, породившее «Эффект Сильвии Плат». Он был бывшим президентом Подразделения 10 (Общества психологии эстетики, творчества и искусств) APA и избранным президентом Американской ассоциации творчества. Джеймс получил множество наград, в том числе премию Mensa за исследования, премию Торранса Национальной ассоциации одаренных детей и награды APA Berlyne, Arnheim и Farnsworth.Он стал соучредителем двух крупных журналов («Психология эстетики», «Творчество» и «Искусство и психология массовой медиа-культуры») и в настоящее время является соредактором Международного журнала творчества и решения проблем.

Природа человеческого творчества

Предпосылки исследований

Произошло необычное явление. Учителя в массовом порядке в разных странах мира обучают детей методам развития любящей доброты, сострадания и внутреннего мира. Эти практики обычно основываются на принципах и практиках внимательности, обычно связанных с буддийскими традициями.На сегодняшний день исследования в этой новой области сосредоточены на оценке эффективности программ внимательности в детском населении, преимущественно с использованием дизайна исследований, основанных на результатах. Меньше исследований, посвященных опыту учителя. Чтобы углубить и расширить наше понимание обучения осознанности с детьми, авторы темы подчеркнули критическую необходимость понимания опыта учителей, особенно учителей, имеющих опыт обучения осознанности.

Исследовать вопрос

Чтобы понять опыт учителей, был задан следующий исследовательский вопрос: «Как учителя, которые являются опытными практиками MindBody Wellness, имеют смысл обучать детей внимательности?»

Методология и методы

Интерпретативный феноменологический анализ (IPA), качественная методология, использовалась для интервьюирования учителей и анализа ряда иллюстративных материалов.В течение 2014 года были опрошены восемь учителей из Австралии и США (один мужчина и семь женщин). Опыт преподавания участников в школах и внешкольных учреждениях варьировался от двух до 25 лет. У всех учителей была регулярная практика осознанности, но, как минимум, они также практиковали еще один метод, например, йогу. Участники дополнительно предоставили демографическую информацию и, в некоторых случаях, данные, иллюстрирующие их практику, такие как неопубликованные материалы, рабочие листы, журналы и фотографии.Интервью с участниками проводились с помощью метода, который включает аутентичность, развитие отношений и осознанное общение.

Выводы

Путем углубленного анализа и интерпретации текстов учителей было обнаружено, что практики MindBody Wellness, такие как йога, медитация и осознанность, играют неотъемлемую роль в жизни учителей. Четыре взаимосвязанные темы высшего порядка отражают суть того, как восемь учителей понимают смысл обучения осознанности, основанного на детях:
• Духовность
• Креативность
• Ответственность за благополучие ребенка
• Быть внимательным образцом для подражания.Было обнаружено, что регулярная долгосрочная практика внимательности приводит к повышению уровня благополучия и связи с собой, другими людьми и планетой. Участники, лично испытавшие на себе преимущества методов MindBody Wellness, почувствовали желание поделиться своей мудростью с другими, особенно с детьми. Это стремление в целом поддерживалось и поощрялось либо руководством школы, либо школьным сообществом, а когда этого не было, учителя переезжали на рабочие места, где ценился осознанный образ жизни.Возможность обучать внимательности детям и коллегам еще больше усилила чувство благополучия у участников и позволила учителям чувствовать себя как дома в своей рабочей среде, создавая благоприятную среду для обучения и бытия. Учителя подчеркивали важность целостного обучения внимательности и заботы о благополучии ребенка. Они чувствовали, что есть много способов подойти к обучению внимательности, ориентированной на ребенка. Однако в целом участники лично и профессионально придерживались мнения, что любой, кто рассматривает возможность обучения детей внимательности, должен сначала познакомиться с практикой и прожить ее в своей жизни.Предлагается ряд других рекомендаций для практики, политики и будущих исследований.

Природа творчества — Часть 2 | автор: RobinB Creative

Как и было обещано в посте на прошлой неделе, я собираюсь опираться на шесть основных предпосылок творчества. (прочтите, если вы еще этого не сделали) Начнем.

Вот напоминание об этой первой фундаментальной посылке:

Все люди без исключения творческие. Творчество является неотъемлемой частью человечества и является важной частью нашей человечности.Чтобы начать бегущую метафору: творчество для человечества, как вода для океана. Без воды нельзя было бы узнать океан как таковой. Фактически, без воды океан не был бы океаном. Однако, хотя вода необходима океану, океан — это гораздо больше, чем просто вода. Точно так же человечество больше, чем творчество, но творчество необходимо человечеству. Многие люди не практикуют и не развивают свои врожденные творческие способности, потому что считают, что они не творческие. Обычно это происходит потому, что в детстве им говорили, что они не творческие.Эта дезинформация часто исходит из моей следующей предпосылки.

«НО Я НЕ ТВОРЧЕСКИЙ!»

Чаще всего я получаю такой ответ, когда говорю, что все творческие. Хотя я полностью не согласен с этим ответом, я также полностью его понимаю. Фактически, двадцать или около того лет назад я, вероятно, ответил бы аналогичным образом.

В течение многих лет изучения творчества я обнаружил следующие универсальные факты.

  • Большинство людей считают, что они не творческие
  • Причины этого ошибочного убеждения, несмотря на различия в поле, расе, вероисповедании, культуре, образовании или экономике, столь же универсальны, как и само убеждение.

Вот четыре наиболее распространенных причины, по которым люди считают себя не творческими:

Причина № 1 — вы не умеете петь
За очень редкими исключениями маленькие дети не могут петь в лад. Это просто физическое ограничение, вызванное развитием голосовых связок. К сожалению, именно в этом возрасте большинству людей говорят, что они не умеют петь или что они должны быть глухими. Это послание, относящееся к, возможно, самым основным формам искусства и творчества, прочно проникает в более позднюю жизнь.

В этом отношении мне повезло больше, чем большинству. Я был одним из крошечного меньшинства, которое всегда могло держать мелодию. Мой отец также был выдающимся певцом, который поощрял мое пение.

Для большинства людей это основная идея, не имеющая отношения к творчеству.

Причина № 2 — Вы плохой художник
Это сообщение обычно приходит, когда вы немного, но не намного старше. Хотя иногда он может быть более тонким, он все же оставляет очень глубокие шрамы.

В какой-то момент в детстве вы начинаете понимать, что ваших родителей больше не впечатляют ваши художественные проекты.Ваше искусство, скорее всего, будет «убрано в безопасное место», чем будет гордо выставлено в доме. Родители начинают побуждать вас сосредоточиться на других занятиях, таких как учеба, спорт и друзья. Вы даже можете услышать, как они смеются и шутят о том, что не могут распознать ваш художественный предмет.

Как бы то ни было, вы получаете сообщение громко и ясно и соответственно меняете фокус. Искусство, а значит, и творчество, приобретают негативный оттенок.

В моем случае моя мать, пытаясь заботливо оградить меня от разочарования, невольно поделилась собственным недостатком творческой уверенности.
«Мы с твоим отцом не слишком артистичны, поэтому не ожидайте от себя слишком многого с художественной точки зрения».
Вообще-то, она была невероятно артистичной, но это уже другая история.

Дети все еще развивают мелкую моторику, пространственное восприятие и наблюдательность. Это основная причина того, что их рисунки часто не оправдывают ожиданий взрослых. И снова критика (даже с лучшими намерениями) за то, с чем нельзя помочь, посылает негативное, разрушительное, изменяющее жизнь сообщение.

Причина № 3 — Образовательное подкрепление
По мере того, как вы становитесь старше, все эти нетворческие сообщения сознательно и бессознательно подкрепляются. Искусство редко является главным приоритетом в школе — по крайней мере, не в той степени, в которой важны «настоящие» предметы. Идея ясна: искусство и все творческие способности по ассоциации могут стать отличным хобби, но не помогут вам зарабатывать на жизнь. Итак, искусство / творчество на самом деле не важно.

Причина № 4 — Вы чрезмерно изобретательны
Вы помните, насколько ярким и активным было ваше воображение в детстве?

Когда я был маленьким ребенком, я был, что теперь можно опознать, очень чувствительным ребенком.Я боролась за друзей, и меня постоянно издевались, с первого дня до старшей школы. Я ненавидел школу.

В середине второго года обучения я перешла из крошечной школы в маленьком городке в школу большого большого города. Я начал сочинять очень творческие истории, в которых я был героем. Оглядываясь назад, я использовал свое воображение, пытаясь справиться с реальной жизнью. Когда сверстники, учителя и родители услышали или прочитали (да, даже тогда, в 7 лет, я написал) этих историй, меня заклеймили лжецом и наказали.Я получил сообщение очень четко. Воображение плохое.

В детстве я мечтал и спроектировал (мысленно и на бумаге) мини-подводных лодок, ходунков и всевозможных других устройств. Сработал бы какой-либо из них, как задумано, я не знаю, и это не имеет значения. Мои родители ясно дали понять, что у нас нет денег на такую ​​глупость. Послание моих сверстников было еще более ясным; Я был смешным, идиотом и объектом насмешек.

В целом сообщение не могло быть яснее. Использовать свое воображение опасно, неправильно и категорически не рекомендуется.

Я уверен, что к настоящему моменту большинство из вас узнают или вспомнят о ваших собственных нетворческих сообщениях, даже если они немного отличаются от примеров, которые я привел.

Все творческие (потенциально)

Доминирующее послание общества состоит в том, что большинство из нас не креативны. Итак, почему я считаю, что творчество — врожденная часть человеческой натуры?

Во-первых, я определяю творчество несколько иначе, чем большинство.А пока достаточно сказать, что творчество — это гораздо больше, чем искусство, и гораздо больше, чем воображение. Творчество или его отсутствие влияет на все без исключения сферы нашей жизни. Я расскажу об этом более подробно позже в этой серии.

Во-вторых, мой взгляд на творчество неотделим от моего взгляда на человечество. Я твердо верю, что творчество или, по крайней мере, потенциал для творчества — это врожденный определяющий аспект человечества, как индивидуального, так и корпоративного. Если мы отрицаем свое творчество, мы отрицаем жизненно важную часть нашей человечности.

Я считаю, что люди являются творческим выражением самого творческого существа — Бога, если хотите. Я считаю, что мы были созданы творческим существом для творчества.

Здесь позвольте мне сделать сильное предостережение. Не путайте меня с какими-либо разновидностями фундаменталистов-креационистов. Я не верю, что творение и эволюция являются исключительными убеждениями. Я также не подписываюсь ни на какие другие болтовни, в которых приводятся аргументы с обеих сторон этой темы.

Хотя мои личные взгляды на универсальное происхождение некоторые называют еретическими, а другие отвергают как сказки, в данном случае они не имеют принципиального значения для моих рассуждений.Это всего лишь один маленький аспект того, почему я верю в универсальное человеческое творчество. (возможно, я когда-нибудь напишу о них сообщение)

Хотя удобно утверждать, что мы созданы «по образу» творческого Бога, не нужно полагаться на какую-либо такую ​​веру, чтобы наполнить себя. сумка с вескими доказательствами универсального творчества. Это верно, если помнить о трех вещах:

  1. Творчество — это гораздо больше, чем искусство, но его можно выразить через искусство.
  2. Творчество — это гораздо больше, чем просто воображение, оно требует использования воображения.
  3. Творчество требует, чтобы что-то было сделано / создано. (разрушение — полная противоположность творчеству)

Имея это в виду, человеческая эволюция, какой бы ни была ваша точка зрения, предлагает массу свидетельств универсального человеческого творчества. В конце концов, мы являемся прибегающими к инструментам «обезьянами» — «обезьянами», которые создают вещи, — «обезьянами», которые создают. С точки зрения эволюции человека творчество — это элемент, который отделяет нас от всех других существ.

Ранние люди постоянно придумывали лучшие способы делать вещи, а затем создавали то, что было необходимо.Так было во всех сферах жизни. В этом они не отличались от нас.

Эти ранние предки научились добывать и контролировать огонь, а также дублять шкуры, чтобы они прослужили дольше. Они выяснили, что некоторые камни, те же самые, которые они использовали для разжигания огня, могут образовывать острые режущие кромки и использоваться в качестве инструментов. Кремневое снаряжение было, вероятно, первым специализированным ремеслом, т. Е. Старейшей профессией. Наши предки перешли от укрытий в пещерах к выяснению того, как строить постоянные, временные и даже передвижные укрытия многоразового использования.

Ранние охотники поняли, что копье может сделать охоту проще, безопаснее и эффективнее. Затем они придумали, как делать копья, метатели копья (ахтлатль), пращи, луки и стрелы.

Ближе к очагу и дому люди творчески отреагировали на необходимость хранить пищу и транспортировать воду, выдолбивая тыквы, изобретая глиняную посуду и выясняя, как плести водонепроницаемые корзины.

Все это едва ли касается творческого мышления и действий, необходимых человечеству, чтобы перейти от гоминидов, не использующих инструменты, к тому, где мы находимся сегодня.Когда-то все эти вещи были совершенно невообразимыми и возникли исключительно из человеческого воображения и творчества.

Это проявление стойкого универсального творчества, несомненно, является самым убедительным свидетельством универсального человеческого творчества. Все мы творческие существа, и существуем с незапамятных времен.

Даже разрушение, другая отличительная черта человеческой расы, является полной противоположностью, темным лицом творчества. (подробнее об этом позже в этой серии)

Я мог бы сказать гораздо больше об универсальном человеческом творчестве, и я, без сомнения, сделаю это в будущем.Однако я не хочу, чтобы этот пост был слишком длинным. Я уверен, что вы все уже поняли то, что я пытаюсь сказать.

Если вы читаете это, и вы человек — и я, конечно, надеюсь, что вы сможете это заявить — , тогда вы творческий человек. Или, может быть, я должен сказать, что у вас есть потенциал, способность к творчеству.

К сожалению, наше воспитание в нашем обществе научило большинство из нас отрицать воображение и творческие способности, которые должны проистекать из него. Я призываю всех вас, как и каждый день, бросаю вызов самому себе: владеть, заново открывать и практиковать свои врожденные творческие способности во всех сферах вашей жизни.

Помните, творчество — это создание чего-либо. Итак, укрепляйте себя, а затем выстраивайте отношения с другими. Сделайте что-нибудь, что угодно. Посадите сад, начните заниматься ремеслом, покрасьте дом, узнайте что-то новое или найдите лучший способ выполнять свою работу. Возможности творчества безграничны.

Природа человеческого творчества (Книга, 2018) [WorldCat.org]

Содержание: Предисловие / Михай Чиксентмихайи —
Творчество и труд любви / Тереза ​​М.Amabile —
Проблема с «творчеством» / John Baer —
Выбираем ли мы свой научный путь или они выбирают нас? Мои размышления об исследовании природы творчества в образовательных учреждениях / Рональд А. Бегетто —
Реализация творчества на земле: долгий труд потерян? / Артур Кропли —
В поисках творческой личности / Грегори Дж. Фейст —
От увлечения к исследованиям: прогресс и проблемы в исследованиях творчества / Адриан Фернхэм —
Креативность: взгляд с большой буквы C и введение крошечной c / Ховард Гарднер и Эмили Вайнштейн —
Я никогда не намеревался стать психологом-исследователем / Бет А.Хеннесси —
Что может быть творчеством и на что способна креативность / Джеймс К. Кауфман —
Творчество по семи принципам / Тодд Любарт —
Креативное мышление в реальном мире: обработка в контексте / Майкл Д. Мамфорд, Роберт Мартин, Саманта Эллиотт и Тристан МакИнтош —
Теперь, когда я думаю об этом, все обретает смысл: четверть века изучения творчества / Джонатан А. Плукер —
Творческое познание на индивидуальном и командном уровнях: что происходило раньше и после генерации идей / Рони Рейтер-Палмон —
Податливость творческих способностей: карьера в помощи студентам в раскрытии и развитии их творческих способностей / Джозеф С.Рензулли —
Повседневное творчество: вызовы для себя и мира: шесть вопросов / Рут Ричардс и Терри Гослин-Джонс —
Подлинное творчество: механизмы, определения и эмпирические усилия / Марк А. Ранко —
Ролевые игры и творчество: два шаблоны для будущего / Сандра В. Расс —
Междисциплинарное исследование группового творчества / Р. Кейт Сойер —
Креативность неопределима, управляема и повсюду / Пол Дж. Сильвия —
Гений, творчество и лидерство: a полувековое путешествие по науке, истории, математике и психологии / Дин Кейт Саймонтон —
Треугольник творчества / Роберт Дж.Штернберг —
Творчество как континуум / Томас Б. Уорд —
Размышления о личном путешествии по изучению психологии творчества / Роберт В. Вайсберг —
Послесловие. Большие вопросы в области творчества: сейчас и завтра / Роберт Дж. Стернберг и Джеймс К. Кауфман.

Психологические, социальные и духовные перспективы

Что такое повседневное творчество? Способность, стратегия, процесс — все это. Это способность, которая глубоко вплетена в нашу повседневную жизнь и нашу личность, и мы используем ее час за часом; тем не менее, для большинства из нас он остается недоразвитым и, к сожалению, недооцененным.Редактор и ведущий исследователь творчества Рут Ричардс пишет: «Повседневное творчество касается каждого на протяжении всей нашей жизни и является основополагающим для самого нашего выживания. Именно так мы находим нашего потерянного ребенка, получаем достаточно еды, пробираемся в новое место и новую культуру. … Благодаря нашему повседневному творчеству мы гибко приспосабливаемся, импровизируем, пробуем разные варианты, растим ли мы ребенка, консультируем друга, ремонтируем наш дом или планируем мероприятие по сбору средств ».

В этом провокационном сборнике эссе междисциплинарная группа выдающихся мыслителей и писателей предлагает свои мысли о том, как использование творчества — использование «оригинальности повседневной жизни» — может привести к улучшению физического и психического здоровья, к новым способам мышления, познавать мир и самих себя.Они показывают, как творчество может улучшить наши взгляды на человеческую природу на индивидуальном и общественном уровне и, в конечном итоге, изменить наши парадигмы выживания — и процветания — в мире, полном неотложных проблем. Ни сухой трактат, ни руководство, эта антология основана на последних исследованиях в этой области, чтобы представить живое исследование феномена и процесса повседневного творчества и его далеко идущих разветвлений для личности, культуры, истории, общества, политики и человечества. будущее.

Часть I рассматривает творчество и людей — наше благополучие, потенциал для нового и преобразующего понимания, а также возможности для богатства, непосредственности и глубины опыта.Часть II включает в себя социальное творчество, включая вопросы сложности, сотрудничества, контекстной относительности, инклюзивности и творческих систем, развивающихся с нуля (по сравнению с более иерархическими моделями). Часть III представляет собой подробное и многослойное обсуждение 12 потенциальных преимуществ более творческой жизни.

Природа человеческого творчества

Роберт Дж. Стернберг — декан факультета искусств и наук и профессор психологии Университета Тафтса.До работы в Тафтсе он был профессором психологии и образования IBM, профессором менеджмента в Школе менеджмента и директором Центра психологии способностей, компетенций и экспертизы Йельского университета. Этот центр, теперь перемещенный в Тафтс, посвящен развитию теории, исследований, практики и политики, продвигая понятие интеллекта как развивающего опыта, как конструкцию, которая может быть изменена и в некоторой степени способна развиваться на протяжении всей жизни.Центр стремится оказывать влияние на науку, образование и общество. Штернберг был президентом Американской психологической ассоциации в 2003 году и в 2006-2007 годах президентом Восточной психологической ассоциации. Он был членом совета директоров Американской психологической ассоциации и попечительского совета страхового фонда APA. В настоящее время он входит в попечительский совет Американского психологического фонда и в совет директоров Восточной психологической ассоциации, а также Американской ассоциации колледжей и университетов.Штернберг получил докторскую степень. из Стэнфордского университета в 1975 году и степень бакалавра искусств. из Йельского университета. Он имеет почетные докторские степени восьми университетов. Он является автором более 1100 журнальных статей, глав и книг. Он сосредотачивает свои исследования на интеллекте, творчестве и мудрости и изучал любовь и близкие отношения, а также ненависть. Это исследование проводилось на пяти разных континентах.

Джеймс К. Кауфман, доктор философии, доцент кафедры психологии Калифорнийского государственного университета в Сан-Бернардино, где он также является директором Научно-исследовательского института обучения.Он получил докторскую степень. из Йельского университета в области когнитивной психологии. Он является автором / редактором 12 книг и более 110 статей, а также получил премию Дэниела Э. Берлина (Подразделение 10 APA) за выдающиеся исследования, выполненные младшим ученым. Он является соредактором журнала «Психология эстетики, творчества и искусства» и заместителем редактора журнала «Творческое поведение» и «Корейского журнала мышления и решения проблем».

.