Варанаси (Бенарес)
«Бенарес старше истории, старше традиции, даже старше, чем легенды, и выглядит вдвое старше их всех вместе взятых», – так писал о Варанаси Марк Твен. И действительно, этот древнейший город, по преданиям индуизма, является центром Вселенной и соединяет физическую реальность с вечной жизнью. Это лучшее место, которое может Вам дать полное понимание того, что же на самом деле представляет собой религия и культура многоликой Индии.
Варанаси (Бенарес)
Английское название города, основанного за тысячу лет до Рождества Христова – Банарес – сейчас употребляют редко. Зато один из старейших на планете городов называют «священным местом Индии», «городом огней» и «центром храмов». А Варанаси – это недавно восстановленное официальное название, упоминавшееся еще в древнем трактате Джатаки. Паломники же, которые стекаются сюда десятками тысяч из самых разных уголков планеты, именуют этот центр философии и индийской культуры Каши – именно так был наречен город, ни много ни мало, 3 тысячелетия назад.
Здесь течет Священная река Ганг. Местные жители называют ее «матерью всех индийцев» и обращаются к ней не иначе, как в женском роде. Вечером туристы и путешественники на берегах Ганги могут принять участие в обряде Аарти. Он представляет собой своеобразный ритуал преподношения пожертвований (фрукты, цветы и пр.) Шиве и Матери Ганге. На берегу в этот момент загораются тысячи зажжённых свечей.
Обряд Аарти — Варанаси, Индия
Индусы считают очень благоприятным умереть в Варанаси, поэтому на берегах Ганги оборудованы специальные гаты – ступени, ведущие к священным водам. На них располагаются небольшие крематории, в которые помещают тело, чтобы сжечь его и развеять прах над рекой.
В нескольких километрах от Варанаси находится центр буддизма Сарнатх, где 2500 лет назад Будда произнёс свою первую проповедь. В XII веке храмовый комплекс был практически полностью разрушен в результате нескончаемых набегов и грабежей мусульман, однако в XIX веке Сарнатх был отчасти реставрирован и в наши дни продолжает привлекать к себе тысячи паломников. Здесь располагается 31-метровая Ступа Дхамек. Она была возведена в месте, где Будда поведал миру Восьмеричный Путь, ведущий к Нирване.
В Варанаси находится множество храмов, самыми интересными из которых являются Золотой храм Vishwanath Temple и посвященный воплощающей смерть ипостаси Шивы храм Kaal Bhairav Temple.
Варанаси, Индия
В ноябре здесь проходит индийский праздник Ганга Махотсава. Он длится 5 дней и ежегодно собирает сотни тысяч паломников из разных стран. Главный обряд этого события – запуск по волнам священной реки зажженных ламп. Считается, что чем дольше горит фонарик, тем благосклоннее высшие силы к человеку, его запустившему, и он может рассчитывать на исполнение сокровенных желаний.
Кроме того, Варанаси славится своими красивыми и качественными изделиями из натурального шелка. Не упустите возможности посетить фабрику Mehrotra и приобрести тончайшие сари, красивые платья и другие шелковые изделия, сделанные вручную.
ВАРАНАСИ (Индия) — туры из Москвы на 2022 год, цены, описание и расположение
-
курорт
ВАРАНАСИ
ВАРАНАСИ — город легенда.
Ганг – священная река. По преданию, несет она свои воды прямо от берегов рая. Некогда Ганг устремился с Небес на землю, чтобы смыть людские грехи. Так с тех пор и ведется – омовение в святых водах считается высшим благом. Варанаси, стоящий на берегу Ганга, считается не только местом, где можно смыть все грехи и очистить душу, но и тем местом, где лучше всего отправиться в последний путь. Потому что именно здесь, в вечном городе Варанаси, можно обрести бессмертие.
Основание города уходит корнями в очень далекую древность. Считается, что произошло это не менее 5 тысяч лет, хотя в Индии уверены, что Варанаси был всегда. По крайней мере, точно установлено, что это старейший город на Земле, где жизнь не прерывалась на протяжении всей истории его существования.
Находится этот уникальный город, имеющий для индусов такое же значение, как Ватикан для католического мира, на северо-востоке Индии, в штате Уттар-Прадеш. Некогда Варанаси был не только религиозным центром. Здесь процветала культура, науки и искусства. Но около 1000 лет назад городу сотни храмов и богатых библиотек пришлось очень непросто – завоевание его мусульманами принесло горе и страшные разрушения – многие храмы были уничтожены, библиотеки сгорели, погибло множество просвещенных людей. Но Дух города остался. И это благодаря ему и по сей день к берегам Великой реки в священный город ежедневно стекаются тысячи людей. На ступенях, спускающихся к воде – гхатах, специальных сооружениях, выстроенных для совершения обрядов омовения или же кремации, каждый день происходит сжигание тел умерших. Так больные, умирающие люди со всей страны, пришедшие в Варанаси и нашедшие здесь свою смерть, получают бессмертие.
Климат влажный субтропический. Лето длинное и жаркое, длится с апреля по октябрь. Благодаря холодному воздуху, дующему с Гималаев, температура с декабря по февраль бывает ниже 5 градусов, также зимой нередки туманы.
Транспорт. По городу можно передвигаться на автобусе (стоимость проезда составит около 5 рупий). Стоянка автобусов расположена неподалеку от главного ж.д. вокзала. В Варанаси, как и по всей Индии, распространенным транспортным средством являются рикши и велорикши.
Кухня. В ресторане Lotus Lounge можно отведать настоящей тибетской кухни — тибетское карри, тибетский «момо» (блюдо, чем-то похожее на пельмени) и специалитеты Гоа. А в индийском ресторане El Parador стоит попробовать домашнюю пасту, куриные сувлаки (шашлычки на деревянных шпажках) и блины. Блюда северной Индии и Афганистана готовят в ресторане Varuna Restaurant — тали (ассорти из вегетарианских блюд) и кебаб тандури. Из местных напитков стоит попробовать Банг (Bhang), представляющий собой порошкообразную форму марихуаны, и молочный напиток Thandai с фисташками, миндалем и кремом malai.
В Варанаси расположено большое количество храмов, самыми примечательными из которых являются Vishwanath Temple, также известный как Золотой храм; храм Kaal Bhairav Temple, посвященный грозной форме Шивы, воплощающей смерть. Также интересны храм Tulsi Manas Temple, Durga Temple, Gowdi Matha Temple, непальский индуистский храм, построенный в непальском стиле и мечеть Alamagir с видом на Panchganga Ghat.Обсерватория Jantar Mantar была построена для определения местного времени, затмений, движения солнца и планет, а также содержит уникальные инструменты для астрономических измерений. В Варанаси есть археологический музей с древностями, начиная с 3 в. до н. э. и заканчивая 12 в. н. э. Форт Ram Nagar был построен из красного песчаника в 18 в. и расположен в 14 км от Варанаси на другом берегу Ганга. В форте есть музей и храм, посвященный древнеиндийскому поэту Вьяса, написавшему Махабхараты. В 25 км от Варанаси находится форт Chunar, представляющий собой руины древних поселений. Олений парк Sarnath считается одним из самых священных мест для буддистов — здесь Будда произнес свою первую речь после просветления. Уникальной особенностью Варанаси, местом паломничества и достопримечательностью для туристов являются гаты, представляющие собой ряд ступеней, ведущих вниз, к реке.
Для индусов считается благоприятным умереть в Варанаси, поэтому некоторые гаты являются своего рода крематориями.
События. В Варанаси ежегодно отмечается Дивали, как праздник огней, символизирующий победу добра над злом, когда по всему город зажигаются свечи и фонарики. Также в городе проходит фестиваль Шиваратри в честь бога Шивы, когда верующие читают истории про Шиву и поют гимны в его честь, после чего на берегу реки открывается ярмарка.
Увидеть Ганг и умереть. Как смерть притягивает в священный город туристов и паломников — Общество
Как только не называют этот город — Варанаси, Бенарес, Каши, Индийский Рим, Индусский Иерусалим. Это самый священный город для индусов и один из наиболее популярных туристических центров. Удивительно, как ему удается оставаться сакральным местом с сотнями храмов, в которые не пускают «неиндусов», и при этом привлекать тысячи туристов. Иностранцы ходят по его узким улочкам, толкаясь с паломниками в шафрановых одеждах, брахманами в белых и золотистых тогах, священными коровами, шумными скутерами и мотоциклами, которые носятся, не обращая внимания на тесноту.
Город ступеней
В этот город нужно погружаться, как в реку. Когда Новый Варанаси с непривлекательными блочными домами и широкими дорогами остается позади, вам приходится нырять в тесные переулки, ширина которых часто не превышает полутора метров. Там царит пестрый полумрак — свет падает откуда-то сверху, теряется в сплетениях проводов, вывесок, в крутых стенах, окрашенных в яркие цвета. В городе почему-то особенно много синего, но есть и красный, и желтый, и бордовый. Жительницы Варанаси поддерживают это многоцветие, одеваясь в яркие сари.
Город ведет вниз и вниз, узкие стены отступают — и перед вами Ганг, священная река. К ней ведут многочисленные ступени. Собственно, это и есть Варанаси: длинный ряд гхат — спусков к воде. Многие дома имеют свои гхаты. Есть и многочисленные общественные ступени. На пяти километрах реки вытянулись около 40 гхат, каждый из них имеет свое лицо и свою историю.
Шиваиты на берегу Ганга
© Евгений Пахомов/ТАСС
Варанаси, по легенде, был основан в глубокой древности самим Шивой — одним из трех верховных богов индуизма. Историки древность города подтверждают, и очевидно, что сакральным это место стало уже очень давно. Не случайно именно сюда пришел со своей первой проповедью Будда — рядом с городом в Сарнатхе до сих пор стоит ступа, сооруженная на месте его первого обращения к людям.
Город реки
Чтобы по-настоящему познакомиться с Варанаси, его нужно разглядывать с реки. Вода несет лодку мимо удивительного собрания дворцов и крепостей, башен и фортов, разноцветных домов, мимо храмов — в основном индусских, но и джайнских, мимо мечетей и ступеней. Мимо изображений Шивы на стенах и современных граффити.
Центр жизни Варанаси — длинный ряд гхат (спусков к воде)
© Евгений Пахомов/ТАСС
Многие индийские раджи и махараджи в старину имели здесь резиденции, чтобы совершать омовения в Ганге. Многие из этих зданий сегодня в запустении, некоторые реставрированы, часть превращена в отели.
Вид на город с реки
© Евгений Пахомов/ТАСС
Хотя Ганг считается священным на всем протяжении, именно здесь эта река имеет особенное значение. Гхаты Варанаси не пустуют ни днем ни ночью: с реки можно увидеть их все разом. На одних купаются мальчишки, не обращая внимания на строгих брахманов, на других все в шафрановом цвете от одежд паломников, на третьих горят погребальные костры. Люди совершают омовения в водах священной реки, молятся ей, встречают на берегах рассвет и закат. На одних ступенях собираются целые толпы, на других — немного людей. Под вечер к Гангу приходят просто посидеть у воды, а на некоторых гхатах проходят обязательные и важные церемонии.
Город молитв
Собственно, эти церемонии и привлекают иностранных туристов. Чтобы увидеть вечернюю молитву, нужно постараться: толпа на гхатах собирается заранее. В воде плещутся многочисленные паломники в шафрановых одеждах (цвет индуизма), они набирают воду во фляги, которые потом понесут домой на разукрашенных коромыслах. У самого берега лодочники выстраивают ряд своих суденышек для тех, кто не желает толкаться в толпе. Вокруг колышется море людей, вытягивающих шеи, старающихся занять место получше.
Паломники совершают омовения в Ганге и набирают воду во фляги
© Евгений Пахомов/ТАСС
«Сто рупий, сэр, и я проведу вас на лодку!» — слышится откуда-то сбоку. В лодках занимают места паломники посостоятельней и иностранцы. Первые шепотом читают молитвы, вторые готовят фотоаппараты.
С последними лучами солнца на ступенях появляются брахманы для вечерних проводов солнца. Священнослужители — молодые парни в традиционных золотистых костюмах и дхоти (мужских юбках) — начинают пуджу (моление): сначала дуют в раковины, потом читают мандалы (священные гимны из Ригведы) на древнем санскрите. Горящие лампады, дымящиеся благовония, вода, цветы — все это используется в сложном ритуале. Священнослужители — выпускники расположенной неподалеку санскритской школы, где брахманских детей с детства учат ведам и другим священным текстам. Туристы громко комментируют церемонию и сверкают фотовспышками.
Мальчик из брахманской школы
© Евгений Пахомов/ТАСС
Утренняя служба более камерная — только встать нужно затемно. Народу гораздо меньше, на рассвете тихий Ганг особенно красив, и понятнее, что брахманы обращаются к водам священной реки, а не к толпам туристов на лодках. Но не успевает закончиться служба, как сбоку слышится: «Хотите прокатиться на лодке? Всего шестьсот рупий!»
Служба на берегу Ганга
© Евгений Пахомов/ТАСС
Город новой жизни
Но большинство верующих и туристов прибывают в Варанаси ради аньешти — погребальных церемоний. Варанаси — священный город еще и потому, что для верующего важно здесь умереть, быть кремированным или развеянным в виде праха в священные воды Ганга. Считается, что такой человек может получить лучшее перерождение и даже избавиться от бесконечного круга рождений в этом мире.
На гхатах Варанаси, особенно на Маникарника гхат и Харишчандра гхат, постоянно горят погребальные костры. В священном городе есть специальные приюты и хосписы для пожилых индусов, которые хотят, чтобы их дни закончились именно тут. Эти старички ежедневно возжигают лампады в многочисленных храмах города. Не случайно в интернете полно заметок с названиями типа: «Увидеть Варанаси и умереть».
На гхатах Варанаси постоянно горят погребальные костры
© Евгений Пахомов/ТАСС
«У вас все неправильно понимают. Ведь смерть у нас в городе — это начало новой, лучшей жизни», — рассказывает житель Варанаси Кумар. Он совсем не считает свой город мрачным. Кумар — поклонник Кабира — знаменитого индийского поэта-мистика XV века, ткача из Варанаси, оставившего немало прекрасных стихов о любви к жизни.
«Я тоже хочу умереть в своем городе, чтобы вновь здесь родиться. Я думаю, что я уже не первый и не второй раз родился в своем городе», — улыбается он.
Евгений Пахомов
Экскурсионные туры в город Варанаси в 2018 году — Индия
Варанаси (Бенарес) — главный город одноимённой области в северо-восточной Индии (штат Уттар-Прадеш). Считается святым городом для буддистов и джайнистов, наиболее святым местом в мире в индуизме (как центр Земли в индуистской космологии). Один из старейших городов мира и, возможно, старейший в Индии.
Город раскинулся амфитеатром на левом берегу Ганга, который в этом месте образует небольшую бухту и имеет ширину, изменяющуюся по временам года от 550 до 850 м при глубине от 25 до 30 м.
В Варанаси расположено большое количество храмов, самыми примечательными из которых являются Vishwanath Temple, также известный как Золотой храм; храм Kaal Bhairav Temple, посвященный грозной форме Шивы, воплощающей смерть. Также интересны храм Tulsi Manas Temple, Durga Temple, Gowdi Matha Temple, непальский индуистский храм, построенный в непальском стиле и мечеть Alamagir с видом на Panchganga Ghat.
Обсерватория Jantar Mantar была построена для определения местного времени, затмений, движения солнца и планет, а также содержит уникальные инструменты для астрономических измерений.
В Варанаси есть археологический музей с древностями, начиная с 3 в. до н.э. и заканчивая 12 в. н.э. Форт Ram Nagar был построен из красного песчаника в 18 в. и расположен в 14 км от Варанаси на другом берегу Ганга. В форте есть музей и храм, посвященный древнеиндийскому поэту Вьяса, написавшему Махабхараты.
В 25 км от Варанаси находится форт Chunar, представляющий собой руины древних поселений. Олений парк Sarnath считается одним из самых священных мест для буддистов — здесь Будда произнес свою первую речь после просветления.
В Варанаси ежегодно отмечается Дивали, как праздник огней, символизирующий победу добра над злом, когда по всему город зажигаются свечи и фонарики. Также в городе проходит фестиваль Шиваратри в честь бога Шивы, когда верующие читают истории про Шиву и поют гимны в его честь, после чего на берегу реки открывается ярмарка.
Варанаси известен своим тончайшим шелком. На шелковой фабрике Mehrotra можно приобрести сари, платья и другие изделия ручной работы.
Цены по запросу
Варанаси — Город Шивы | БГ
Главным священным городом Индии с незапамятных времен является город Варанаси. Когда Индия была колонией Англии, его называли Бенарес, а в древности он назывался Каши — «город света».
Варанаси — самый древний живой город на Земле. Он упоминается в Риг-Веде, Махабхарате и Рамаяне. Когда-то он был современником Вавилона, Луксора и Ниневии. Однако от величия тех метрополисов остались только древние руины; Варанаси же жив-здоров до сих пор. Марк Твен, побывавший здесь когда-то, заметил: «Варанаси старше истории, старше традиций, старше даже легенд — а выглядит вдвое старше, чем все они, вместе взятые».
Говорят, что этот город настолько наполнен духовной силой, что даже камни, валяющиеся там под ногами, считаются святыми. Шанкарачарья, великий философ-святой VIII века, писал:
«В Каши сияет Свет.
Этот Свет освещает все.
Тот, кто знает этот Свет,
Истинно пришел в Каши».
И слова Шанкарачарьи истинны и по сей день.
В «Каши Пуране» написано, что человек, который хочет попасть в Каши, избавляется от грехов трех жизней, человек, идущий в Каши — и того больше, а уж пришедший в Каши — и говорить нечего. Просто спать в Каши равнозначно медитации, и даже просто находиться там значит — уже быть на пути к просветлению.
Неудивительно, что многие индусы считают Варанаси центром Вселенной.
У Варанаси странная география — он стоит на трех холмах, которые считаются тремя остриями трезубца Шивы. При этом весь город выстроен на западном берегу Ганги — на восточном нет и никогда не было ни одного строения; он считается «тем миром», куда Шива переправляет души умерших.
В индийской мифологии считается, что Варанаси освобождает человеческую душу от уз тела; тот, кому повезло умереть в Варанаси, достигает немедленного освобождения от цикла рождений и смертей. Как говорят: «Кашьям маранам мукти» — «смерть в Варанаси это освобождение». А воды реки Ганги в Варанаси смывают грехи с любого смертного — и, кстати, Ганга, текущая на юго-восток, вопреки всем законам логики в Варанаси течет в противоположную сторону — на север, в сторону Кайлаша.
А еще Варанаси — город ашрамов, святых и ученых. Было время, когда он носил название Анандавана — «лес блаженства»; когда-то на месте, где сейчас находится шумный и пыльный город, были леса, заполненные ашрамами, куда со всей Индии собирались святые, философы и ученые. Историки считают, что именно здесь появились первые Упанишады и сама философия Адвайты (Недвойственности).
Когда же на месте ашрамов вырос город, он стал известен на всю Индию как центр наук и искусств.
Все основные философы и религиозные реформаторы Индии — от пророка джайнизма Махавиры и основателя религии сикхов Гуру Нанака до Шанкарачарьи и Рамануджи — приходили сюда, чтобы в спорах усовершенствовать свою доктрину. Недаром именно в пригороде Варанаси — Сарнатхе — Будда произнес свою первую проповедь.
Здесь прожил большую часть своей жизни святой поэт-мистик Кабир. А еще Варанаси — это то самое место, где зародилась Аюрведа; Патанджали, основоположник Аюрведы, индийской грамматики и автор первого трактата по йоге, был напрямую связан с этим городом.
Прошло время, и в самом Варанаси давно нет ашрамов; но вокруг него их до сих пор полным-полно. Древняя история продолжается.
Варанаси — город с привидениями — Блог OneTwoTrip
До тех пор, пока я не побывал в Варанаси (Индия), я и представить себе не мог, что у привидений немытые уши, дрожащие пальцы и что привидение может попросить у тебя монетку.
Варанаси — важнейший в индуистской религиозной традиции город. По легенде его основал бог Шива несколько тысяч лет назад. Сегодня Варанаси одно из самых важных мест паломничества в стране. Одни индуисты стремятся попасть сюда, чтобы очиститься от грехов, окунувшись в священные воды реки Ганга (именно так — на хинди название реки женского рода). Другие — чтобы покинуть мир живых, завершить цикл перерождений и навсегда остаться в нирване (на хинди она называется «мокша»). Чтобы душа индуиста совершила этот маршрут, его тело должно быть сожжено на берегах Ганги.
Подобный антураж делает Варанаси жутким местом: вполне уместно называть этот город крематорием на отрытом воздухе. Который, к тому же, работает круглосуточно. И тем не менее Варанаси остается одной из самых популярных точек притяжения туристов со всего мира. Паломники, которые в лучах восходящего солнца молятся на берегу реки на фоне тысячелетних храмов, — такое невозможно пропустить. Если вы путешествуете по северной Индии, обязательно постарайтесь заехать в Варанаси хотя бы на пару дней. Этот город стоит того, чтобы ради него изменить маршрут.
Первое, что я сделал, когда приехал в Варанаси, — отправился к гхатам. Так называются площадки на берегу Ганги, которые длинными каменными ступенями спускаются к воде. Уже с утра гхаты заполнены людьми: отсюда прибывшие в город паломники спускаются к реке, чтобы совершить религиозное омовение. Несмотря на то, что вода Ганги очень грязная и похожа, скорее, на густую темную жижу, для индуистов она чиста и священна.
Затем я направился к ближайшему гхату, на котором кремируют умерших. Их в Варанаси два: Харишчандра и Маникарника. Однако подойти совсем близко мне не удалось.
Большинство туристов приезжают в Варанаси с единственной целью — сфотографировать ритуальные костры. Варанаси, пожалуй, самое доступное место в мире, где можно так близко рассмотреть эту жутковатую древнюю традицию. Любопытство сильнее страха. При этом туристы иногда не отдают себе отчета в том, что пришли сфотографировать чужие похороны.
Возле входа в гхат Харишчандра меня жестом остановил охранник. — Но фотос, — сказал он. — Хэв респект. Охранник проводил меня к ближайшей смотровой башне, откуда туристы могли наблюдать за кремацией, никому при этом не мешая. На ступеньках входа сидел закутанный в ткань индийский старик. Он попросил у меня денег. — Дай ему десять рупий, — объяснил охранник. — Он собирает на дрова для своего костра.
Ритуальные костры для кремаций складывают из натуральных дров, которые в Индии очень дорогие. К примеру, если вы хотите, чтобы вас или вашего родственника кремировали в обычном, государственном крематории, это обойдется примерно в 500 рупий. Костер из натуральных дров на берегу Ганги стоит пять тысяч. Путешествие в нирвану — дорогое удовольствие. Бедняки, которые хотят туда отправиться, в течение долгого времени собирают деньги, забыв про земные дела. Эти хлопоты могут растянуться надолго, иногда на несколько месяцев. Все это время они живут словно приведения, которые временно застряли между нашим миром и потусторонним.
Я дал старику сто рупий и стал подниматься на башню.
Смотрите также:
Керала — рай в тропическом лесу
Секретный Джайпур: индуистские-отшельники и гора с армией обезьян
Индекс качества воздуха (AQI) в Варанаси и загрязнение атмосферы в Индия
Индекс качества воздуха (AQI) в Варанаси и загрязнение атмосферы в Индия | AirVisual
Карта качества воздуха в Варанаси
Карта загрязнения воздуха для Варанаси в реальном времени
Открыть карту
Погода
Какая сейчас погода в Варанаси?
Погода | Безоблачно |
Температура | 19°C |
Влажность | 35% |
Ветер | 11.![]() |
Давление | 1015 mb |
Рейтинг городов по AQI в реальном времени
Рейтинг Индия среди городов в реальном времени
# | city | AQI США |
---|---|---|
1 | Raurkela, Odisha |
1150 |
2 | Bhiwadi, Раджастхан |
239 |
3 | Chakapara, Западная Бенгалия |
194 |
4 | Джаунпур, Уттар-Прадеш |
192 |
5 | Nanpara, Уттар-Прадеш |
191 |
6 | Borivli, Махараштра |
185 |
7 | Агартала, Трипура |
183 |
8 | Варанаси, Уттар-Прадеш |
182 |
9 | Ghatampur, Уттар-Прадеш |
181 |
10 | Сиван, Бихар |
180 |
Дайте волю своему внутреннему любителю путешествий
Вы всего в 5 простых (и веселых) шагах от создания своей идеальной Доски Мечты о Путешествиях.
Шаг 1: Выберите, какую часть планеты вы хотите исследовать
Шаг 2: Уточните, какой вы путешественник
Шаг 3: Отметьте те грандиозные события, которые разожгут ваше воображение
Шаг 4: Войдите, чтобы создать и добавить на доску мечты
Шаг 5: Поделись и начни мечтать
Варанаси Виста (ранние виды на Священный город)
Форма куртки
Один из древнейших обитаемых городов мира и самый священный в Индии.Варанаси привлекает паломников со всей Индии уже более 2500 лет. Однако отчет о поездках индийских посетителей и паломников в город отсутствует из-за отсутствия традиции записывать впечатления от таких посещений индийцами
.
Также нет никаких записей о том, что иностранные путешественники посещали Варанаси до четырехсот лет назад. Именно тогда путешественники с Запада стали регулярно посещать Варанаси и оставляли оживленные отчеты о своем посещении. Позже в конце восемнадцатого века в Индию стали приезжать многие художники-пейзажисты, почти полностью из Британии, и, посещая город, делали превосходные зарисовки Варанаси.
Виды Варанаси, созданные приезжими художниками-пейзажистами, дали не только окружающим, но и самим индийцам первое визуальное впечатление от живописного великолепия священного города. До тех пор такая визуальная запись существовала из-за отсутствия жанра пейзажной живописи в богатом в остальном индийском искусстве.
Собранные из государственных и частных коллекций произведений искусства в Индии и за границей, эти виды теперь публикуются вместе с кратким обзором путешественников». рассказы об их первом посещении Варанаси.
Об авторе
Джагмохан Махаджан много писал о британских художниках-пейзажистах в Индии, а также о Ганге. Его публикации включают «Живописную Индию: зарисовки и путешествия Томаса и Уильяма Дэниеллов». Пейзаж Раджа: британские виды на индийские города и тропу Ганга: иностранные отчеты о реке.
Счета путешественников
Варанаси — один из старейших населенных городов мира и самый священный в Индии.Он давно признан одним из самых важных мест паломничества и ритуальных омовений на берегу Ганга и уже более 2500 лет привлекает паломников со всей Индии. Поэтому неудивительно, что с течением времени выросла огромная литература санскритских текстов, содержащих гимны святости города. Вокруг Варанаси, также называемого Каши — городом Света, сложено множество мифов и легенд, объясняющих его святость, большая часть которой связана с его неуклонным развитием как передового центра поклонения Шиве.
Однако никаких отчетов о путешествиях индийских посетителей или паломников в Варанаси нет из-за отсутствия традиции записывать впечатления индийцев от таких визитов. За исключением китайского путешественника Хиуэн Цанга (седьмой век) и персидского посетителя Абу Рихана аль-Бируни (одиннадцатый век), также нет записей о том, что иностранные путешественники посещали Варанаси и оставляли отчеты о своем посещении. Ситуация изменилась около четырех столетий назад, когда путешественники с Запада стали регулярно посещать город.Это была разношерстная группа, состоящая из торговцев, миссионеров, чиновников Ост-Индской компании, а также простых путешественников. Они тоже принадлежали к разным национальностям: англичанам, французам, немцам и американцам.
В последней четверти восемнадцатого века впервые появился и другой тип путешественников. Ряд художников-пейзажистов, почти полностью из Великобритании, начали приезжать в Индию. Плохие финансовые перспективы художников-пейзажистов в Великобритании и стремление к новизне в погоне за культом «живописного», модным в британских художественных кругах того времени, были основными причинами, которые привели их в Индию.
Более того, Индия была совершенно девственной территорией для приезжего художника из-за отсутствия жанра пейзажной живописи в богатом в остальном индийском искусстве. Таким образом, их зарисовки дали внешнему миру, фактически даже самим индийцам, первые визуальные впечатления от впечатляющих гхатов Варанаси, а также от великолепных памятников и живописных красот Индии.
Иностранные путешественники оставили прекрасные рассказы о своих посещениях Варанаси.Информация, которую они предоставляют, обширна и разнообразна, и мы находим подробные и восхитительные описания жизни в городе. Особенно их поразила великолепная панорама набережной Варанаси, заполненной огромными толпами людей, занятых различными делами с восхода до позднего заката. В частности, потрясающий вид невероятной привлекательности составляли живописные гхаты или пролеты широких каменных ступеней, ведущих вниз к великой реке, кишащей людьми, совершающими свои ежедневные люстрации внизу.Все это, естественно, занимает видное место в оживленных рассказах и превосходных зарисовках посетителей.
Почти первое сообщение о Варанаси от иностранного путешественника принадлежит Хиуэн Цангу, посетившему Индию в первой половине седьмого века. Он был самым известным из длинной череды китайских паломников, которые прибыли в Индию с пятого по седьмой век, чтобы посетить святые места буддизма в Индии и собрать буддийские рукописи и изображения.
Варанаси (По-ла-на-су), согласно Хиуен Цангу, к тому времени уже был священным городом индуизма.Хиуэн Цанг был впечатлен богатством древней культуры Варанаси, а также большим количеством его индуистских храмов. «Эти храмы, — писал он, — возвышаются на несколько этажей и богато украшены скульптурным декором, причем деревянные части ярко окрашены в разные цвета. Они расположены в густых лесистых парках и окружены бассейнами с чистой водой». Он особо упоминает, что видел в одном из этих храмов огромную статую Шивы, «полную величия и величия: при виде ее наполняется трепетным почтением, как будто находишься в самом присутствии бога».
Спустя четыре века персидский путешественник Абу Рихан аль-Бируни прибыл в Индию и оставил весьма проницательный отчет о своем визите. Он особо ссылается на индийские обычаи паломничества к святым местам, особенно для ритуального омовения. Уже тогда Варанаси был самым святым местом в Индии, и он писал: «У индусов есть некоторые места, которые почитаются по причинам, связанным с их законом и религией, например Бенарес. Кааба.остаться навсегда в Мекке. Они хотят жить там до конца своей жизни, чтобы их награда после смерти была лучше за это. Говорят, что убийца несет ответственность за свое преступление и наказывается наказанием по своей вине, за исключением случая, когда он войдет в город Бенарес, где получит помилование».
Занавес теперь снова опускается на сцену почти на пять веков, пока путешественники с Запада не начали посещать Варанаси через регулярные промежутки времени и оставлять оживленные отчеты и восхитительные рисунки города.Первый действительно исчерпывающий отчет о Варанаси принадлежит Ральфу Фитчу, английскому купцу, путешествовавшему по Ганге из Аллахабада в Патну в конце шестнадцатого века. Описывая Варанаси как «большой город», он пишет: «В этом месте все они язычники и величайшие идолопоклонники, которых я когда-либо видел. В этот город приходят язычники в паломничестве из далеких стран. воды, и они моются над головой, и набирают воды обеими руками, и поворачиваются, и затем трижды пьют понемногу воды, и так идут к своему добру, которое стоит в тех домах.Некоторые из них омоют место, равное их длине, а затем будут долго молиться на земле руками и ногами, все встанут и лягут, и поцелуют землю двадцать или тридцать раз, но не пошевелят своими руками. правая нога.»
Следующим путешественником, оставившим подробное описание города, является Жан-Батист Тавернье, знаменитый французский ювелир и путешественник, много путешествовавший по стране в середине XVII века. Особенно ценно его описание великого древнего храма, посвященного Вишну под именем Бинду Мадхава в Панчганга Гхате в Варанаси, который считается одним из самых священных храмов в городе.Это действительно единственный рассказ иностранца об этом знаменитом храме до того, как он был разрушен в 1669 году по приказу фанатичного императора Великих Моголов Аурангзеба, который построил мечеть на месте, которое с тех пор возвышается над рекой.
Здание, по словам Тавернье, «имеет форму креста с четырьмя равными плечами. В середине возвышается высокий купол, похожий на добрую башню с множеством сторон, заканчивающихся точкой, а в конце каждого плеча креста возвышается другая башня, на который можно подняться извне.Не доходя до вершины, есть много ниш и несколько балконов, которые выступают, чтобы перехватить свежий воздух: и по всей башне есть грубо выполненные рельефные фигуры различных видов животных. Под этой большой ланью и точно в середине пагоды находится жертвенник, похожий на стол, 7-8 футов в длину и 5-6 в ширину, с двумя ступеньками впереди, которые служат подножием для ног, и это подножие покрыты прекрасным гобеленом, иногда из шелка, а иногда из золота и шелка, в соответствии с торжественностью совершаемого обряда.Алтарь обтянут золотой и серебряной парчой или какой-нибудь красивой расписной тканью. Снаружи пагоды этот алтарь обращен к вам с идолами на нем; поскольку женщины и девушки должны приветствовать его снаружи, поскольку, за исключением только тех, кто принадлежит к определенному племени, им не разрешается входить в пагду. Среди идолов на большом жертвеннике один стоит от 5 до 6 футов в высоту; ни рук, ни ног, ни туловища не видно, видны только голова и шея; все остальное тело, вплоть до жертвенника, покрыто ризой, расширяющейся внизу.Иногда на его шее красуется богатая цепочка из золота, рубинов, жемчуга или изумрудов. Этот идол был сделан в честь и по подобию Байнмаду [Бинду Мадхава], некогда великого и святого среди них, чье имя они часто произносят на устах. На правой стороне жертвенника находится также фигура животного, или, вернее, химеры, поскольку она представляет собой частью слона, частью лошадью, частью мула. Он сделан из массивного золота и называется Гару [Гаруда], и никому не позволено приближаться к нему, кроме брахманов.»
Тавернье также посетил близлежащий колледж, основанный Раджей Джай Сингхом для обучения молодежи из хороших семей. Он дал живое описание достоинства заведения, где он видел двух молодых принцев Джайпура, которых искусные брахманы обучали санскриту и астрономии. Он, естественно, не упоминает о знаменитой обсерватории, построенной на этом месте гораздо позже.
Уильям Ходжес, первый британский профессиональный художник-пейзажист, посетивший Индию с 1780 по 1783 год, не только сделал несколько рисунков Варанаси, но и оставил яркий отчет об увиденном.Варанаси, писал Ходжес, «построен на северном берегу реки, которая здесь очень широка и берега которой очень высоко над водой, его внешний вид чрезвычайно красив; большое разнообразие зданий бросается в глаза, и весь вид значительно улучшается бесчисленными пролетами каменных ступеней, которые являются либо входами в несколько храмов, либо входами в дома Несколько индусских храмов очень украшают берега реки, и все они поднимаются по гаутам, или пролетам шаги, такие как я уже заметил.Немалым великолепием обладают и многие другие общественные и частные здания. Некоторые из них я нарисовал, а некоторые в большом масштабе, как я понял, требовал сюжет.
«Улицы в городе узкие и не содержатся в таком хорошем порядке, как я ожидал, из некоторых индуистских деревень, которые я видел раньше. Дома очень высокие; я заметил некоторые, в которых я насчитал пять этажей, в каждом из которых жили разные семьи. Однако более состоятельные индусы живут в отдельных домах с открытыми дворами, окруженными стеной.Жара в этом месте считается очень сильной в жаркие месяцы не только из-за его естественного положения, но и из-за домов, построенных из свободного камня, а также из-за узости улиц, которые производят двойное и тройное тепло. отражения солнечных лучей.»
Оживленный рассказ о Варанаси дал лорд Валентия, много путешествовавший по Индии в начале девятнадцатого века. Очаровательная картина города Генри Солта, британского художника-пейзажиста, сопровождавшего его в индийском путешествии, появляется в рассказе о путешествиях Валентии.«Река, — пишет он, — образует здесь очень плавную излучину около четырех миль в длину. На внешней стороне изгиба, которая всегда наиболее возвышенна, расположен священный город Бенарес. Он покрыт зданиями. до самой кромки воды, а противоположный берег, как обычно, чрезвычайно ровный, можно было видеть все сразу, проходя по улицам или даже рассматривая его с минаров, я не мог бы составить себе представления о его красоте. Бесчисленные пагоды всех размеров и форм занимают берега и даже вторгаются в реку. Однообразно построенные из камня и самой прочной работы, они способны противостоять потокам, которые в сезон дождей обрушиваются на них.Некоторые раскрашены, другие позолочены, а некоторые остались цвета камня. Как правило, они имеют купола, часто заканчивающиеся трезубцем Махадевы. Гауты очень часты для удобства омовения; и везде, где дома подходят к реке, они обязательно построены из больших камней в тридцать футов высотой, прежде чем они достигнут уровня улицы выше. Контраст между этими возвышающимися массивами прочной каменной кладки и светлыми куполами пагод в единственном числе и приятен. Деревья время от времени возвышаются над стенами, а тысячи людей, постоянно купающихся или стирающих леску в воде, немало добавляют к этой необычайной картине.Ни один из рисунков, которые я видел, не дает мне ни малейшего представления об этом».
Он также посетил мечеть Аурангзеба и обнаружил, что подход к мечети лежит «через самую посещаемую и густонаселенную часть города, и более необычной части города я никогда не видел. моя лошадь от касания борта. Дома построены из камня, около шести этажей, близко друг к другу, и архитектура столь же необыкновенна …. Окна чрезвычайно малы, и, вероятно, они сформированы таким образом, чтобы отвечать двум целям: во-первых, чтобы соседи напротив не просматривали квартиры и, во-вторых, сохраняли дома более прохладными во время жарких ветров.Он не чувствовал себя особенно счастливым, добравшись до мечети, поскольку писал: «Я чувствовал себя в достаточной мере индусом, когда смотрел на высокие минары, которым последующее правительство может вернуть это место его первоначальным владельцам и убрать жестокую бельмо на глазу». святой город.»
Подполковник Ч. Р. Форрест, очень талантливый художник-пейзажист-любитель, посетил Варанаси в начале девятнадцатого века и был очарован увиденным. Варанаси, как он писал, «является одним из древнейших городов Индии.Именно там браминское влияние оказывает безграничное влияние; в то время как его богатство и торговля позволяют ему занимать место среди главных городов мира. Он расположен на левом берегу Ганга, здесь благородного потока, и его протяженность вдоль берега этой реки составляет целых пять миль; его ширина внутри страны пропорциональна. Построенные на возвышенности, постепенно поднимающиеся вверх от кромки воды, его здания кажутся очень высокими, если смотреть с проплывающих мимо лодок. Некоторые гауты представляют собой очень красивые постройки; у одного особенно есть шесть рассказов.В самом деле, весь город, обращенный к реке, представляет собой одну непрерывную линию этих ghauts, которые, если не считать украшения, которым они являются для Бенареса, очень удобны и полезны в плане возможности купания, которую они предоставляют его многочисленному населению; и огромные толпы всех полов в их разнообразных и изящных костюмах, которые постоянно посещают эти общественные места, поистине чудесны».
Реджинальд Хибер, англиканский епископ Калькутты, совершил путешествие вверх по реке из Калькутты в 1824–1825 годах и провел несколько дней в Варанаси.Он описывает Варанаси как «очень замечательный город, более совершенный и характерно восточный, чем любой другой, который я когда-либо видел, и в то же время совершенно отличный от всего в Бенгалии». Как и многие другие иностранные гости города, он нашел улицы «такими многолюдными, такими узкими и такими извилистыми, что даже тонжон (седан) иногда проходил с трудом». «Дома, — пишет он, — в основном высокие; ни один из них, я думаю, не ниже двух этажей, большинство из трех, а некоторые из пяти или шести, зрелище, которое я впервые увидел в Индии.Улицы, как и в Честере, значительно ниже первых этажей домов, у которых впереди в основном арочные ряды, а позади них маленькие магазинчики. Дома богато украшены верандами, галереями, выступающими эркерными окнами и очень широкими нависающими карнизами, поддерживаемыми резными кронштейнами. Количество храмов очень велико, чаще всего небольших, и они выбиты, как святыни, в углах улиц и под сенью высоких домов. Однако формы здесь не лишены изящества, и многие из них полностью покрыты прекрасной и искусной резьбой в виде цветов, животных и пальмовых ветвей, сравнимой по точности и богатству с лучшими образцами готической или греческой архитектуры, которые я видел. .»
Опытный художник-любитель капитан Роберт Эллиот, довольно много путешествовавший во время службы в Индии, сделал множество зарисовок и оставил яркие описания мест, которые он посетил. В ходе описания Варанаси он написал в своих «Видах на Востоке», опубликованных в 1833 году: «Город Бенарас стоит на левом берегу Ганга, в том месте, где река образует плавную изгиб почти в четыре миль в длину.Берег, на котором расположен город, представляет собой выпуклую сторону реки и значительно выше противоположного берега, так что если смотреть на город с позиции в верхней его части, то с ширины Ганг в этом месте и низменность на противоположной стороне, кажется, что он стоит на краю красиво оформленного залива…
«Огромные лестничные марши, называемые Гаутами Бенареса, прекрасно украшают речной фасад города; особенно в начале дня они представляют собой очень красивый, хотя в то же время и очень ужасное зрелище.Толпы людей спускаются, чтобы помыться, а также поклониться Гангу. Грациозность многих моющихся фигур, разнообразие цветов их платьев, непринужденная и элегантная поза, в которой они стоят, и восхитительные группы, в которые они время от времени попадают, послужили бы прекрасным сюжетом для художника».
Эллиот также рассказал о коммерческой деятельности в городе. Он писал, что Варанаси «является одним из крупнейших рынков богатств Востока. Алмазы, жемчуг и другие драгоценные камни привозят со всех частей Азии вместе с платками, специями, красителями и духами.Возможно, только здесь и в нескольких других местах можно приобрести лучшие изделия даккских ткацких станков. Высокопоставленные индусские женщины с удовольствием облачаются в драпировку из тонкой и прозрачной ткани, которую едва можно увидеть, если только она не сложена много раз. Это называется ночной росой; и говорят, что одному монарху, возражавшему против непристойности платья его дочери, сказали, что она оделась в несколько сотен ярдов муслина. Эта деликатная вещь очень дорогая и, по всей вероятности, так и не попала на европейские рынки.»
Современница капитана Эллиота Эмма Робертс посетила Индию в первой половине девятнадцатого века. Ее статьи и книги о путешествиях в Индию очень интересны и информативны. Ее описание панорамы Варанаси с реки особенно увлекательно; «Виды Бенареса с реки, — пишет она, — чрезвычайно прекрасны, предлагая бесконечное и неутомимое разнообразие пейзажей, эффект которых значительно усиливается количеством деревьев, чья роскошная листва смешивается с парапетами и контрфорсами. прилегающие здания.При спуске по течению в лодке взору представляется почти бесконечная череда интересных объектов. Сквозь промежутки между башней и дворцом, храмом и сараем мелькают сады и базары, простирающиеся вглубь страны; открытые ворота показывают террасный двор какого-то богатого дворянина; длинные уединенные коридоры ведут в укромные уголки зенаны, а маленькие выступающие башенки, взгромоздившиеся на высокие зубчатые стены какого-нибудь высокого и хмурого здания, похожи на сторожевые башни феодального замка.Гауты буквально кишат жизнью в любое время дня, и каждый ручей и пристань забиты различными судами, поистине живописными по своей форме и эффекту».
«Никакого письменного описания, каким бы подробным оно ни было», — продолжает она. «может передать даже слабое представление о необычайных особенностях места, не имеющего прототипа на Востоке. Хотя оно строго восточное, оно очень сильно отличается от всех других городов Индостана, и только с помощью графических изображений любое адекватное представление может быть быть образованным из смеси прекрасного и гротескного, которые, беспорядочно нагроможденные друг на друга, образуют ту колоссальную стену, которая тянется вдоль берега Ганга в Бенаресе.»
В тексте, который она написала для зарисовок Роберта Эллиота, она сказала, что «хотя вид на Бенарес с реки следует считать самым красивым и внушительным, нельзя составить правильное представление об этом своеобразном городе, не проникнув внутрь, пронизав всю запутанные лабиринты и взглянув с высоты птичьего полета.Глядя с минаретов или какой-либо другой внушительной высоты на город Бенарес, раскинувшийся под нами, как карта, мы удивляемся величественному сады и просторные четырехугольники, занимающие землю между высокими зданиями, выстроившимися вдоль узких улиц.Некоторые из этих уединенных убежищ необычайно красивы, они окружены каменными скоплениями, украшены обилием витиеватых орнаментов и обрамлены какой-нибудь высокой башней, откуда открывается самый восхитительный вид на соседнюю страну с ее плодородными равнинами, тенистыми тенями. леса и вечно сияющая река, Другие, меньшие, раскинуты в цветочных партерах, с фонтаном, играющим в центре, и все населены многочисленными птицами самого яркого и великолепного оперения, стаями всех видов голубей. и голуби, обычные для равнин, голубые сойки, желтогрудые воробьи и целый батальон попугаев с кольцеобразными шеями, с их блестящими перьями, блестящими, как изумруды на солнце, когда они скользят далеко над манговыми деревьями, которые несут свои сети. , но редко возвышаясь над венчающей вершиной минарета, откуда зритель обозревает необычные и прекрасные объекты, открывающиеся его восхищенному взгляду.Британский художник Эдвард Лир, посетивший Варанаси в декабре 1873 года, тоже был поражен обилием птиц, которых он встретил в городе, и отметил в своем дневнике: «Милых птиц майна много повсюду; голубей на 10 000 000».
Увлекательное описание пагоды, стоящей на реке в Варанаси, дано Хобартом Каунтером, чей отчет о его путешествии по Индии действительно основан на фактах, полученных им от художника Уильяма Даниэля. В «Восточном ежегоднике» за 1834 год Каунтер пишет: «Одним из самых необычных объектов, которые можно увидеть в Бенаресе и который обычно вызывает большое любопытство у незнакомца, является пагода, стоящая в реке, и ее не с чем связать. берег.Весь фундамент затоплен, а две башни настолько отклонились от перпендикуляра, что образовали острый угол с жидкой равниной под ними… Было высказано предположение, и с большой долей вероятности, что этот храм первоначально был воздвигнут на берегу реки. река, которая тогда предложила прочный и неожиданный фундамент; но что из-за постоянного напора ручья берег прогнулся вокруг здания, которое, благодаря глубине и солидарности фундамента, устояло, в то время как вода окружала его, хотя башни были частично разрушены. сбитый с толку шоком.Или, может быть, даже фундамент просел на несколько градусов вместе с берегом, таким образом выступая две башни из прямого перпендикуляра и придавая им очень необычное положение, которое они теперь сохраняют». Подполковник Форрест и капитан Эллиот
В 1853 году леди Каннинг, как обычно в то время, отправилась из Калькутты в Аллахабад на лодке. Она сделала привал в Варанаси и была совершенно очарована городом. «Величайшее зрелище, — писала она, — был Бенарес — один день я провела на гражданской станции и в окрестностях, а на следующее утро совершила экспедицию через город индусов.Теперь я действительно чувствую, что видел Индию. Там нет ни следа, ни намека на что-либо европейское. Звуки, образы и запахи полностью [так в оригинале] и полностью индуистские, какими они были бы 200 лет назад. Нас несли в серебряных тонах стульев по узким улочкам, вымощенным плитами, между высокими резными каменными домами, перемежающимися храмами и деревьями. жуткое зрелище с почти голыми раскрашенными жрецами и факирами, но главное — берег реки, усеянный храмами и лестничными маршами к воде, заполненный пестро одетыми купальщиками в самых святых местах священной реки.»
Больше всего на свете иностранных гостей больше всего продолжала впечатлять панорама набережной Варанаси. Восхитительное описание Дашашвамедха-гхата дает Луи Русселе, француз, который прибыл в Бомбей в июле 1864 года и провел около шести лет, путешествуя по Индии. Его объемный рассказ о путешествиях под названием «Индия и ее коренные князья» содержит большое количество рисунков, в том числе несколько очаровательных зарисовок Варанаси, сделанных некоторыми известными французскими художниками.Дашашвамедха-гхат, пишет он, «расположен на западной оконечности большой излучины, которую Ганга делает в этом месте, так что мы сразу окинули взглядом весь город, стоящий ярусами, как амфитеатр справа. На месте ручья положение, занимаемое Бенаресом, часто сравнивают с положением Неаполя, и это сравнение не лишено некоторой точности. голубая бухта, в которой живописный фасад города тянулся вдоль берегов, отражаясь полумесяцем.Мы вошли в элегантную гондолу и вскоре уже мягко скользили перед городом, созерцая длинную череду восхитительных картин, разворачивающихся перед нами. Видимый на небольшом расстоянии от реки гхат Дашашвамедха образует картину, которую ни один художник не захотел бы увеличить одним прикосновением. Его большие лестничные пролеты, увенчанные маленькими храмами с ощетинившимся шпилем, имеют фоном, с одной стороны, величественные массивы группы дворцов, увенчивающих гребни плато, а с другой — простой и элегантный фасад Man Munder. [Ман Мандир], великая обсерватория Бенареса, возведенная знаменитым Джеем Сингхом из Джейпора [Джей Сингхом из Джайпура].»
Русселе нашел протестантского миссионера, проповедовавшего превосходство христианства и «ошибки язычества» в общественном месте в Варанаси, и тихая манера, с которой люди слушали его, произвела на путешественника достаточно глубокое впечатление, чтобы прокомментировать дух религиозного культа. терпимость индусов. Он также был свидетелем «одного из самых блестящих религиозных праздников Ганеши [бога с головой слона], отмечаемого в Бенаресе», когда во время диеты процессия проходила через 200 святилищ.Рядом с его описанием появляется очаровательный рисунок этой «поистине сказочной сцены».
Марк Твен, знаменитый американский писатель, посетил Индию в последнее десятилетие девятнадцатого века. Он был не только одним из самых известных юмористов своего поколения, но и одним из величайших писателей-путешественников всех времен. Как и бесчисленные иностранные путешественники до него, он был очарован Варанаси. Он описывает город «в сущности, как большую церковь, религиозный улей, каждая келья которого представляет собой храм, святилище или мечеть, и в котором все мыслимые земные и небесные боги находятся, так сказать, под одной крышей — своего рода Армейские и военно-морские склады, богословски укомплектованные».Он пишет, что Варанаси «старше истории, старше традиции, старше даже легенды и выглядит вдвое старше, чем все они вместе взятые».
Марк Твен считал Гангу «главным зрелищем Бенареса. Все ее обрывы сплошь покрыты коркой от воды до вершины на протяжении трех миль, с великолепной мешаниной массивной и живописной каменной кладки, сбивающей с толку и прекрасной мешаниной камней». платформы, храмы, лестничные марши, богатые и величавые дворцы, нигде ни обрыва, ни мелькания самого утеса; весь длинный лик его плотно замурован от взора этой тесной перспективой платформ, парящих лестниц, скульптурных храмов, величественных мест. , смягчаясь вдали; и повсюду движение, движение, человеческая жизнь, и блестяще одетые, струящиеся радугой вверх и вниз по высоким лестницам и сгущающиеся в метафорических цветочных садах на многих милях больших платформ на берегу реки.»
Известный немецкий мыслитель граф Герман Кейзерлинг, много путешествовавший по Индии непосредственно перед Первой мировой войной, выразил свое восхищение городом в метафизических терминах. Заклинание, наложенное на него Варанаси, можно оценить по тому факту, что ему посвящена большая часть индийской части его «Дневника путешествия философа». Он описывает город как «средоточие всех религиозных мыслей, связанных с Гангом, и этот факт наделяет его уникальной освящающей силой… благодарность за это неизмеримо то, что это дает мне.Я чувствую себя здесь ближе, чем когда-либо, к сердцу мира; здесь я чувствую каждый день, как будто скоро, может быть, даже сегодня, я получу милость высшего откровения».
Великий фотограф Варанаси и автор книг об индийской культуре Ричард Ланнуа, несколько раз побывавший в Варанаси, пришел в восторг от своего первого описания города полвека назад. «Ноябрьский день, в который я прибыл в Бенарас, — пишет он, — был одним из ясных, ярких дней, и хотя я устал после путешествия в тысячу миль.Я сразу почувствовал в воздухе ясность, которая в последующие месяцы. Я пришел к выводу, что это особое качество Бенараса. В тот первый день я прошел по извилистому течению Ганга две мили протяженностью по красивым каменным ступенчатым гхатам для купания, спускающимся к воде, мимо дворцов и храмов, одного из самых прекрасных горизонтов в мире».
«Взбираясь на гаты и выходя на многолюдные улицы Бенараса, — продолжает он, — на вас нападает сбивающее с толку разнообразие сцены, не так сильно, как при одновременном нападении чувств, кажется, что цвета имеют звук, а звуки цвет… Хотя толпы бродят старики, пришедшие в священный город умирать, люди, напоминающие Деда Мороза или Короля Лира, а на тех, кто носит трезубец Шивы, похожие на Нептуна.Однажды я увидел нечто похожее на разговор между Леонардо да Винчи и Данте, в то время как Навуходоносор проходил мимо, тихо декламируя какой-то стих на санскрите».
В то время как Ланнуа сравнивал некоторых «стариков» в толпе Варанаси с известными и легко понимаемыми историческими личностями на Западе, многие другие посетители сравнивали сам город со знакомыми местами на Западе. Французский путешественник Франсуа Бернье назвал его «Индийскими Афинами», а более поздний путешественник Норман Маклауд сказал, что он был «для индусов тем, чем Мекка является для мусульман и чем Иерусалим был для древних евреев».Это «священный город Индостана». Другой посетитель, Эдвин Арнольд, описал его как «Оксфорд и Кентербери Индии в одном». Довольно экстравагантно описывая древность города, миссионер девятнадцатого века в Варанаси, преподобный М.А. Шерринг, сказал: «Двадцать пять веков назад, по крайней мере, он был известен. основывала свои колонии, когда Афины набирали силу, до того, как стал известен Рим, или Греция соперничала с Персией, или Кир прославил персидскую монархию, или Навуходоносор захватил Иерусалим, и жители Иудеи были уведены в плен, она уже поднялась до величия, если не до славы.»
Некоторые аспекты жизни в Варанаси также приводили в ужас иностранных гостей. Многие из них относятся к толпам нищих, досаждающих самим себе. Типичным описанием является рассказ Эммы Роббертс: «В рассказе о храмах Бенареса нельзя не упомянуть о толпах нищих самого разного толка, которые загромождают аллеи к пагодам с особыми просьбами. Многие из эти нищие имеют самое отвратительное описание — искалеченные калеки, искаженные случайностью или религиозными убеждениями, благодаря которым они приобрели репутацию необычайной святости.У чисел нет никакого покрытия, кроме грязи и мела, их длинных бород и спутанных волос; но есть и другие крепкие, хорошо одетые и, в лучшем случае, нищие по призванию, которые сочли бы себя униженными, если бы попытались добывать себе пропитание каким-либо другим способом. Я видел, как один из этих ищущих просителей совершенно лишает слуг нашего заведения части зерна, предназначенного для их собственной еды, используя самые яростные жесты, чтобы усилить свое недовольство, и горько плача при отказе.Русселе тоже был встревожен «толпами безобразных нищих, калек и горбунов, собравшихся здесь, {которые} мучают вас своими жалобными криками и не оставят вас, пока не вымогут несколько медяков».
Некоторые путешественники были потрясены «нечистоплотностью и расточительностью» «суеверного почитания» индусов перед всевозможными идолами. Причудливое описание этих идолов дал Ральф Фитч, посетивший Варанаси в конце шестнадцатого века: «Многие из них черные и имеют медные когти с длинными гвоздями, а некоторые ездят верхом на павлинах и других гадах, вызывающих дурную милость, с длинными хвостами, а некоторые любят одно и другое, но ни одного с добрым лицом… Их главные идолы черны и злы, их рты чудовищны, их уши позолочены и полны драгоценных камней, их зубы и глаза из золота, серебра, и стекло, у кого в руках одно, у кого другое.
Добавить комментарий