Содержание

Фото: Дорога из Бишкека в Ош в разные времена года — KLOOP.KG

Виктор Клейменов работал горным инженером в течение 40 лет. Во время своих частых поездок из Бишкека в Ош он делал множество фотографий трассы, соединяющей эти два ключевых города Кыргызстана.

Клейменов работал на предприятиях горного профиля и занимался вопросами охраны труда, техники безопасности и экологии. Во время своих частых поездок по всему Кыргызстану он сделал огромное количество фотографий различных уголков страны.

«Я увлекся фотографией в школьные годы и всю жизнь старался запечатлеть все, что было рядом. Друзья, работа, семья. Еще учась во Фрунзенском политехническом институте, был фотокором газеты “Политехник”. Иногда снимал торжества своих товарищей — юбилеи, свадьбы и прочее», — сказал он.

Подъем на перевал Тоо-Ашуу:

Дорога на перевале Тоо-Ашуу зимой:

Вид на Суусамырскую долину у выезда из тоннеля Тоо-Ашуу:

Спуск с перевала в Суусамыр:

Юрточное поселение в Суусамырской долине:

Очистка дороги от снега в Суусамырской долине:

Долина перед перевалом Ала-Бель:

Лошадь на перевале Ала-Бель:

Перевал зимой. Из под снега едва видна крыша занесенного под самую крышу туалета:

Граница Джалал-Абадской области на перевале:

У спуска с перевала девушка торгует курутом, кумысом и мёдом:

Ущелье Чычкан:

Дорога в ущелье Чычкан:

Спуск к Токтогульскому водохранилищу:

Мальчик продает рыбу у поселка Токтогул:

Токтогульское водохранилище:

Зимний вид на Токтогулку:

Радуга над дорогой на берегу водоема:

Дорога, проходящая рядом с поселком Каракуль:

Река Нарын у Курпсайской ГЭС:

Дамба Курпсайской ГЭС:

Горы у города Таш-Кумыр:

Дорога у Таш-Кумырской ГЭС:

Facebook Notice for EU!
You need to login to view and post FB Comments!

Замерзшие красавицы, теленок — тайны названий горных перевалов Кыргызстана

Сегодня мы расскажем о знаменитых высокогорных перевалах с интересными названиями, которые находятся на основных трассах республики: Бишкек — Нарын — Торугарт и Бишкек — Ош. Sputnik Кыргызстан побеседовал с топонимистом, географом Темиркулом Эшенгуловым и узнал об истории возникновения и этимологии названий горных перевалов на территории Кыргызстана. 

©
Sputnik / Табылды Кадырбеков

Топономик, географ Темиркул Эшенгулов

Перевал, согласно Большому энциклопедическому словарю, означает понижение в гребне горного хребта, то есть это наиболее низкое и доступное место для перехода с одного склона хребта на другой, обычно между соседними речными долинами. У кыргызов есть несколько слов для обозначения перевалов: «мойнок» (крутой горный перевал, буквальный перевод — шея), «бел» (горный хребет, буквально — талия, поясница), «арт» (переход — употребляется в географических названиях, от слова «артуу» — перейти, переходить), «даван» или «дабаан» (горная вершина, слово в этом же смысле также встречается у народов Южной Сибири, Алтая, Тывы, Якутии).

Даван употребляется при обозначении мест, где нет особых трудностей в преодолении горных хребтов, но в географическом смысле даван и бел схожи. Слово «даван», как и слово «арт», в кыргызском языке уже стало архаизмом и редко употребляется в повседневной речи. «Арт» встречается в названиях перевалов в горах Иссык-Куля и Нарына, это слово можно встретить в трудах Махмуда Кашгари (ХI век). На юге республики слово «арт» по отношению к перевалам почти не употребляется. Слово «мойнок» также употребляется в названиях перевалов, по которым легко можно перебраться из одной долины в другую, — например, Ак-Моюн, Кок-Мойнок. Также при разговоре о горных перевалах встречается слово «ойюлма» (от производного слова «оймо» — узор, «ойюлма» — буквально резьба, резной). Слово применяется к описанию горной тропы или дороги на перевале. Сейчас так называют серпантины.

Если выехать из Бишкека в сторону Торугарта, то по дороге на Тянь-Шань придется преодолеть несколько перевалов.

Кубакы (Куакы)

©
Sputnik / Табылды Кадырбеков

Трасса в Нарынской области

После пересечения красивейшего Боомского ущелья есть два пути чтобы попасть в Кочкорский район Нарынской области. По одной дороге необходимо заехать в город Балыкчи (Иссык-Кульская область) и далее в Кочкор, а по другой можно выехать по мосту через реку Чу на ответвление трассы, ведущей к перевалу Кубакы (Куакы).

Перевал расположен между долинами Орто-Токой и Байдамтал и считается опасным — проезжать его разрешается только на легковом или грузовом авто, пассажирским автобусам проезд по Кубакы запрещен. Его высота — 2350 метров над уровнем моря.

Топоним происходит от кыргызского слова «кубарып» (желтеть, увядать). В силу географического расположения растительность здесь низкая, а трава быстро жухнет. Если встать на вершине перевала и оглядеться, можно увидеть, что горная флора имеет унылый вид, а почва будто покрыта лишайником. 

Долон

После того как путник добрался до Кочкора (в Нарынской области), чтобы попасть в Нарын, ему предстоит преодолеть знаменитый перевал Долон. Его высота над уровнем моря — 3030 метров. Про строительство первой автомобильной дороги на этом перевале с очень крутыми серпантинами в советское время был снят фильм «Я — Тянь-Шань». Позже дорогу реконструировали — подъем и спуск стали пологими и более безопасными.

Есть три версии топонима перевала. По одной она связана с одной из значимых персон в кыргызской санжыре (книга с описанием родословных разных родов кыргызского народа) Долон-бием (судья). По легенде Долон-бий во время длительного пути остановился перекусить и отдохнуть в этом месте, так как летом в ущелье очень красиво и прохладно под сенью деревьев. Люди, описывая перевал, так и говорили: там, где отдыхал Долон-бий. Таким образом название укрепилось.

По второй версии, которая описана в книге Доолотши Исаева, название перевала происходит от монгольского слова «долоо», что означает число «7». На территории Кыргызстана очень много топонимов и понятий, имеющих монгольские корни. По поверью, во время похода монголов на запад войска переходили этот перевал, который тогда насчитывал семь серпантинов.

Еще по одной версии топоним имеет иранские корни — по-персидски «долон» означает перевал.

Кызыл-Бел

После Долона дорога приведет в город Нарын, а далее, чтобы попасть на границу с Китаем (перевал Торугарт), нужно преодолеть еще небольшой перевал Кызыл-Бел. Он расположен недалеко от Нарына по дороге в село Ат-Баши. Высота его — 2484 метра над уровнем моря.

Топоним простой — «кызыл» переводится как красный. Очевидно, это связано с цветом горных пород, которые состоят преимущественно из суглинка. Подобный топоним встречается часто в Кыргызстане и применяется по отношению как к местности, селам, так и к перевалам и речкам. Перевал с таким же названием есть в Чаткале (Джалал-Абадская область), а в Баткенской области недалеко от границы с Таджикистаном есть село Кызыл-Бел.

Торугарт

©
Фото / пресс-служба правительства / Алишер Алиев

Перевал Торугарт находится в Ат-Башинском районе в горах Тянь-Шаня на кыргызско-китайской границе

Перевал Торугарт находится в Ат-Башинском районе в горах Тянь-Шаня на кыргызско-китайской границе, недалеко от озера Чатыр-Куль. По пути вам встретится знаменитый исторический памятник Таш-Рабат. Высота перевала — 3752 метра. Дорога входит в приграничную зону, и попасть на перевал без разрешения не получится.

Топоним происходит от слов «тору», что в переводе значит гнедой, и «арт» — перевал. Возможно, такое название возникло из-за золотисто-красного цвета глиняных пород в этих горах.

Мэлс-Ашуу

В Нарынской области как в самом горном регионе страны практически на всех дорогах есть перевалы, различные по высоте и опасности. Поэтому остановимся лишь на нескольких из них. 

Из Ат-Башинского котлована по узкой горной дороге можно попасть в Ак-Талинский район. По дороге нужно преодолеть перевал с очень интересным названием Мэлс. Его высота — 3420 метров над уровнем моря.

Топоним происходит от начальных букв фамилий идеологов социализма и коммунизма — Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Владимира Ленина и Иосифа Сталина.

Кара-Коо

Расположен на дороге Нарын — Казарман (Тогуз-Тороуский район Джалал-Абадской области). Высота перевала — 2800 метров над уровнем моря. Несмотря на то что он относительно невысок, это один из самых опасных и крутых перевалов республики с множеством серпантинов. При этом путнику по факту надо преодолеть один за другим более десяти маленьких перевалов.

Топоним происходит от «кара» (в данном случае переводится не как черный, а как большой, внушительный, величественный) и слова «коо» — видоизменного иранского слова «кук», которое переводится как высокий. 

Кызарт

Из Кочкорки, преодолев перевал с красивым названием Кызарт, можно попасть в Джумгальский район Нарынской области. Кызарт находится между горами Сандык и Кызарт, его высота составляет 2664 метра над уровнем моря.

Топоним перевала состоит из двух слов — «кыз» и «арт» — и означает «Девичий перевал». Первая часть переводится как девочка, девушка, а второй компонент названия — древний кыргызский термин, который собственно и обозначает перевал.

Существует легенда, по которой в очень солнечный праздничный день 40 дочерей хана (по одной из версий, дочь и сопровождающая ее свита), нарядившись в легкие платья, выехали на прогулку (по другой версии — дочь хана выехала навстречу возлюбленному). По пути они встретили бедную девушку, которая была одета в старую шубу, и по ее просьбе взяли ее с собой. В горах погода резко испортилась, началась метель, и девушки, одетые в летние платья, сильно замерзли и погибли. А бедная девушка осталась жива благодаря своей старой шубе. Поэтому теперь в народе перевал, где постоянно дуют холодные ветры, называется Кызарт.

Калмак-Ашуу

Из Кочкорки, не доезжая до перевала Долон, есть ответвление дороги, по которой через село Толок можно попасть на озеро Сон-Куль. На этой горной дороге расположен перевал Калмак-Ашуу. Его высота — 3447 метров над уровнем моря. Это самый безопасный путь на высокогорное озеро.

Топоним связан с этносом «калмак» (калмык), представители которого правили в этой местности в XVII веке. С калмаками связаны и названия села и маленькой речки в Чон-Кеминской долине, которые также называются Калмак-Ашуу.

Тескей-Торпок

На озеро Сон-Куль можно попасть и по Тескей-Торпоку, который считается одним из красивейших перевалов Кыргызстана. В народе из-за большого количества поворотов на горном серпантине за ним закрепилось необычное название 33 попугая. Высота перевала — 3133 метра над уровнем моря.

Топоним происходит от слов «тескей» (тескей — теневая, несолнечная сторона, обычно северный склон горы) и «торпок», что в переводе означает теленок. В ущелье Тескей-Торпока находится небольшой, но очень красивый водопад с одноименным названием.

Молдо-Ашуу

С озера Сон-Куль через перевал Молдо-Ашуу можно добраться до Ак-Талинского района Нарынской области. Его высота — 3243 метра над уровнем моря. Топоним происходит от слова «молдо», у которого несколько значений. Молдо — мулла, священнослужитель, но раньше это слово употреблялось и по отношению к образованным людям (обычно окончившим медресе (мусульманскую школу) и владеющим арабской грамотой). По преданию, в этом регионе проживал известный молдо, который учил детей и был для своего времени очень прогрессивным. Он часто переходил этот перевал летом, чтобы перегнать скот на пастбища Сон-Куля. Так в народе и закрепилось название перевала, который интересен тем, что у него много крутых серпантинов.

Вообще, перевалов в Нарынской и Иссык-Кульской областях куда больше, но мы рассказали о самых значимых, которые расположены по стратегической трассе — Бишкек — Нарын — Торугарт и близ нее. 

Тоо-Ашуу

©
Фото / Александр Федоров

Перевал Тоо-Ашуу на автодороше Бишкек — Ош

Если выехать из Бишкека в сторону трехтысячелетнего города Оша, то первым и, наверное, самым величественным перевалом на этой трассе будет Тоо-Ашуу. Это один из самых высоких перевалов Кыргызстана — его высота 3586 метров над уровнем моря. Расположен Тоо-Ашуу в горах кыргызского Ала-Тоо в районе города Кара-Балта на участке дороги Бишкек — Ош, ведущей из Чуйской долины в Суусамырскую.

В переводе с кыргызского Тоо-Ашуу означает «верблюжий перевал». У кыргызов и многих других народов часто названия рек и местностей связаны с животными или растениями. В науке названия, связанные с названиями животных, называются «зоотопонимами», а с растениями — «фитотопонимами». Есть версии, что через этот перевал проходило множество верблюдов или их разводили в той местности, но они не доказаны. Возможно, что зоотопоним «Тоо-Ашуу» возник как сравнительный. Верблюд в регионе считается одним из самых крупных животных, и очевидно, что высокий перевал сравнивали с этим животным. Таким образом и появилось название.

Улар-Ашуу

©
Фото / Александр Федоров

Перевал Тоо-Ашуу на автодороге Бишкек — Ош

Этот перевал расположен чуть восточнее места, где на перевале Тоо-Ашуу находится туннель. Первая дорога из Чуйской долины в Суусамырскую, проложенная еще в военные годы, была очень крутой, с множеством опасных серпантинов и проходила по самой вершине горы. Высота перевала Улар-Ашуу — 3722 метра над уровнем моря, что на 136 метров выше, чем Тоо-Ашуу. В 1960-х годах дорога была реконструирована, в ней пробили туннель, чтобы сделать путь безопасным, а название Улар-Ашуу стало забываться. Теперь над двумя перевалами закрепилось общее название — Тоо-Ашуу.

Топоним происходит от птицы улар (горная индейка), которая считается редкой и занесена в Красную книгу. Улар обитает в горах и с наступлением лета поднимается очень высоко к вершинам. В зимний период он спускается ближе к низовьям. У кыргызов улар считается священной птицей.

Отмок

©
Sputnik / Табылды Кадырбеков

Арка у автодороги в Таласской области

После пересечения Суусамырской долины у трассы есть северное ответвление, которое ведет на родину Манаса. Перевал Отмок расположен на западной стороне долины и соединяет ее с Таласской долиной. Высота перевала над уровнем моря — 3330 метров. Раньше дорога была довольно опасной, но не так давно часть ее реконструировали, и теперь она более пологая и безопасная. На перевале мало серпантинов, но очень долгие затяжные подъемы.

Топоним происходит от кыргызского слова «отмок», что означает переход. В названии заложено пожелание путнику без сложностей перейти это место и быстрее закончить трудный путь.

Ала-Бель

Этот перевал расположен по дороге Ош — Бишкек на участке между Суусамырской долиной и ущельем Чычкан (в переводе означает «мышь») в Токтогульском районе. Высота перевала Ала-Бель над уровнем моря составляет 3 642 метра. Из-за такой высоты тут почти круглый год лежит снег и дуют холодные ветры. Дорога считается опасной, хотя она и без множества серпантинов. Дело в том, что тут затяжные подъемы и спуски, которые в непогоду быстро покрываются тонким слоем льда, хотя визуально дорога остается чистой и без снега.

Топоним происходит от кыргызских слов «ала» (пестрый) и «бель» — перевал. Буквальный перевод — «пестрый перевал», но по отношению к горам слово «ала» звучит как «горы с вечным снегом». Такой же смысл в названии кыргызского хребта Ала-Тоо.  

Перевал Чыйырчык

Далее по дороге до Оша высоких перевалов больше нет, если не считать опасный проезд через горные ущелья от Токтогула до Таш-Кумыра. Но в 40 километрах к югу от южной столицы по дороге, ведущей к селу Гульча, есть небольшой перевал Чыйырчык. Это первый перевал на Восточном Памирском тракте — дороге, ведущей из Оша в таджикский Хорог. Этот перевал не очень высокий — его высота над уровнем моря всего 2400 метров.

Название происходит от слова «чыйырчык», что в переводе означает скворец. Эти птицы не могут летать высоко и выбирают путь для перелетов в обход гор. В этой местности проходит один из путей миграции скворцов, поэтому перевал назвали Чыйырчык.

На участке Памирского тракта от Оша до Хорога путнику надо преодолеть три высокогорных перевала: Талдык (3615 метров), Кызыл-Арт (4280) и Ак-Байтал (4655). Кстати, последний является одним из самых высоких перевалов в мире, по которым проходит автомобильная дорога. Но о них и других интересных местах Кыргызстана мы расскажем в следующих беседах с географом и топонимистом Темиркулом Эшенгуловым.

Ош бишкек перевал фото

Краткое описание маршрута тура из Узбекистана в город Ош через Сусамырскаю долину на озеро Сонг-Кль: Кеной — поселок Чаек — поселок Каирма — поселок Башкуганды – перевал Кара-Киче — озеро Сонг-Куль — перевал

В ДТП на автодороге Бишкек—Ош погибли 9 человек, 1 пострадал. На трассе Бишкек—Ош бензовоз протаранил придорожный вагончик (фото, видео)

Turmush: В Алайском районе продолжается расчистка

Turmush — В Алайском районе Ошской области продолжается работа по расчистке участка автодороги Ош—Сары-—Иркештам (перевал Талдык) от камней. Читатель сообщает о больших очередях в УМС Бишкека.

Turmush: Фото — Мэр города Ош А.Кадырбаев ознакомил

В город Ош поступили 30 новых автобусов. На автодороге Бишкек–Ош столкнулись Тойота Камри» и Матиз» (фото) Фото с перевала Тёо-Ашуу, где большегрузная фура в туннеле протаранила легковые машины.

Проблемы автодороги Бишкек — Ош: Затянувшиеся дорожные работы на перевале Кок-Бел (фото) Изображения зебр на пешеходных переходах в Караколе плохо видны водителям.

В ДТП на трассе Бишкек — Ош погиб курсант Военного института, другой курсант получил травмы. На перевале Тогуз-Торо стало безопаснее.

Проблемы автодороги Бишкек — Ош: Затянувшиеся дорожные работы на перевале Кок-Бел (фото) Изображения зебр на пешеходных переходах в Караколе плохо видны водителям.

По словам прокурора города Ош, инициатива наказуема, студенты и преподаватели должны помнить, что дача взятки тоже является уголовным преступлением». Проблемы автодороги Бишкек — Ош: Затянувшиеся дорожные работы на перевале Кок-Бел (фото)

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(10 голосов, в среднем: 30)

Рассылка выходит раз в сутки и содержит список программ из App Store для iPhone перешедших в категорию бесплатные за последние 24 часа.

фото и отзывы — НГС.ТУРИЗМ

ГЛК Тоо Ашуу — Киргизская Республика: информация о ГЛК, фотографии и описание услуг ГЛК Тоо Ашуу.

Условия проживания

Размещение в 4-х деревянных коттеджах (по 4 комнаты). Номерной фонд: 16 комнат типа «Стандарт», вмещающих 66 человек.
Оснащение номеров: необходимая мебель (кровать, тумба, шкаф, стол, стулья), телевизор, санузел с душевой кабиной.

Питание

Организовано в кафе (70 посадочных мест), где предлагаются блюда национальной и европейской кухонь.

Инфраструктура

Баня, конференц-зал, автостоянка, каток и медпункт.
Прокат спортивного инвентаря: коньки, сноуборды, снегоходы, вертолет, лыжи, ратрак (на 10 человек).

Досуг

Пешие и конные экскурсии, в качестве активного отдыха — конные и горные походы (трекинг), конные прогулки, сноуборд, полет на параплане.
Горнолыжный отдых, услуги инструктора.
Прокат снегоходов, вертолета и ратрака осуществляются исключительно с инструктором (заброска на склон).

Отдых с детьми

Дети в сопровождении взрослых принимаются с любого возраста.

Услуги связи

Операторы сотовой связи: Билайн, Мегаком.
Услуги телефонной связи не предоставляются.
Wi-Fi-доступ к сети Интернет в кафе.

Как добраться

Автомобильным транспортом: по трассе М39, через поселок Кордай в сторону Бишкека, далее — по направлению на г. Кара Балта. Не доезжая до города, повернуть на дорогу Бишкек-Ош и двигаться до горнолыжной базы.
Поездом: до ж/д города Бишкек, далее на такси или маршрутном такси до ГБ.
Самолетом: ближайший аэропорт «Манас» (145 км) находится в городе Бишкеке. Внутренние рейсы «Авиакомпании Кыргызстан» связывают Бишкек с Ошем.

Сезон катания

Сезон катания на трассах начинается с октября и продолжается по апрель.
Сезон для хели-ски на Суусамырской долине начинается с середины января и продолжается до апреля.

Трассы

База имеет 3 оборудованные трассы различного уровня сложности.
Перепад высот на трассах: от 450 до 750 км.
• Маршрут 1: длина маршрута — 2600 метров, уклон — 32 градусов (по уровню сложности — «синяя»).
• Маршрут 2: длина маршрута — 2800 метров, уклон — 30 градусов («желтая», не ратрачится).
• Маршрут 3: длина маршрута — 3000 метров, уклон — 19 градусов («красная»).

Имеется дополнительная трасса (хели-ски) — катание по целине.

На территории базы работает только один подъемник кресельного типа (двухместный), рассчитанный на 120 мест, длиной 1,5 км., средняя скорость — 4 м/с.

Обслуживание трасс ГЛК осуществляют снегоуплотнительные машины (ратрак).
Работает служба спасателей.

Трансфер

Предусмотрен (по договоренности) из любого места в пределах страны.

Режим работы

Трассы открыты с 10.00 до 17.00.

Ущелье Чычкан. Автотрасса Бишкек — Ош. Горы Тянь-Шаня, Кыргызстан.

Ущелье Чычкан находится в горах Тянь-Шаня, на высоте 2200 м, в Токтогульском районе Джалал-Абадской области Кыргызстана, на 246-251 километре живописнейшей автотрассы Бишкек — Ош, соединяющей Север и Юг Республики. Великолепный водопад, чистейшие горные ручьи, каскадами переливающиеся между зарослями барбариса и Тянь-Шаньских елей, прозрачное горное озеро Саз-кёль, несложные горные походы ежегодно привлекают в ущелье Чычкан любителей горного туризма и рыбалки, да и просто желающих насладиться тишиной и гармонией первозданной природы. На территории ущелья имеется туристический комплекс «Ак-Илбирс», включающий в себя отель «Осон», где можно удобно расположиться, преодолевая длинный путь из Бишкека в Ош (и обратно).

Самое начало октября. Едем по трассе Бишкек — Ош. Вот он, 251-й километр, сразу за перевалом Ала-Бель. Все, пора сворачивать, наш путь лежит в ущелье Чычкан. «Чычкан» на кыргызском означает «мышка». Наш проводник подтверждает, что в ущелье на самом деле полно полевых мышей. «Не наступите, ненароком», — предупреждает.

Глядим по сторонам, жадным взглядом поглощая природу. Горы, высота 2200 метров, склоны часто утыканы Тянь-Шанскими елями, жмется к большим деревьям косматая арча, ползучими зарослями колышутся под ветром барбарис и ежевика. Шумит на дне ущелья, потихоньку громыхая камешками, горная речка, тоже «Чычкан» называется.

После целого часа нетяжелого подъема по утоптанной тропке влетаем в заросли дикой малины. Пробую — кисловатая ягода, может, не дозрела, это в октябре-то? Нет, просто такой сорт малины. Среди зарослей течет чистый ручей. На вид вода очень прозрачная, вкусно булькающая. Пробуем — действительно нектар, но скорее всего, жажда уже замучила, поэтому и напиток вкуснейшим кажется.

После получасового отдыха меняем направление и сворачиваем в боковое ущелье от Чычкана. По ущелью Итагар медленно, но упорно идем вперед. Мы обязательно будем вознаграждены за свои усилия. Огромная хрустальная капля в гранитной чаше — красивейшее озеро Саз-Кель. Сырой прохладный ветерок гонит мелкую рябь по зеркалу озера, арча шелестит множеством иголок, будто тихую песню шуршит, в глубокой синеве неба солирует, редко покрикивая, орел-бородач. Крупная птица кажется снизу мелким крестиком под облаками. У него есть еще одно название — орел-ягнятник. Говорят, он крадет овец, сил у него хватает утащить ягненка. Еще сказки сочиняют, что он может и барана унести и скинуть в пропасть, но это ему явно не по размаху крыльев. Не говоря уже о легенде, что он, бывает, хватает детей и сбрасывает их в пропасть. Тоже мне, орел — спартанец. Ну, это уже полная ерунда. Клюв у него, конечно, — оружие серьезное, но подъемная сила не как у вертолета. Откуда сказки? В давние времена, когда бородачей в горах было так много, как нынче самолетов над крупным аэропортом, когда они жили близко к людям и дрались между собой за объедки, оставшиеся от пастухов, им, пастухам, было очень удобно сваливать недостачу стада на этого безжалостного воздушного террориста, орла-ягнятника. Пропала коза, чего ее искать в темноте, ползать по ущелью, бродить по колено в ледяной речке? Лучше рассказать, как налетел огромный орел, метра три в размахе крыльев, нет, лучше четыре, собака гавкнуть не успела, а он уже козу и уволок! А вот бывают экземпляры с размахом крыльев в пять метров, так они в старые времена детей утаскивали. Ну очень страшная сказка, и пусть не бывает таких бородачей с пятиметровым размахом крыльев, зато козу или ягненка искать не надо. Сейчас живут бородачи выше всех горных птиц. Соревнуясь с малой авиацией, долетают даже до высот 6000-7000 м над уровнем моря. Попробуй, измерь их размах крыльев.

Налюбовались озером и орлом, идем дальше по узкой тропе, по утоптанной травке, мимо уже редких арчовых деревьев. Примерно через час добираемся до небольшого водопада. Он действительно небольшой, далеко не Ниагара, метров с восьми вода падает. Но шумит, как взрослый водопад, сверкает радугой на солнце, играет брызгами, бурлит, мешая воду в маленьком озерке. Вода в озере чистейшая, хотелось бы искупаться, но октябрь месяц не располагает к принятию ванн, если ты, конечно, не морж.

Теперь нам предстоит выбор. Вернуться к озеру Саз-Кель, попробовать поймать рыбку там? Рыболовные снасти у нас есть с собой. Или заняться горными восхождениями, сделать прогулку в ущелье Ашуу-Булак и подняться на вершину высотой 3100 м, или свернуть в ущелье Казы-Джар, здешняя главенствующая вершина достигает высоты 3483 м. Решаем вернуться на рыбалку, вершины подождут — они же не бегают.

А у нас в планах еще посещение перевала Туя Ашу. Здесь с высоты 3586 м открывается сказочный вид на долину. Эту долину со всех сторон окружают высокие хребты: Киргизский, Таласский Алатау, Суусамыртау, Джумгалтау. Самый высокий перевал располагается на высоте 3500 м., а вершины поднимаются до 4500 м. Долина была бы полностью изолирована от остального мира, если бы не ущелье Кёкёмерена — речка так называется, которая прорезает Суусамырскую долину. Кстати, переводится «Кёкёмерена» как «голубая река», и, если присмотреться, действительно убедишь себя, что речка голубая, а не серая. В этой долине находятся одни из лучших высокогорных пастбищ Кыргызстана. Сюда гонят скот пастухи Чуйской и Таласской долин. Летом здесь тысячи овец, многочисленные табуны лошадей, коз без счета. И ведь выдерживает экология. Это, наверное, потому что ни машин, ни бульдозеров здесь еще не бывало.

В октябре осень расцвечивает горы разноцветными красками. Пестрота радует глаз. Вечно зеленые Тянь-Шанские ели, бело-желтые березы, красный пожухлый боярышник, ярко-оранжевые кустарники барбариса, высокое голубое небо. Зайдешь в юрту кыргызского кочевника, выпьешь кумыса, закусишь бешбармаком, вдохнешь живительного горного воздуха — просто праздник души и желудка! И уезжать не хочется. Но мы вернемся.

А. Свистунов

Фотографии:

смотреть все фото »»

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала – только с разрешения автора.

В Киргизии вырастет оплата за проезд через стратегический тоннель — Российская газета

В министерстве транспорта и коммуникаций Киргизии предложили увеличить сборы за проезд через тоннель на автотрассе Бишкек — Ош. Эта дорога официально признана стратегической, так как на данный момент является единственной, соединяющей северные области республики с южными. Длина тоннеля, о котором идет речь, составляет около 2,5 километра, а расположен он на высоте более трех тысяч метров над уровнем моря.

Как сообщили в ведомстве, повышение сборов продиктовано велением времени. «Существующие тарифы были утверждены еще в 2004 году и с тех пор не менялись. Деньги направляются на ремонт и содержание тоннеля. С того времени цены на стройматериалы, ГСМ, электроэнергию ощутимо выросли. Кроме того, с помощью собираемых средств оплачиваются расходы работников госслужб — 161 человека, которые задействованы в обеспечении надлежащего состояния тоннеля», — пояснили в минтрансе.

Кроме ремонта, деньги необходимы и на реализацию проекта по автоматизации процесса сбора. «Мы планируем в ближайшее время установить оборудование по типу того, что действует в аэропорту «Манас». Это карточная система, которая полностью исключит влияние человеческого фактора», — объяснил «РГ» главный специалист управления автомобильных дорог министерства Канат Бейшеев.

Также в планах, по его словам, строительство специальной галереи на 246-м километре автотрассы в ущелье Чычкан. Она будет защищать дорогу от снежных лавин.

Как отметили в Государственной дирекции дороги Бишкек — Ош, повышение будет незначительным. Так, для легковых машин тариф увеличится с 45 до 50 сомов. Что же касается других видов транспорта, то он составит: для авто с грузоподъемностью до 3,5 тонны (микроавтобусов) — 100 сомов и 1000 для машин с иностранными номерами; с грузоподъемностью до пяти тонн (автобусы до 22 мест) — 150 и 1800 сомов соответственно; с грузоподъемностью до 10 тонн (автобусы от 22 до 32 мест) — 300 и 3000; с грузоподъемностью до 20 тонн (автобусы свыше 32 мест) — 400 и 5000; для грузовых автомашин с грузоподъемностью свыше 20 тонн — 500 и 6000 сомов.

Деньги будут собирать на пунктах пропуска в селе Сосновка с тех, кто едет в Ош, и в городе Каракуль — с тех, кто направляется из южной столицы в Бишкек. Полученные после оплаты чеки будут действительны при движении в одном направлении в течение двух суток.

Важным моментом, по словам Каната Бейшеева, является то, что в минтрансе намерены обновить список тех, кто может проезжать через тоннель без оплаты. «На данный момент так называемыми льготниками являются авто, принадлежащие, к примеру, жителям некоторых районов республики или МВД. Но зачастую бывало так, что милиционер мог проехать бесплатно на чужой машине, просто показав удостоверение», — рассказал он.

Чтобы этого не происходило, предлагается освобождать от оплаты за проезд автомобили скорой помощи; перевозящие гуманитарные грузы; аварийных и дорожных служб; структурных подразделений МВД, Госкомитета нацбезопасности, Генштаба ВС, МЧС; посольств и международных организаций. Но только при предъявлении их водителями путевых листов и соответствующих разрешений.

В Госдирекции дороги Бишкек — Ош надеются, что люди отнесутся к увеличению тарифов за проезд через тоннель с пониманием. «В 2015 году было собрано около 60 миллионов сомов, а планировалось 83 миллиона. Нужны деньги и на ремонт, и на реализацию проектов», — посетовали в дирекции.

Последнее слово — утверждать новые тарифы или отказать минтрансу — должны сказать в правительстве. Независимые эксперты полагают, что там, скорее всего, поддержат инициативу министерства. Так же, как в конце 2015-го поддержали повышение на пять долларов так называемого аэропортового сбора. Полученные средства сегодня тратятся, в том числе, на капитальный ремонт 25-километровой трассы от Бишкека до международного аэропорта «Манас».

Кстати

Строящийся в республике тоннель через перевал Кок-Арт в Джалал-Абадской области будет четвертым по протяженности в СНГ. Его длина составит 3,5 тысячи метров. Новый тоннель необходим для полноценного функционирования автодороги Север — Юг. Она станет альтернативой трассе Бишкек — Ош. Стоимость проекта — 180 миллионов долларов. Тоннель «пробивают» китайские подрядчики.

«Он строится на высоте более двух тысяч метров. Его оснастят всем необходимым оборудованием — современными вентиляционными и ирригационными системами, связью», — отметили в минтрансе КР.

Первое место по протяженности занимает введенный в эксплуатацию в 2006 году в Таджикистане тоннель «Анзоб» — пять километров. На втором месте Гимринский тоннель в Дагестане (Россия) — 4,5 километра. На третьем — снова Таджикистан : «Чормагзак» — 4,2 километра.

Справка «РГ»

Автомагистраль Бишкек — Ош является частью международного транспортного коридора и имеет важное значение для всего региона. Ее строительство началось в 1940 году. Было остановлено из-за начавшейся Великой Отечественной войны. Возобновилось в 1950-м. Главным организатором дальнейшего строительства автомагистрали был первый министр автомобильного транспорта и шоссейных дорог Киргизии Кусеин Кольбаев, руководивший отраслью с 1953 по 1972 годы. Дорогу необходимо было строить заново. Предстояло проложить 348 километров по горным ущельям, перевалам и долинам. Для обеспечения круглогодичного и безопасного функционирования участка автодороги в районе перевала Тоо-Ашу нужно было на высоте 3200 метров пробить тоннель сквозь Киргизский хребет. Сегодня тоннель носит имя Кусеина Кольбаева. В эксплуатацию трассу Фрунзе (ныне Бишкек) — Ош сдали в 1965 году.

Бишкек-Ош. Дорога смерти ФОТО.ВИДЕО

Ежегодный объем рынка нефтепродуктов Кыргызстана оценивается около 1,2 миллиона тонн. Только по автодороге Бишкек-Ош в южные регионы КР ежемесячно доставляется примерно 30 тысяч тонн ГСМ. И часто на трассе происходит десятки страшных аварий с участием бензовозов.

Так, 12 августа 2020, примерно в 07:00 на 209-м км автодороги Бишкек — Ош(перевал Алабель) водитель бензовоза не справился с управлением и слетел с трассы в реку, машина взорвалась и начала гореть. По предварительным данным, водитель остался внутри бензовоза и погиб.

Кроме этого, произошла авария на 239-м км(Чычкан) автодороги Бишкек — Ош, где водитель ремонтировал колеса бензовоза, в это время произошло возгорание. Водителю удалось отцепить прицеп и отъехать на безопасное расстояние, в это время бензовоз взорвался. Огонь перекинулся на сухотравье и на место происшествия дополнительно выехали 24 спасателя и 9 сотрудников лесхоза. На данный момент огонь локализован», — отметили в МЧС.

По информации Министерства транспорта и дорог, на сегодня ГСМ на юг страны доставляют только наземным транспортом — по дороге Бишкек — Ош. Но маршрут этот сложный, особенно зимой. Сводки об авариях на горных дорогах — как вести с фронта. Были года, когда в зимний период бензовозы бились и переворачивались практически каждый день.

Сотрудники ГУОБДД отметили, что одной из главных причин аварий с участием бензовозов является техническая неисправность транспорта. А ведь эти автомобили должны проходить техосмотр дважды в год. Хватает и случаев, когда бензовозы опрокидывались, и часть перевозимых ими бензина, солярки, мазута выливались в реки по-над дорогами.

Чиновники периодически собирают срочные совещания, обещают принять меры.Но проходит время, аварии забываются, а вместе с ней затихли и разговоры о том, что нужно что-то делать. Какой ущерб нанесен экологии, за эти годы не знает никто. А единственный выход уменьшить аварийность на горных дорогах — возить топливо по железной дороге. Но для этого надо договориться с соседями.

Общественное движение «Экостан» выражает благодарность за помощь в подготовке материала гражданского активиста, полевого мобилизатора ОО «Мурас кыймылы» Гамала Соронкулова.

34 фотографии, которые заставят вас забронировать билет в Кыргызстан

Эта публикация стала возможной благодаря поддержке американского народа через Агентство США по международному развитию (USAID) по конкурентоспособности, торговле и занятости в Центральной Азии. Николь из «Приключений Николь» несет полную ответственность за содержание данной публикации, которое не обязательно отражает точку зрения USAID или правительства США.

Обновлено в феврале 2021 г., 34 Фотографии, которые заставят вас забронировать билет в Кыргызстан, изначально были написаны в сентябре 2019 г.

Легко понять, почему Кыргызстан — звезда приключений в Центральной Азии.Благодаря тому, что кажется бесконечными возможностями для треккинга, потрясающими горами, зелеными долинами, ледниками, конными походами, альпийскими озерами и гостеприимством, Кыргызстан действительно укрепил свое положение ворот в Центральную Азию для большинства путешественников, путешествующих по приключениям.

После 5 поездок в Кыргызстан, которые у меня за плечами, вот несколько моих любимых фотографий Кыргызстана, которые, надеюсь, внесут Кыргызстан в ваш список желаний.

Одна из самых примечательных особенностей Джети-Огуза — знаменитая рок-песня «Семь быков».Чтобы полюбоваться лучшими видами, поднимитесь по тропе на холм напротив дороги от Семи Быков.


Узнайте, как посетить Джети-Огуз и Долину цветов


Кок Бору на Всемирных играх кочевников 2018 в Чолпон-Ате. Кок-бору, также называемый бузкаши, — это жестокий вид спорта, популярный в Центральной Азии, когда всадники на лошадях пытаются попасть в ворота из туши козла или теленка.

Закат в Сары-Челек. В 1978 году Сары-Челек был внесен в список всемирного биосферного заповедника ЮНЕСКО.Узнайте больше о Сары-Челек и о том, как вы можете посетить этот район здесь.


Прочтите: Как добраться до Сары-Челек


Во время моей первой поездки в Кыргызстан это была моя первая встреча в стране из Таджикистана и дикое приключение по Памирскому тракту. Эта разноцветная гора в полоску радуги находится прямо посреди нейтральной зоны между Кыргызстаном и Таджикистаном, когда вы направляетесь к пограничному переходу Бордобё на перевале Кызыл-Арт.


Все, что вам нужно знать о Кызылском художественном пограничном переходе


Совершите незабываемое автомобильное путешествие: Путеводитель по Памирскому тракту


Джети-Огуз является домом для еще нескольких эпических возможностей для треккинга в Кыргызстане, включая прекрасные пастбища здесь, в Долине цветов.

Алтын-Арашан является домом для одних из самых красивых маршрутов Кыргызстана, расположенных недалеко от города Каракол.Многие могут выбрать путь сюда из Каракола, в то время как другие доберутся до этого места по ухабистой дороге на старом военном грузовике советских времен.

Вид на город Ош с вершины Сулеман-Тоо. Окрестности Оша в Ферганской долине довольно плоские, но Сулеман-Тоо придает Ошу довольно яркую особенность — скалистую гору, которая, кажется, вздымается из ниоткуда посреди города. Якобы здесь когда-то молился Пророк Мухаммед, сделав гору известным местом паломничества.


Спланируйте свое пребывание с моим путеводителем по Ошу + 5 вещей, которые нужно сделать


Ярко-голубая река Нарын, протекающая через каньон в центре Кыргызстана.

Снежные вершины в начале октября на фоне села Тамга.

Без сомнения, это одна из моих самых любимых фотографий. Это киргизское кладбище, расположенное недалеко от села Джумгал.


Начать планирование: Путеводитель по Кыргызстану


Иссыкуль — большое соленое озеро, расположенное в восточной части Кыргызстана. Иссыкуль на кыргызском языке означает «теплое озеро» из-за того, что озеро никогда не замерзает зимой, несмотря на суровые условия окружающей среды.

Кыргызы издавна известны как исключительные всадники, даже с юных лет.

Лагман, изображенный выше, является основным блюдом, которое можно найти во многих меню по всей Центральной Азии.Блюдо восходит к уйгурскому населению, которое происходит из провинции Синьцзян в Китае, но имеет широкую диаспору, которая встречается в Кыргызстане и Казахстане. Не упустите возможность посетить один из лучших лагманов в Караколе.


Праздник между походами: лучшие блюда, которые стоит попробовать в Караколе


Демонстрация охоты на орлов в Иссыкульской области. Охота на орлов имеет обширную историю в Средней Азии, особенно в Кыргызстане.

Свято-Троицкий собор с зелеными куполами расположен в самом центре Каракола.


Спланируйте визит: Путеводитель по Караколу + 13 достопримечательностей Каракола, Кыргызстан


Ледяные воды, протекающие через долину Чон Кемин в Кыргызстане.

Башня Бурана

Минарет Баласагун (ныне известный как Башня Бурана) высотой 25 метров когда-то был центром Караханидского ханства.


Прочтите: Как добраться до башни Бурана


Старый истребитель МИГ на вершине холма в Тамге.

Национальный парк Ала Арча

Национальный парк Ала-Арча под снегом в начале октября. Обладая большим треккинговым потенциалом, этот район может предложить отличные однодневные поездки и даже ночные походы из Бишкека.

Попрощавшись с высокими горами Памира, мы двинулись на север в сторону Оша.

Балбалы Бураны. Эти каменные фигуры считаются надгробиями, оставленными тюркскими кочевниками давным-давно.


Только начинаете планировать визит? Возьмите копию путеводителя Брэдта по Кыргызстану

.


Золотисто-красное разбитое сердце в Кыргызстане, как сердце, в котором проткнули клин, является легендой.Как и многие фольклорные произведения Средней Азии, он заканчивается трагически. В этом случае двое мужчин дрались насмерть из-за красивой женщины, которая любила обоих мужчин. Расколотый камень олицетворяет ее разбитое сердце.

Кыргызстан Каракол — это плавильный котел культуры, и одно место, которое широко представлено, — это разнообразие кухни Каракола. На фотографии изображена миска Ашлян Фу, холодного блюда из лапши. Ашлян Фу — основное блюдо дунганского меньшинства, которое живет в Караколе и его окрестностях. Тем, кто хочет отведать дунганский семейный обед в Караколе, я настоятельно рекомендую заказать гастрономический тур по дунганам в Destination Karakol (поверьте мне, я сделал это дважды).


Спланируйте идеальное путешествие: Маршрут по Казахстану и Кыргызстану


Оранжевые и розовые оттенки каньона Сказка (часто называемого Сказочным каньоном), к югу от Иссыкуля.

Закат над «Семью быками» Джети-Огуза.

Детали потолка Дунганской мечети в Караколе. Эта мечеть отличается уникальными деталями, которых нет в большинстве мечетей.

Нашей первой встречей в Кыргызстане в моей последней поездке была чашка кумыса (конского молока) сразу после пересечения границы Каркара из Казахстана, после чего наш милый хозяин продемонстрировал доение лошадей.


Все, что вам нужно знать, чтобы пересечь границу Каркара между Кыргызстаном и Казахстаном


Беркут поднял крылья.

Мемориальный комплекс Ата-Бейит недалеко от Бишкека отдает дань уважения 137 жертвам, убитым и похороненным в братской могиле во время Великой чистки 1938 года по приказу Сталина. Один мужчина в деревне видел, что здесь произошло, и рассказал только своей дочери.Женщина хранила секрет до обретения Кыргызстаном независимости от Советского Союза в 1991 году.

Овца в булавке на оживленном Токмокском воскресном базаре животных, расположенном недалеко от Бишкека. Трейдеры приезжают со всей Чуйской долины, чтобы покупать, продавать и торговать скотом рано утром каждое воскресенье.


Ищете воскресную однодневную поездку из Бишкека? Посетите воскресный рынок животных Токмока


Искусно сложенные и выставленные на продажу нон (хлеб) на Ошском базаре в Бишкеке.


Планируйте свое время в Бишкеке: 10 лучших занятий в Бишкеке, Кыргызстан


Юрты выстроились вдоль озера Иссык-Куль.

Остались вопросы о Кыргызстане после просмотра некоторых из моих любимых фотографий Кыргызстана?

Задайте свои вопросы по Кыргызстану в разделе комментариев ниже.

Нужна туристическая страховка для Кыргызстана?

Начните делать покупки в Battleface, где я предпочитаю туристическую страховку, или в World Nomads .

Еще сообщения из Кыргызстана:

Впечатляющая поездка протяженностью 600 километров

Две столицы Кыргызстана : Бишкек и Ош расположены на севере и юге страны. Между ними проходит 600-километровая дорога длиной , которая проходит через гор Тянь-Шаня, долин, десятки городов и деревень. Вы можете путешествовать между этими двумя городами на машине или на самолете.Хотя билет на самолет немного дороже, но намного быстрее, а поездка на такси может показаться некоторым из вас экстремальной и опасной, я настоятельно рекомендую хотя бы раз совершить поездку на автомобиле Бишкек-Ош на автомобиле . Эта впечатляющая поездка отлично подходит не только для того, чтобы увидеть все разнообразие богатой кыргызской земли, но и для того, чтобы почувствовать вкус общения с местными жителями, которые будут вашими спутниками в пути.

Фото © кредиты iStock / Mathias Rhode

Отправная точка: Ошский базар в Бишкеке

Нет официальных транспортных компаний, которые обслуживают рейсов Бишкек-Ош. Это делают только частные таксисты, которые немного грубо обращаются со своими клиентами. Чтобы найти таксиста, нужно подойти к Ошскому базару (находится в Бишкеке) и пройти немного напряженный процесс выбора водителя. Существует огромная конкуренция водителей, которые каждый день едут в Ош на машине, поэтому каждый из них попытается убедить вас воспользоваться их услугой, таща вас за руку, забирая ваши сумки, обещая немедленно уехать и не оставляя вас. в одиночку, пока не выберете таксиста.Хотя такое странное обращение может показаться немного шокирующим, это также способ узнать о людях Кыргызстана . Итак, мой совет — просто покажите им, что вы никуда не торопитесь и хотите тщательно выбирать драйвер. Убедитесь, что у водителя есть автомобиль с левым рулем и что у него уже есть автомобиль, полный пассажиров. В противном случае вам, возможно, придется подождать пару часов, пока водитель не наберет достаточно пассажиров.

Ошский базар

Бичкек, Киргизстан

Фото © кредиты iStock / Mathias Rhode

Безрассудные водители и любопытные пассажиры

Поездка обойдется вам всего в 1500 сомов (20 евро).Дорога до Оша занимает от 10 до 12 часов с остановкой где-нибудь на обед. Следует знать одно: киргизские водители могут быть безрассудными и не соблюдают правила дорожного движения, но они хорошо знают дорогу, и, что удивительно, я всегда добирался до места назначения живым и невредимым. Дорога длинная, поэтому пассажиры любят поболтать. Для иностранца это отличный способ узнать, как живут местные жители, чем они занимаются, что они ценят и с какими трудностями сталкиваются. Однако имейте в виду, что киргизы могут захотеть по-настоящему сблизиться и задать очень личные вопросы.Поэтому перед тем, как отправиться в это путешествие, убедитесь, что вы готовы к таким американским горкам.

Фото © кредиты iStock / karenfoleyphotography

Захватывающие виды

Дорога длинная и утомительная, но награда в ней — прекрасных видов , которые будут сопровождать вас на протяжении всего пути. Я рекомендую отправиться в путешествие очень рано утром, чтобы можно было путешествовать днем. Еще один интересный момент поездки — как быстро пейзажи могут измениться от плоской долины до каменистых валунов, или как в течение нескольких часов можно добраться до снежной вершины горы из солнечной долины.Все эти изменения могут произойти всего за несколько часов или даже раньше. В этом путешествии вы увидите величественные горы Тянь-Шаня, потрясающую Суусамырскую долину , множество живописных деревень и рек. Финалом вашего путешествия станет город Ош. Обычно, если вы уже знаете, куда вам нужно ехать в Оше, вы просите водителя отвезти вас до нужного вам адреса в городе. В противном случае все таксисты бросят вас на Ошский центральный базар .

Суусамырская долина

Суусамыр, США

Фото © кредиты iStock / Лукас Бишофф

Если у вас всего 24 часа в Кыргызстане и вы хотите увидеть Кыргызстан как можно более разнообразно, а также познакомиться с людьми, то впечатляющая 600-километровая поездка Бишкек-Ош была бы отличным способом сделать это.Когда я впервые совершил эту поездку в возрасте 16 лет, я был очарован тем, насколько север и юг Кыргызстана отличаются друг от друга, и насколько легко было добраться до красивой природы. Многие люди выбирают эту поездку только из практических соображений, но я рекомендую всем вам ее совершить, даже если вам не нужно ехать в Ош. Просто обогащающий опыт того стоит.

Ошский центральный рынок

Шахиттепа, Ош, Кыргызстан

Здравствуйте. Я Гульзат из Кыргызстана.Я изучал документальное кино в Европе. В свободное время люблю смотреть фильмы и ходить в походы. Я здесь, чтобы провести вас через сокровища Кыргызстана.

Фото Ош — Бишкек — ​​Исик Куль … — kirtap.ch — la route de soi … veloreisen und mehr …

02. Октябрь 2015 г.

tagPlaceholder Теги: vtbs, Памир, Киргизстан, 201510

Комментарии schreiben

Комментарии: 0

.