Содержание

Достопримечательности Термеза. Исторические памятники Термеза.

 

Самый южный город Узбекистана, Термез сосредоточил вокруг себя исторические и архитектурные памятники самых разных эпох, начиная от времен Кушанского царства (I в. до н.э.): городище Дальверзинтепе, которое считается самым древним буддийским строением на территории Узбекистана, комплекс Каратепа и буддийская ступа Зурмала. Далее видно, как Ислам шагал по Средней Азии: появляются крепость Кирк-Киз — музей невероятно богатого мастерства средневекового зодчества, ханака (святая обитель) Кукилдор-ота — одна из самых почитаемых достопримечательностей Термеза, великолепный ансамбль Султан Саодат, мавзолей Хаким-ат-Термези, который стал местом поклонения мусульман всего мира.

Ансамбль Султан Саодат

«Султан Саодат» в переводе с арабского означает «владычество сейидов». Сейиды считаются прямыми потомками пророка Мухаммеда. Основателем их рода был Хасан-ал-Эмир, являвшийся представителем пятого поколения имама Хусейна — внука Мухаммеда. В главной усыпальнице Султан Саодат хоронили и останки многих знаменитых членов сейидов, которые в свое время покинули родину. Менее знатных представителей этого рода хоронили в менее монументальных мавзолеях, расположенных на севере и востоке комплекса и повторяющих план самого первого мавзолея — объединенные вестибюлем два здания.

подробнее

Городище Дальверзинтепе

В настоящее время Дальверзинтепе представляет собой следующее: на юге Вышгород — самая возвышенная его часть, окруженная рвом, где были найдены гончарные печи, небольшой храм, винодельня. На севере — строения в виде прямоугольника. За городом — буддийский храм, изобилующий фигурками Будды, гениев, дэватов, Бодхисатв. Примечательно, что городище Дальверзинтепе считается самым древним буддийским строением на территории Узбекистана. На северо-востоке — мусульманское кладбище. На северо-западе — храм бактрийской богини.

подробнее

Джаркурганский минарет

Памятник исламской архитектуры времен Бактрийского царства — Джаркурганский минарет — находится в 60 км от Термеза в кишлаке Минор. Это единственный исторический памятник, на котором имеется имя мастера, его создавшего, — Али ибн Мухаммад из Серахса. Минарет был построен в 1108-1109 гг. н.э. и изначально представлял собой сооружение сорокаметровой высоты, отклонение от вертикальной оси которой со временем свелось примерно к 2-м градусам. Ученые предполагают, что Джаркурганский минарет был либо не достроен, либо разрушен. Считается, что минарет стоял обособленно от мечети. На это указывает отсутствие следов примыкания.

подробнее

Крепость Кирк-Киз

Крепость Кирк-Киз был построена в IX-X вв. н.э. Находится она в Термезском. районе, в кишлаке Намуна. Это здание — не что иное, как резиденция саманидского эмира, который в летнее время любил побыть вдали от шума и суеты большого города и с этой целью выстроил себе данное сооружение. Поэтическое название крепости «Кирк-Киз», что в переводе означает «Сорок дев», не могло не разбередить умы романтиков того времени, ведь речь шла о Женщине. Были сложены легенды о крепости, где в каждой фигурирует женский пол. Кирк-Киз является музеем невероятно богатого мастерства средневекового зодчества.

подробнее

Комплекс Каратепа

Комплекс Каратепа («Черные холмы») являлся центром буддийской культуры во II-IV веках нашей эры. Построенный на трех песчаных холмах, комплекс Каратепа расположен на северо-западе городища Старый Термез и имеет своей площадью около семи гектаров. Ранее комплекс состоял из десятков монастырей и храмов в виде наземно-пещерных сооружений. То были вырубленные на склонах холмов строения из кирпича-сырца и пахсы (утрамбованная глина) или же вырытые в четвертичном песчанике пещеры. Как во всяком буддийском храме, здесь имеются многочисленные ступы — сооружения куполовидной формы для хранения реликвий, не имеющие доступа внутрь.

подробнее

Мавзолей Хаким ат-Термези

На возвышенном берегу Амударьи, на юго-западе городища Старый Термез виднеются голубые купола восстановленной ныне усыпальницы шейха одного из суфийских орденов. Этот архитектурный памятник является мавзолеем «мудреца из Термеза» — Хакима ат-Термези, полное имя которого — Абу Абдуллох ибн Хасан ибн Башир. Это был великий теоретик исламского суфизма, выдающийся ученый и основатель ордена дервишей. Будучи человеком с нестандартным мышлением, ат-Термези переосмысливает толкования Корана и хадисов, тем самым открыв свежий взгляд на сущность веры в Аллаха и Пророка.

подробнее

Буддийская ступа Зурмала

Эпоха Кушанского царства (I-III в. н.э.) подарила нам еще один великий памятник культурного наследия — ступа Зурмала, что на юго-востоке городища Старый Термез, которое находится от современного Термеза на расстоянии 12 км. Эта башня в настоящее время представляет собой строение высотой 14 м, построенное из квадратного кирпича-сырца (со стороной около 33 см), с характерным для кушанского времени рисунком на нем — черта и две ямки. Археологи, изучив памятник, подвели своеобразный статистический итог: 1200000 кирпичей ушло на возведение ступы Зурмала!

подробнее

Термезский археологический музей

Термезский археологический музей, расположенный в городе Термезе, на проспекте Ат-Термизий, был образован 24 октября 2001 г., а со 2 апреля 2002 г. — в честь 2500-летия Термеза — двери музея открыты для всех желающих. Музей изобилует археологическими находками: древними монетами, предметами живописи, скульптурами, предметами быта и пр. Всего насчитывается 27 000 бесценных сокровищ истории! В научно-просветительском отделе работают 15 сотрудников, проводящие экскурсии на узбекском, русском, таджикском, персидском и английском языках.

подробнее

Комплекс Фаязтепа

Фаязтепа является буддийским храмово-монастырским комплексом, открытым ташкентским археологом Л.И.Альбаумом в 1963 году. Располагается он в одном километре к северо-западу от городища Старого Термеза. Этот исторический памятник был назван в честь директора Сурхандарьинского областного краеведческого музея Р. Ф.Фаязова, который в 1968 году вложил огромный вклад в изучение этого удивительного места и тем самым помог археологам сделать немало исторических открытий. В настоящее время комплекс Фаязтепа является музеем под открытым небом, и здесь открыт научный центр по его изучению.

подробнее

Ханака Кукилдор-Ота

Ханака (святая обитель) Кукилдор-ота — одна из самых почитаемых достопримечательностей Термеза. Выстроенная в XI в., она одна из немногих ханак в Центральной Азии, которая отличается потрясающей воображение фронтальной композицией, декорированной многочисленными яркими узорами. Величественность архитектуры ханаки Кукилдор-ота говорит о том, что она была отреставрирована в XV в. — в эпоху Темуридов. Ханака Кукилдор-ота — величественное здание со множеством комнат, отделанное кирпичом. Все строение богато украшено невероятно красивыми узорами из ганча.

подробнее

Сангардакский водопад

Древние скандинавы считали водопады вратами в другой мир. Им поклонялись, приносили жертвы, возле водопадов проводились священные обряды. И хотя в наше время к этому творению природы не относятся как к чему-то сверхъестественному, водопады по-прежнему притягивают тысячи людей. Психологами было замечено, что, глядя на льющуюся воду в минуты стресса, человек быстро успокаивается. Сангардакский водопад расположен в 205 километрах от г. Термеза, на территории Сары-оссийского района Сурхандарьинской области, в 30 км от дома отдыха «Хандиза».

подробнее

Городище Айртам

Городище Айртам — один из античных памятников древней Бактрии, расположенный на юге современного Узбекистана, в 10 км от городища Старый Термез, на обрывистом берегу Амударьи.

Городище было обнаружено совершенно случайно: рыбак закинул сети и вместо улова поймал каменный фрагмент, на котором были запечатлены музицирующие девушки. Так, неожиданная находка позволила обнаружить еще одно древнее городище под названием Айртам.

подробнее

Городище Кампир-Тепа

Городище Кампир-Тепа, расположенное в 30 километрах к западу от города Термеза, — одна из древнейших достопримечательностей Узбекистана и место проведения многочисленных археологических раскопок.

Руины городища Кампир-Тепа, площадью около 4 гектаров, разделены на 2 части: цитадель, окруженную рвом, и так называемый «нижний город», обнесенный крепостной стеной толщиной 5 метров. Стены содержат в себе прямоугольные сторожевые башни.

подробнее

Городище Зартепа

Самый южный город Узбекистана — Термез — собрал вокруг себя несколько древнейших архитектурных памятников — античных городищ, история которых насчитывает более 2-х тысяч лет. Так, в 14 километрах от Старого Термеза находится древнее городище Зартепа.

Зартепа раскинулась на территории площадью 16 гектаров и имеет квадратную форму. Город окружали мощные крепостные стены толщиной 9 м, внутри которых были коридоры шириной 3 м. 

подробнее

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала — только с разрешения автора.

Мавзолей Хаким ат-Термези. Священные места в Узбекистане.

 

На возвышенном берегу Амударьи, на юго-западе городища Старый Термез виднеются голубые купола восстановленной ныне усыпальницы шейха одного из суфийских орденов. Этот архитектурный памятник является мавзолеем «мудреца из Термеза» — Хакима ат-Термези, полное имя которого — Абу Абдуллох ибн Хасан ибн Башир. Это был великий теоретик исламского суфизма, выдающийся ученый и основатель ордена дервишей.

Родился ат-Термези в 824 году в кишлаке (деревне) Бус, что недалеко от Термеза. Легенда гласит, что в возрасте десяти лет явился к нему чудесный старец и благословил мальчика на изучение Корана, равно как и на изучение жизни, поступков пророка Мухаммеда и толкование его высказываний. Под влиянием откровений старца юный ат-Термези выбирает свой жизненный путь.

В молодом возрасте ат-Термези совершает хадж в Мекку, после чего остается жить в Аравии, став учеником и последователем знатока хадисов (изречения и действия пророка Мухаммеда) аль-Бухари. Будучи человеком с нестандартным мышлением, ат-Термези переосмысливает толкования Корана и хадисов, тем самым открыв свежий взгляд на сущность веры в Аллаха и Пророка. Новое видение излагается им в самом известном его сочинении «Большое собрание», где рассказывается о личной жизни, характере и даже внешности Мухаммеда. В своих трудах ат-Термези рассуждает о смысле мусульманских обрядов, проповедует любовь к познанию истины, рассказывает о суфизме.

Ат-Термези прожил долгую жизнь, посвятив себя истине, и умер в возрасте 112 лет. Был захоронен во дворе ханаки (суфийская обитель). Она была возведена в XI веке на месте разрушенного буддийского храма. Подземная худжра (келья) являлась для ат-Термези местом проживания, молитв и общения с учениками. В XI веке над могилой мудреца был возведен мавзолей, рядом с ним — чилляхана (место для уединения во время поста и молитв). Вначале мавзолей представлял собой довольно аскетическое сооружение с украшенным резным ганчем куполом. Затем во времена темуридов была возведена новая усыпальница с шедевром камнерезного искусства — монументальным надгробием из белого мрамора.

К празднованию 2500-летия города Термез в 2001 году был фактически полностью восстановлен облик мавзолея, что символизирует возрождение исламских ценностей. Хаким ат-Термези теперь считается покровителем этого города, а его мавзолей стал местом поклонения мусульман всего мира.

смотреть все фото »»

© Авторство материала принадлежит компании «Central Asia Travel».
Копирование и использование данного материала — только с разрешения автора.

✈️ Достопримечательности Термеза – древнего города Узбекистана

Термез – южный город Узбекистана, который сосредоточил вокруг себя архитектурные и исторические памятники самых разных времен, начиная с периода Кушанского царства: городище Дальверзинтепе, которое является самым древним буддийским сооружением на территории страны, комплекс Каратепа и буддийская ступа Зурмала. Позднее заметно, как ислам продвигался по Средней Азии: возникают крепость Кирк-Киз – музей богатого мастерства средневекового зодчества, ханака Кукилдор-ота – почитаемая достопримечательность Термеза, удивительный ансамбль Султан Саодат, мавзолей Хаким-ат-Термези, который выступает местом поклонения мусульман со всего мира.

Городище Дальверзинтепе

Дальверзинтепе неслучайно является объектом пристального внимания. Специалистов это необычное место притягивает тем, что раскрывает много тайн истории. Любознательного человека Дальверзинтепе покорит интересной находкой – кладом золотых вещей весом в 36 кг, которые состоят из колец, ожерелий и другого, что подтверждает о высоком искусстве ювелиров того периода. Людей с развитым духовным началом приведет в это место известное буддийское святилище. Романтикам будет интересна легенда о любви и коварстве.

Дальверзинтепе располагается в Шурчинском районе Сурхандарьинской области, это в 60 км на север от Термеза. Исследования специалистов предоставляют возможность определить время расцвета городища – период Кушанского царства (1 в. до н.э. – 4-5 вв. н.э.). Это проверил археолог Л.И. Альбаум в 30-е годы 20-го века тем, что нашел при раскопках древние монеты и небольшие фрагменты керамики, которые относятся к Кушанской эпохе.

Remains of old amphoras

Археологическая экспедиция в 1959-1960 гг. подтвердила, что Дальверзинтепе в античное время на самом деле был культурным центром. Уже тогда использовалось земледелие с помощью орошения, и образовалась цивилизация городского типа, что объясняется присоединением Бактрии к Ахеменидам. В это время Дальверзинтепе выступал центром жизни местной администрации, воинских частей и знати. Также военные походы Александра Македонского повлияли на урбанизацию города. С завоеванием города арабами связан его упадок.

Сейчас Дальверзинтепе представляет собой следующее: на юге Вышгород – это самая возвышенная его часть, которая окружена рвом, где и были обнаружены гончарные печи, винодельня, небольшой храм. На севере есть строения в виде прямоугольника. За городом – буддийский храм, в котором много фигурок Будды, дэватов, гениев, Бодхисатв. На северо-востоке – мусульманское кладбище. На северо-западе – храм бактрийской богини. Интересно, что городище Дальверзинтепе является самым древним буддийским сооружением на территории Узбекистана.

Комплекс Каратепа

Термез, Узбекистан — путеводитель, где остановиться и многое другое на Туристер.Ру

Термез, лежащий в самой южной оконечности Узбекистана, является настоящей Меккой для исследователей истории и архитектуры этого края. Здесь можно увидеть множество памятников архитектуры и достопримечательностей разных веков, самые древние из которых относятся эпохе I века н. э., когда еще существовало Кушанское царство. Основными достопримечательностями того периода являются комплекс Каратепа, городище буддийского типа Дальверзинтепе, ступа Зурмала, которая также относится к памятникам буддийской культуры.

Кроме того, здесь присутствует большое количество памятников ислама: святая обитель или ханака Кукилдор-ота, крепость под названием Кирк-Киз, которая одновременно функционирует как экспозиция, Хаким-ат-Термези, священный мавзолей культуры древних мусульман и прочие строения и сооружения.

Текущее время в Термезе:

22:54

(UTC +5)

 

Как добраться

Поиск авиабилетов
в Термез

Поиск попутчиков
на BlaBlaCar

 

Транспорт

2 туристa были здесь

 

Куда сходить в Термезе

1 турист был здесь

Термез — самый южный город Узбекистана — один из древнейших городов Центральной Азии. В 2002…

1 турист был здесь

Священным сердцем Термеза называют Мавзолей Аль-Хаким-ат-Термези. Эту достопримечательность можно увидеть издалека, ее …

1 турист был здесь

Минарет расположен приблизительно в 5 километрах от города Джаркурган и в 40 километрах от Термеза,…

1 турист был здесь

Фаязтепа — это буддийский религиозный комплекс, который в 1963 году был открыт археологом Л. И. Альбаумом

1 турист был здесь

В Термезе на проспекте Ат-Термизий расположен уникальный археологический музей с бесценными историческими…

1 турист был здесь

Ханака Кукилдор-ота в Термезе (или Ханака Кокилдор-ота) — святая обитель, ставшая одной из самых почитаемых…

Все достопримечательности Термеза

Интересные места в Термезе

Достопримечательности

Музеи и галереи

Термез для туриста 2019: как доехать, что посмотреть, где остановиться

Термез – главный город Сурхандарьинской области Узбекистана. В настоящий момент здесь проживают порядка 140 000 человек. Основная часть населения – узбеки. Хотя, немало здесь и русских.

Если говорить о дате основания города, то она неизвестна и по сей день. Официально День города отмечается в апреле. По тем же официальным данным, в 2002 г. ему исполнилось 2500 лет.

Добраться до Термеза можно на самолете или поезде. Из городов Узбекистана сюда также следуют автомобили. Последний вариант можно считать наиболее предпочтительным для тех, кто любит природу и живописные пейзажи. Дорога на авто проходит через горный хребет Байсунтау, так что по дороге можно сделать немало ярких снимков.

Климат в городе имеет субтропический внутриконтинентальный характер. Зимы здесь холодные (холоднее, чем в других регионах страны). Однако они сравнительно мягкие – резких температурных перепадов в Термезе почти не бывает. Как и снегопадов. Максимальное снижение температуры, по официальным данным, составило -21 градус.

Летом воздух прогревается до 47 градусов и более. Вообще, Термез можно считать одним из самых жарких городов Узбекистана. Дожди в летний период здесь – большая редкость.

В период с ноября по апрель погода в Термезе сравнительно дождливая.

Как бы ни удивительно звучало, но на территории Термеза существует немало буддийских святынь. Особого внимания заслуживает расположенный в пригороде холм Кара-тепе (Черный холм), а точнее – возведенный на нем буддийский монастырь. По разным источникам, данному комплексу около 2000 лет. Руины комплекса и сегодня почитаются как одна из важнейших святынь среди буддистов Центральной Азии. Комплекс находится на границе Узбекистана и Афганистана, поэтому свободное посещение объекта закрыто.

Архитектура монастыря отличается своеобразием. Он состоит из множества вихар. Ранее в таких вихарах жили монахи. Внешне они представляют собой площадки с расположенной в центре ступой (религиозной скульптурой). Снаружи каждую вихару окружала стена. Один конец вихары упирается в холм. В скрытых склонах его проделывались ходы-тоннели.

На некоторых отдельно стоящих монастырях комплекса имеются надписи, свидетельствующие о том, что они были предназначены для персонального использования конкретными людьми.

Также среди туристов и местных жителей большой популярностью пользуется дворец «Кырк-Кыз». В переводе данное название звучит, как «40 девушек». Связанная с ним легенда гласит, что некогда царица Гавхар вместе с 40 своими подругами укрылись в стенах дворца и до последней минуты защищались от врагов. Кстати, первоначальное назначение сооружения неизвестно и по сей день.

Наибольшее число исторических достопримечательностей расположено в Старом Термезе. Расположен он в 40 км к востоку от современного города.

Также рекомендовано посетить:

  • мавзолей суфия аль-Хакима-ат-Тирмизи;
  • ансамбль мавзолеев Султан Саадат;
  • буддийский храмовый комплекс Фаяз-тепа;
  • храм Александра Невского.

В свободное время посетите Археологический музей Термеза.

Хотите полюбоваться живой природой? Тогда отправляйтесь на остров на реке Амударья, в заповедник Арал-Пайгамбар. Здесь можно увидеть множество видов представителей местной флоры и фауны. Заповедник изобилует густыми тугайными лесами. Также на острове находится святыня, которая почитается и христианами, и мусульманами. Здесь захоронен пророк, известный в Ветхом завете как Иезекииль, а в Коране – как Зуль-Кифль

Если ваш путь лежит на север от города, не упустите возможность посетить мазар Абу Исы-ат-Тирмизи. Известен этот мусульманский богослов составлением хадисов.

Издавна город славился мастерством своих ремесленников. Популярность различного рода ремесленной продукции не упала и сегодня. В качестве памятных сувениров из Термеза чаще всего привозят: сумки, украшения, платки и тюбетейки, статуэтки, шкатулки и музыкальные инструменты. Естественно, все это изготавливается вручную. Как и национальные халаты, которые могут быть изготовлены из самых разных тканей. Естественно и цены на них также различаются.

Однако, самым шикарным и дорогим вариантом в данном случае можно считать ковры от местных мастеров.

Поскольку Термез является достаточно популярным городом среди туристов всего мира, гостиничная индустрия здесь развивается весьма интенсивно.

Стоимость двухместного номера в гостинице класса 3 звезды здесь составляет примерно 50$. К таким относятся, например, Ассон и Улугбек.

Гостиница классом выше (наиболее известная – Меридиан Термез) обойдется уже вдвое дороже.

Номер в бюджетной гостинице стоит примерно 30-40$.

Кстати, здесь можно без проблем найти и более бюджетное жилье в частном секторе. Предлагают его сами же местные жители. Потенциального арендодателя вы найдете прямо в аэропорту или на вокзале. Учтите, что при умелом торге можно сбить цену вдвое, а то и больше. Восток, как-никак!

Термез. Часть 1: город на Крайнем Юге: varandej — LiveJournal

Термез — небольшой (135 тыс. жителей) центр Сурхандарьинской области, горы и равнины которой я показывал в прошлых частях, стал для нас последним пунктом узбекских скитаний. И пожалуй, по общей силе впечатления я бы поставил Термез сразу после Самарканда, Хивы, Бухары и Ташкента: есть в нём какая-то особая мрачная абсолютность. Всё. Это край. Дальше дороги нет, и за Амударьёй даже не пустая, а чужая земля, которую можно покорить, но нельзя приручить. Название города возводят то к греческому «Термус» («Жаркий»), то к персидскому «Тарамита» («Влажный»), летом температуры здесь подходят к 50 градусам, а в Алма-Ате и Ташкенте не зря шутят, что «есть на свете три дыры — Термез, Кушка и Мары»: если существует Крайний Север — почему не быть Крайнему Югу? Но при этом из узбекистанских городов только в Ташкенте да Самарканде чаще встречаются русские лица: дело в том, что есть отдельно Старый Термез, один из центров древней цивилизации, который я оставлю на следующую часть, и есть Термез нынешний, выросший из основанной в 1891 году близ кишлака Патта-Гиссар русской крепости.

Прогулку по Термезу начнём у железнодорожного вокзала — хотя на самом деле здесь мы её закончили (остросюжетную историю про украденный и обретённый рюкзак я уже рассказывал в обзоре поездки и повторял посте про железные дороги страны). Но вокзал — не только ворота Термеза, но и его отправная точка — на месте станции найдены древнейшие на городском полуострове между Амударьёй и Сурхандарьёй археологические находки, и по сути именно железная дорога служит границей Старого и нового Термезов:

2.

У вокзала довольно симпатичный интерьер, а само его здание явный продукт постсоветской реновации «первой волны» — скорее всего, в ближайшие годы его упакуют в голубой фасад с айваном, как у вокзалов Карши, Ургенча или Ташкента. При входе на этот вокзал самый строгий в Узбекистане досмотр, причём мужчин и женщин разводят по разным КПП, и женский гораздо строже: ведь за Амударьёй Афганистан со всеми своими побочными эффектами.

3.

Правее вокзала (если стоять лицом ко входу) — шуховская башенка, столь привычная на среднеазиатских станциях:

3а.

Но самое интересное здание станции Термез — домик касс с голубым куполом, особенно при взгляде с платформы: это вокзал старой Бухарской железной дороги, «брата» которого я видел на другом её конце — станции Пролетарабад. Термезскую крепость в 1891 году поставили на границе двух протекторатов — российского Бухарского ханства и британского Афганистана, то есть в точке напряжения Большой игры, где британцы, например, руками якобы непокорных афганцев вполне могли отхватить отрезанную горами Сурхандарью. Ни русский царь, ни бухарский эмир в таком повороте заинтересованы не были, и поэтому помимо торгового Кагана в Бухарском ханстве появился ещё один русский городок — военный Термез. Связь с ним, однако, была ненадёжной, зимой случалось так, что перевалы заносило снегом, а Амударью крыл тонкий лёд, негодный ни для лодок, ни для саней, и потому в 1916 году два русских города Бухарии соединила железная дорога, целиком проходившая по землям эмира через Карши и туркменский Келиф, где тоже сохранился подобный вокзал, но без купола.

4.

От вокзала в центр ведёт прямая улица Ат-Термизи — таковых («Термезцев») в исламском мире было два: один собирал хадисы в одну из 5 канонических сунн, другой был крупнейшим в этих краях суфием, и его мавзолей в Старом Термезе я ещё покажу в следующей части. О ком речь тут — не знаю, но скорее всего о втором. В паре кварталов от вокзала — обязательный в узбекских городах парк с выкопанным в 1920-30-е годы озером, в который мы не углублялись — вот лишь парковый амфитеатр да памятник Алпамышу — это не султан, отчаянно бившийся с монголами, а герой тюркского эпоса во всём треугольнике отсюда до Алтая и Татарии: носителями легенды о нём было монгольское племя кунгратов, влившееся во все эти народы, и их южный оплот, нависающий над Сурхандарьёй горный Байсун считался степными соплеменниками родиной богатыря.

5.

А напротив него — самая интересная достопримечательность «нового» Термеза: археологический музей, с 2002 года обитающий в пафосном здании каримовского стиля. Пишут, что он тогда же и был создан, но рискну предположить, в основу его легли более старые коллекции — не могло же в областном центре не быть краеведческого музея, и не могли же его обойти стороной находки из бесчисленных здешних городищ?

6.

Экспозиция там небольшая, но впечатление от неё грандиозное, и в отличие от столь же известного музея в Нукусе, тут и билеты продают, и фотографировать разрешают за вполне человеческие деньги, а смотрительницы залов молоды, милы и компетентны. Кое-что отсюда я показывал в обзоре узбекского Юга, а сейчас покажу лишь интерьеры:

7.

Лучшие вещи собраны в огромном купольном зале у входа, а более подробное знакомство с вехами истории — на втором этаже, и с археологическими находками соседствуют такие вот «условные реконструкции по мотивам». Мне, конечно, интереснее всего было всё, что связано с греко-буддизмом и ролью Термеза как оплота этой религии в Средней Азии.

8.

Музей и парк открывают нынешний центр Термеза, а дальше по главной улице — всё, что полагается узбекскому областному центру. Напримпер, Дехкан-базар с чайханами и торговыми комплексами на красной линии:

9.

Почтамт с курантами «как в Ташкенте»:

10.

Многоэтажная густиница «Сурхан», в переулочке за которой притаилась наша гостиница «Рамз», сносная, дешёвая и с русским персоналом. Обе они как раз на полпути от базара до хокимията, а тротуаром тут служит тенистая аллея этих странных субтропических сосен, о которых я уже говорил прошлой части. А русских в Термезе по узбекским меркам немало, «на глаз» я бы сказал где-то 5-7%, и думаю, подавляющее большинство из них — потомки военных, будь то гарнизон Термезской крепости или офицеры Афганской войны, которой Термез был крупнейшей базой советского тыла, где не один призыв проходил учебку. Легко в Термезе повстречать и самих афганцев — то есть не ветеранов войны, а жителей Афганистана, в основном тех же таджиков и узбеков, иные из которых с эмирских времён сохранили тут родню. Но в отличие от русских, мой ненамётанный глаз не выхватывал их из толпы.

11.

Хокимият на перекрёстке — самое высокое здание Термеза, довлеющее над городом даже при взгляде из окрестных степей: вообще, хокимияты-башни (ещё такие я видел в Бухаре, Самарканде и Навои) запомнились мне одним из символов Узбекистана. В состав СССР Термез вошёл в 1924 году со всей Бухарской Народной Республикой, а его областной статус был по среднеазиатским меркам весьма стабилен: Сурхандарьинский округ создан в 1926 году, в 1930-38 упразднялся, а в 1941 просто сменился на область с тем же названием.

12.

В основном же центр Термеза — такие вот малоэтажки, и эта, почти напротив хокимията, из них выделяется озадачивающей вывеской:

13.

Собственно, это всё та же улица ат-Термизи, за хокимиятом уходящая направо. С другой её стороны — центральный парк, Вечный огонь со Скорбящей матерью, и сам по себе зелёный массив выдаёт бывшую эспланаду. Если бы я приехал в Термез всего-то на полгода раньше — то улица эта вывела бы меня прямиком в Термезскую крепость. Но крепости в Термезе больше нет — её снесли прошлой зимой, буквально за несколько месяцев до моего приезда.

14.

Зачем? Одни говорят, «потому что обветшала», другие — «кому-то понадобилась эта земля», и все клянутся и божатся, что отношение к России не при чём. Может быть так и есть, теперь это вряд ли удастся узнать: если на той же Украине подобное действо сопровождалось бы выступлениями с высоких трибун, дракой депутатов, тоннами мата от девочек в фейсбуке, беснующейся толпой с флагами и парой-тройкой сломанных упавшими кирпичами конечностей, то в Узбекистане прошлое предпочитают искоренять под каким-нибудь благовидным предлогом и с масляной улыбкой на лице. Медресе, однако, не сносят ни за ветхостью, ни под застройку, а список уничтоженных советских и русских памятников и просто зданий (включая бывшие церкви) растёт год от года — кажется, Узбекистан единственная страна бывшего СССР, где идеологическая борьба с прошлым не ограничивается монументами, но и затрагивает непосредственно архитектурное наследие (разве что ещё было в Грузии времён Саакашвилли такое бывало).

Так что крепость будет лишь на чужих фотографиях (копирайт сохранён) отсюда и отсюда. И хотя военные стояли в ней до 21 века, она ведь успела даже несколько лет побыть музеем….

15а.

Крепость представляла собой почти правильный прямоугольник (лишь его северная сторона, обращённая в нынешние дворы, была скошена) 900 метров по периметру с башнями на углах, и была совсем не похожа на крепости тех же лет вроде Каунаса, Керчи или Кёнигсберга — против афганцев из «буферных» ханств да басмачей-повстанцев из окрестностей не надо было городить полуподземных укреплений с забористыми немецкими названиями, хватало и классических стен с бойницами:

15б.

Кое-что внури оставалось и от воинской части:

15в.

А по своему устройству крепость напоминала древнейшие селения Хорезма — так называемые «города с жилыми стенами». Один знакомый, служивший в Термезе срочную, расказывал, как в 1980-х годах они жили здесь «прямо в стене». Но показательно, что первый его вопрос, когда я сказал, что пишу про эти края был именно «Как там в Термезе? Крепость стоит?!». Не стоит уже, извините…

16. отсюда.

Словом, это был абсолютно уникальный для Средней Азии памятник, и его уничтожение — дичайшее варварство, мне за эту крепость было даже обиднее, чем за Монумент Свободы в Самарканде, и оба они — в числе тяжелейших утрат культурного наследия после распада СССР. Настроение моё от известия об этом было испорчено буквально до конца поездки.

16а.

По другую сторону парка у хокимията раскинулся и сам Русский Термез, оказавшийся внешне гораздо скромнее Русского Самарканда или Кагана. Всё-таки это был даже не город, а действительно лишь посёлок при крепости:

17.

О жизни Русского Термеза есть интересный текст в журнале rus_turk.

18.

У домиков «русского» вида порой совершенно азиатские дворы:

19.

Что-то, конечно, на общем фоне слегка выделяется — вот например пара домиков на широкой улице, пересекающаяся с ат-Термизи на углу бывшей крепости (но оба они несколько западнее):

20.

Это, например, первая в Термезе школа (1906) детей гарнизона. Мемориальная доска, кстати, висит и сообщает об этом на русском и узбекском языках. Обратите внимание, что и телебашня на торце не ташкентская, а московская.

21.

На западе Русский Термез ограничивает другая широкая улица Шарафа Рашидова, за которой сплошь воинские части, может быть действующие, а может и бывшие. Самое капитальное здание Русского Термеза, распластавшееся на пол-квартала, по крайней мере раньше занимал противочумный штаб Туркестанского военного округа (что удивительно, назывался он так и в СССР).

22.

В музее же мне сказали, что изначально это был так называемый Государственный дом, то есть видимо администрация посёлка Термезсской крепости:

23.

Рядом широкий арык, ведущий сквозь квартал к хокимияту. Если бы я шёл по нему не сворачивая, то вышел бы к уже советскому Дому офицеров, где свои страсти кипели в 1979-89 годах — как в некоторых текстах о городе пишут, «распад СССР начался в Термезе». Но я о столь знаковом месте не знал, и трижды проходил совсем рядом, но так и не дошёл до Дома офицеров.

24.

А с канала свернул на следующем перекрёстке к стоящей в геометрическом центре русских кварталов церкви Александра Невского (1901):

25.

Вот так она выглядела до революции:

25а.

И по печальному виду сложно догадаться, что она возвращена верующим ещё в 1990 году: община очень бедная, это видно невооружённым глазом, но зато здесь чувствуется любовь и забота друг о друге, столь ценные в далёком недружелюбном краю. У входа в храм греются коты (см. прошлую часть), в уголке фотографии с Великой Отечественной и выставка детских рисунков.

26.

Дальше просто дома и улицы Термеза — я ходил здесь в основном вслепую,, и скорее всего проглядел что-то важное. Интересное ощущение Термеза — он вроде и не очень ухожен и не очень чист, но есть в нём какая-то бесчеловеченая правильность, даже выхолощенность, что ощущается иногда в городах Крайнего Севера. Крайний Север перед безлюдной страшной Арктикой и Крайний Юг перед древней и благословенной Ойкуменой — в чём-то противоположности сходятся.

27.

Свойство термезсского пейзажа в том, что по сравнению с другими узбекистанскими городами в нём как-то очень мало жизни:

28.

Как будто военный лагерь остроился до пяти этажей, разросся до сотни тысяч жителей, наполнился пришлыми людьми, женщинами и детьми, но всё равно остался военным лагерем. И в то же время дух какой-то осмысленности жизни сильно отличает Термез в лучшую сторону от столь же неуютного Нукуса.

29.

Но в общем-то я почти не нашёл мест, где глазу было, за что зацепиться:

30.

Я знал, что где-то там должен быть речной порт на Амударье, и зачем-то забрёл в заброшенную промзону:

31.

Но в промзоне быстро почувствовал, что не хочу здесь быть, и по рельсам поспешил к ближайшей улице. На самом деле — это я уже потом посмотрел в викимапии — промзона совсем не припортовая, за ней ещё пространства махаллей, площади и парки, ДК Речного порта (а вдруг это интересная сталинка?!) и даже целые поля в низине… мне жаль теперь, что я туда не дошёл, но эта колея в промзоне так и осталась самой южной точкой моих путешествий (хотя формально таковой можно считать Асуан — в Египте и Турции я был давным-давно в режиме овощетуризма).

32.

А вот слава Термеза как адски ментовского города, где туриста могут досмотреть, слегка обыскать и оскорбить неудобными вопросами хамскими тоном, судя по всему в прошлом — полицейских я здесь и не припомню сходу, кроме чрезмерного бдительного досмотра у входа на вокзал.
Да, вокзал… Напоследок перенесёмся на северную окраину Термеза, в его За Линию, где раскинулись уютные кишлакоподобные махалли — некогда южные предместья Старого Термеза, ставшие северными предместьями Термеза нынешнего. Тем не менее, три древних постройки находятся буквально в радиусе километра-двух от вокзала, поэтому покажу здесь и их. Если пойти от вокзала строго на север — можно найти небольшую (54 на 54 метра) квадратную древнюю крепость:

33.

Ей, в отличие от Русской крепости, не угрожает ничего — она всё-таки своя, узбекская. В народе её называют Кирк-Киз, а археологи дают ей порядка тысячи лет — 9-11 века, расцвет мусульманского Термеза, носившего в те века прозвище «Шахри-Гульгаль» («Шумящий город»). А вот что это было — так никто толком и не знает, и не добавляет ясности название — «Кирк-Киз» в переводе значит «Сорок дев»:

34.

Легенда, разумеется, гласит, что эта была крепость, последний оплот обороны Термеза ни то от арабов, ни то от монголов, где засели сорок дочерей местного эмира во главе с красавицей Гаухар. Глиняные стены были неприступны, девы отстреливались из луков, пока не кончались стрелы, и по одной версии все они погибли в охваченном огнём здании, а по другой смертельно раненная Гаухар вышла и сняла шлем, и вражеский полководец так поразился её красоте, что раскаялся и ушёл с войском восвояси. В принципе, такие легенды в Средней Азии не редкость, своя Крепость Сорока Дев есть и в Хорезме, в Туркмении они обороняли пещеру от разбойников, да и название народа «киргизы» какое-то очень уж подозрительное, и само собой, о происхождении этой легенды написаны тонны книг, но убедительной версии происхождения так и нет до сих пор. Воевали тут, однако, жарко, мужчин на все фронты не хватало, и некоторые пишут, что женщины за оборону городов действительно брались нередко.

35.

По другой версии это была укреплянная дача правителя, где он мог уединиться. Мне больше нравится вариант, что Кирк-Киз — это женское медресе или даже женская суфийская ханака — редчайшее, но всё же иногда встречающееся заведение в Средней Азии, и здесь некоторые археологи даже говорят об архитектурных особенностях «здания, рассчитанного на прожвиние женщин». Местный хронист Ахмад ибн Мухаммед Сагани Устурлоби (по нашему говоря Ахмад Мухамедыч Чаганианский по прозвищу Астролябия), племянник того самого суфийского Хакима ат-Термези, упоминал в своих трудах женскую академию во главе с чрезвычайно образованной для своей эпохи Рухайдой бинти Варрок во главе, и что поплатилась эта академия в итоге за её правдорубство: Рухайду пригласил к себе сам Халиф, а в ответ она припомнила ему все разрушения и злодеяния, сравнив с диким кабаном (а кабан — это, на секундочку, свинья!), после чего Халиф пригрозил наместнику разрушить город, и Рухайде оставалось лишь закрыть школу, распустив учениц по домам, чтобы отвечать за свою ПОЗИЦИЮ(тм) самостоятельно. Что стало с ней в дальнейшем, Ахмад Астролябия умалчивает, равно как и нашлось ли зданию другое применения после.

36.

Ну а скорее всего это был, как и столь же овеянный легендами Таш-Рабат в Киргизии, прозаичный караван-сарай.

37.

В одном из закоулков обнаружилось дерево в леточках, сразу заставившее меня вспомнить буддийское прошлое Термеза:

37а.

Другое, не менее загадочное здание, стоит ещё ближе к вокзалу (где-то в километре), но наискось на юго-восток, практически через квартал от локомотивного депо. Сооружение с куполом и айваном известно как Кокильдора — но на самом деле этим словом называли обряд стрижки косичек у подросших мальчиков, который здесь проводился. Больше всего Кокильдора похожа на мавзолей:

38.

Если бы не целый лабиринт комнат — невероятное количество дверей можно оценить по кадрам и выше, и ниже, но двери связывают и каждое из помещений с соседними:

39.

По основной версии это ханака или гостиница для паломников 16 века, но вот тут, например, аргументировано доказывается, что это был дом саида Ала аль-Мульк начала 13 века, а в 14 веке его потомка с тем же именем почтил своим визитом Тамерлан. В такие версии хочется верить, думая, что вот в этих самых комнатах звучал голос великого полководца:

40.

Как бы то ни было, Ала аль-Мульк в Термезе действительно жил, и дом его действительно навещал Тимур, а чуть поодаль, где-то в 2 километрах от вокзала вдоль путей, задворками к железной дороге, находится огромный комплекс мавзолеев у его могилы — Султан-Саодат:

41.

…Как и многие среднеазиатские города, Термез был опустошён Чингисханом и уже не смог вернуть былое величие Шумливого города. Тем не менее, жизнь тут ещё теплилась, и новый, уже небольшой Термез вырос вокруг обители Термезских сеидов — богословов из числа потомков Пророка, в века после нашествия ставших своеобразными идеологами борьбы мусульман с монгольским господством: тот самый Ала аль-Мульк жил как раз в годы Чингисхановой напасти и воодушевлял народ на борьбу с непобедимым врагом и возрождение жизни в опустошённом городе. Вообще, такие династии священнослужителей и богословов, своего рода живых хранителей города, в Средней Азии были не редкостью — я уже показывал когда-то бухарский Чор-Бакр, ну а Султан-Саодат примерно то же место занимал для Термеза. Правда, если там был город мёртвых с множеством зданий и кладбищенских дворов, то здесь скорее площадь, Регистан Мёртвых в окружении мавзолев:

42.

Старейшие постройки тут относят к 10 веку, самые поздние — к 17. В каждом из этих зданий — несколько десятков могильных плит:

43.

Замыкает площадь исходное здание с могилой аль-Мулька — по разные стороны айвана мавзолей (прямо), мечеть и ханака (по бокам), в основном 10 века постройки:

44.

Изразцы тимуридских времён очень красивы, а рисунок их какой-то донельзя местный, сурхандарьинский, не похожий на всё, что есть по ту сторону Гиссарских гор:

45.

46.

А вокруг необычайно красивое кладбище с высокой незнакомой травой:

47.

Да руинами глиняных мавзолеев каких-то очень причудливых форм:

48.

Но знаете… Своя рубашка ближе к телу, и да простят меня усопшие сеиды, но скромные домики Русского Термеза мне были интереснее шедевров древности. Думаю, оно и по тексту заметно…

49.

А Амударью и берег Афганистана за ней я всё-таки увидел: ведь близ Термеза великая река образует едва ли не острый угол, и от города она почти со всех сторон. Старый Термез стоит чуть севернее нового, но точно так же на амударьинском берегу. О чём — в следующей, заключительной части.

ЮЖНЫЙ УЗБЕКИСТАН-2015
Обзор поездки и оглавление серии.
Ташкент, Бухара, Самарканд, Хорезм — см. оглавление.
Дорога из Самарканда и общий колорит Кашкадарьи и Сурхандарьи.
Кашкадарья.
Шахрисабз.
Лянгарское ущелье.
Карши.
Сурхандарья.
Байсун.
Чаганиан. Дорога на Денау, или В поисках парья.
Термез. Город.
Термез. Старый Термез.

Гостиницы в Термезе с описанием, картой, фото, ценами, онлайн-бронированием и оплатой

Интурист

ул. Саодат 21, Термез, Узбекистан

. …

Ассон

ул. Ат-Термизии27, Термез, Узбекистан

. …

Карвон Сарой

mahhalya Iritom, Термез, Узбекистан

. …

Меридиан

ул.Навбахор, 23, Термез, Узбекистан

. …

Шелковый путь

Узбекистан, г. Термез, ул. А.Навои, 45 / 3а

. …

класс = ENDMATRICTAB>

Пожалуйста, включите JavaScript, чтобы просматривать комментарии от Disqus.

Туристическая компания Аба, Ташкент, Узбекистан

Юридическое название: ООО «Аба Трип Плюс»

Сарыкуль 9, ул.

100167, Ташкент, Узбекистан

тел: + 998-91-1632452
факс: + 998-71-2581686

Лицензия № Т-0045-14
Узбекского управления по туризму «Узбектуризм»
Copyright © 2001. Все права защищены.
Все материалы / контент этого веб-сайта могут быть воспроизведены в электронном или печатном виде, если ссылка (гиперссылка для Интернета или ссылка на печатные СМИ) сделана на
абасайох.com

Узбекистан: Термез — Virtual Globetrotting

Virtual Globetrotting

  • На главную
  • Карты
  • Коллекции
  • Блог
  • Игры
  • Форумы
  • Статистика

Войти
или
Завести аккаунт
к
Отправить карты

  • Обзор карт
      • По источнику
      • Карты Google
      • Просмотр улиц в Google Maps
      • Карты Bing
      • Карты Bing с высоты птичьего полета
    • 9026 Популярные
    • Лучшие по рейтингу
    • Последние
    • Название
  • Здания

      • Здания
      • Замки
      • Колледжи / Университеты
      • Знаменитые архитекторы
      • Знаменитые дома
      • Исторические дома
      • Дворцы
      • Древние постройки
      • Дворцы
      • 9023 9023
      • Небо Мосты
      • Купола
      • Индийский
      • Достопримечательности
      • Мемориалы
      • Памятники
      • Башни
      • Подробнее…
      • Развлечения
        • Развлечения
        • Амфитеатры 9023 9023 Обеденные
        • Тематические парки
        • Аквапарки
        • Подробнее…
        • Спорт
        • Бейсбольные поля (профи)
        • Бейсбольные поля (прочие)
        • Баскетбол
        • Футбол (профи)
        • Футбол (Колледж)
        • 8
        • Теннисные стадионы
        • Футбольные стадионы
        • Подробнее…
        • Военные
        • Военные базы
        • Военные аэродромы
        • Военно-морские силы / Береговая охрана
        • Военные связи
        • Ракетные базы 9023 9023 Ракетные базы 9023
        • Цензурированные изображения
        • Подробнее…
        • Транспорт
        • Воздушные порты
        • Автомобильная промышленность
        • Сухие доки
        • Порты
        • Маяки
        • Причалы
        • Железные дороги 9025 9023
        • Космические порты
          Знаменитости

            • Развлечения
            • Актеры
            • Музыканты
            • Прочие…
            • Бизнес
            • Бизнес
            • Правительство и политики
            • Другое…
          • Спорт Base
          • Баскетбол
          • Футбол
          • Гольф
          • Хоккей
          • Футбол
          • Теннис
          • Другое…
      • Street View

          • Искусство
          • Реклама / Вывески
          • Граффити
          • Фрески
          • Картины
          • Скульптура
          • Подробнее…
          • Здания
          • 9023 9023 9023 9023 9023 9023 9023 9023 9023 9023 9023 9023 9023 9023 9023 Розничная торговля и рестораны
          • Подробнее…
          • Развлечения
          • Придорожные аттракционы
          • Уличный театр
          • Тематические парки / цирки / ярмарки
          • Случайные объекты
          • Другое…
          • События
          • Строительство Аварии / катастрофы
          • Исторические
          • Люди, делающие что-то
          • Другое…
          • Природа
          • Птицы / животные
          • Парки / детские площадки
          • Другие погодные самолеты
          • Легковые автомобили / грузовики
          • Пожарная служба / Полиция / Скорая помощь
          • Военные (активные)
          • Военные (демонстрируются)
          • Подробнее…
      • Другое

          • События
          • Заброшенные
          • Несчастные случаи
          • В новостях
          • Военные
          • Места в фильмах
          • Места убийств
          • Олимпийские объекты
          • Места для телепрограмм 9023 908

            7 Скульптура

          • Artwork — Land Art
          • Поля для гольфа
          • Лабиринты
          • Парки
          • Загрязнение
          • Raceways
          • Зоопарки
          • Подробнее…
          • Экстремальные острова
          • Горы
          • Парки
          • Реки
          • Вулканы
          • Водопады
          • Подробнее…
          • Транспорт
          • Air — Classic
          • Air — Fighter Jets
          • Boneyards
          • 9023 9023 9023 9023 Корабли Круизы 9023 9023 Подводные лодки 902 38
          • Подробнее…
      • Мир
      • США
      • Карты /
      • Страны /
      • Узбекистан /
      • Термез

      10 странных и действительно туристических достопримечательностей — eDreams Travel Blog достопримечательностей, поэтому мы решили составить список из странных туристических достопримечательностей для тех из вас, кто любит удивительное и нетрадиционное — места, где приемлемо приклеивать жвачку на стены, где поклоняются крысам и если вам нравится лапша , есть даже спа, где можно поплавать в огромной чаше рамена!

      Вот наша подборка самых причудливых must- видит достопримечательностей :

      1.Hakone Kowakien Yunessun, Япония

      В тематическом спа-парке в Хаконэ, Япония, посетители могут насладиться интересным сочетанием горячих источников , начиная от традиционных европейских, японских и даже более необычных и уникальных творений, таких как «Лапша» Бар », где можно искупаться в чаше рамена. Он может пахнуть вкусно, но помните, что лучше держать рот закрытым!

      Фото через Simplemost

      2. Bubblegum Alley, Калифорния, США

      В Сан-Луис-Обиспо, California , вся стена покрывает участок более 20 метров, заполненный использованной жевательной резинкой! Хотя некоторым это может показаться отвратительным, эта аллея стала популярной местной достопримечательностью , которая продолжает привлекать множество любопытных туристов.

      3. Храм Карни Мата, Индия

      Найденный в Раджастане, Индия, храм Карни Мата славится своими необычными обитателями. Крысы! В то время как в других местах эти животные могут быть нежелательными гостями, здесь им поклоняются и дают приют в честь индуистской мудрецы Карни Мата, также известной как богиня крыс. Более 20 000 крыс, поселившихся в этом доме, ежегодно привлекают все большее количество посетителей… что за необычно дикая достопримечательность !

      4.Dead Vlei, Намибия

      Dead Vlei, или «Мертвое болото», по сути, представляет собой замороженный во времени лес. Отсутствие воды и сильная жара опалили всю растительность в этой долине, оставив после себя черные скелетообразные деревья, которые не могут разлагаться, потому что земля слишком сухая. Этот уникальный, но необычный природный ландшафт вызвал интерес многих, особенно фотографов.

      5. Бумажный дом, Массачусетс, США

      Название — мертвая распродажа! Да, это действительно дом, полностью сделанный из бумаги, включая мебель внутри.Этот дом, расположенный к северу от Бостона, штат Массачусетс, был построен Элис Ф. Стенман в 1920-х годах в качестве летнего дома с двумя комнатами для него и его семьи. Ему потребовалось более 20 лет и 100 000 газет! Несомненно, это зрелище, которое стоит увидеть, просто убедитесь, что все вещи легковоспламеняемы на большом расстоянии.

      Фото: Eccentric Roadside

      6. Тематический парк туалетов, Сувон, Южная Корея

      Давайте поговорим о странных туристических достопримечательностях… В Сувоне, Южная Корея, туристы могут посетить тематический парк , построенный на основе истории и культуры туалетов ! Это место было построено в память о бывшем мэре города, человеке, который спровоцировал своего рода туалетную революцию, посвятив много времени и ресурсов улучшению общественных туалетов Сувона.Парк начал привлекать большое количество произведений искусства на тему туалета, и здесь даже проводится известный в местном масштабе фестиваль Golden Poop!

      Фото через Fodor’s Travel

      7. Cappadocia Cave Hotel, Турция

      Этот отель в Turkey не столько причудлив, сколько невероятно креативен. номеров и люксов встроены в местные пещерные жилища римского и византийского периодов, в которых прекрасно сочетаются история, современность и роскошь. удивительных турецких впечатлений , с которыми вы не сталкиваетесь каждый день!

      8.Тюрьма Инверари, Шотландия, Великобритания

      Эта тюрьма — живой музей, где посетители могут увидеть заключенных в тюрьмах, посмотреть судебные процессы и даже поговорить с надзирателем. Тюрьма также открыта в ночное время, и туристы могут зарегистрироваться для участия в исследованиях паранормальных явлений и охоте на привидений. Своеобразная, но все же популярная шотландская странная достопримечательность !

      9. Самый большой в мире шар краски, Индиана, США

      Майк Кармайкл и его жена Гленда владеют самым большим шаром краски в мире! Этот объект начался как бейсбольный мяч, покрытый краской их 3-летним сыном; 30 лет спустя у капли более 25 000 слоев! Это не только привлекло внимание таких книг рекордов, как , Мировая книга рекордов Гиннеса , но и заставляет все больше и больше посетителей приходить и красить это чудовище.

      Фото Дженн Коффил через Imgur

      10. Валле-де-ла-Преистория, Куба

      Строительство этого причудливого доисторического тематического парка в провинции Сантьяго-де-Куба было выполнено заключенными ближайшей тюрьмы ; парк включает более 200 статуй существ в натуральную величину и людей, от бронтозавра до пещерного человека. Интересно, что могли бы сказать по этому поводу создатели Парка Юрского периода!

      Какая из этих странных достопримечательностей вам больше всего нравится? Какие еще необычные места вы слышали или видели?

      Термез

      RU
      en

      Все возможные путешествия по Средней Азии!

      • Узбекистан

        • Узбекская виза
        • История Узбекистана
        • Города Узбекистана
        • Виртуальный тур в Узбекистан
        • 6 причин посетить Ташкент
        • Гостиницы Узбекистана
        • Национальная узбекская кухня
        • Музеи Узбекистана
        • Узбекский хлеб
        • Нуратинские горы
        • Аральское море
        • Озеро Айдаркуль
        • Современный Узбекистан
        • Узбекские обычаи и традиции
        • Фольклор
        • Ремесло в Узбекистане
        • Горные курорты
        • Авиабилеты в / из Узбекистана
        • Железные дороги Узбекистана
        • Горные деревни
        • Рыбалка в Узбекистане
        • Катание на лыжах в узбекистане
        • Проживание в семье за ​​20 долларов с человека
        • Статьи
        • Выдающиеся люди
        • Базары Узбекистана
      • Кыргызстан

        • История Кыргызстана
        • Достопримечательности Кыргызстана
        • Города Кыргызстана
        • Кыргызская виза
        • Гостиницы Кыргызстана
      • Казахстан

        • История Казахстана
        • Достопримечательности Казахстана
        • Города Казахстана
        • Казахстанская виза
        • Гостиницы Казахстана
      • Таджикистан

        • История Таджикистана
        • Достопримечательности Таджикистана
        • Города Таджикистана
        • Таджикская виза
        • Гостиницы Таджикистана
      • Туркменистан

        • История Туркменистана
        • Города Туркменистана
        • Туркменская виза
        • Гостиницы Туркменистана
      • Фотогалерея

      Наши туры

      • Культурные и исторические туры в Узбекистане

        • Навруз тур в Узбекистан
        • Сказочные города Узбекистана
        • Золотое кольцо Узбекистана
      • Альпинистские экспедиции

        • Сомони (Коммунизм) и Э.Пики Корженевской
        • Пик Ленина 7134 м
        • Пик Хан-Тенгри, 7010м
        • Пик Музтаг Ата 7546м
        • Пик Победы 7439м
        • Большие стены Каравшина
      • Приключенческие туры по Средней Азии

        • К исчезающему Аральскому морю
        • На 4WD до Аральского моря через пустыню Кызылкум
        • Памирский тракт
        • По Каракорумскому и Памирскому трактам
      • Треккинг по Средней Азии

        • От Небесных гор до Самарканда (Кыргызстан и Узбекистан)
      • Путешествие в Среднюю Азию «Станс» и Западный Китай.

        • Путешествие по Средней Азии: Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан (19 дней) — 5 «станов»
        • Путешествие по Средней Азии: Туркменистан, Таджикистан и Узбекистан (15 дней) — 3 «стана»
        • Центральная Азия и Китайский Туркестан — 6 «станов» — Тур по шелковому пути
        • Central Asia Travel — 4 «стан» и Иран — тур по Шелковому пути
      • Новогодние туры
      • Походы — Трекинг в Узбекистане

        • Пешие прогулки — однодневные маршруты
        • Треккинг — двухдневные маршруты
        • Треккинг — трехдневные маршруты

      Гостиницы Средней Азии

      • Гостиницы Казахстана

        • Гостиницы в Астане
        • Гостиницы Кызылорды
        • Гостиницы в Алматы
        • Гостиницы в Таразе
        • Гостиницы в Атырау
        • Гостиницы в Шымкенте
      • Гостиницы Кыргызстана

        • Гостиницы в Бишкеке
        • Гостиницы в Оше
      • Гостиницы Таджикистана

        • Худжанд
        • Душанбе
      • Гостиницы Туркменистана

        • Гостиницы в Ашхабаде

      Узбекистан

      • Узбекская виза
      • История Узбекистана
      • Города Узбекистана

        • Ташкент
        • Бухара
        • Самарканд
        • Шахрисабз

      Буддийские памятники Термеза: Пещерный монастырь Каратепа.Монастырь Фаязтепа. Ступа Зурмала.

      История международных отношений Востока и Запада по Шелковому пути имеет глубокие корни и полна увлекательных историй. Это древний караванный путь способствовал не только торговле, но и взаимопроникновению культур разных народов. Это было на Великом шелковом пути в начале нашей эры, на территорию Узбекистан из Индия проникла буддизм .Отсюда одна из древнейших мировых религий перешла в Китай , Корею и Японию .

      В середине XIX века Станислав Жюльен , филолог College de France в Париже, перевел на французский язык книгу буддийского монаха Сюань-цзян , посетившего в 630-х годах нашей эры север страны. — к западу от Гиндукуша и истоков реки Амударьи . Сюань Цзян рассказала в своем китайском и японском о процветающей стране Согдиана, Самарканд , его столица, сообщил Чач (Ташкент), Ферганская долина, Уструшана, Кеш и Бактрия .Книга путешественника и паломника стала научной сенсацией. Не то чтобы его «Описание стран Запада» яркости географии областей Востока, где в 1850 году побывали несколько европейцев, — было неожиданным для самой истории этих мест. Выяснилось, например, что буддизм здесь процветал до принятия ислама в конце VII века нашей эры.

      Среди прочей информации, Сюань Цзян сообщил, что в княжестве Та-ми — то есть в Тармита , как в древности назывался город Термез , — он основал десяток монастырей. и около тысячи монахов, священные буддийские памятники , «ступа», и, наконец, многочисленные статуи Будды.В середине XIX века все это казалось удивительным и низкокачественным. Однако еще в начале 80-х годов XIX века геолог Я. Мушкетов писал о пещерах в лёссовой скале в районе Самарканда , очень похожих на пещерные монастыри Индии. Там, в Самарканде, востоковед Н.И. Веселовский купил несколько буддийских идолов очень древнего происхождения. Спустя несколько лет началось открытие буддийской скульптуры и живописи в оазисах Восточный Туркестан .С конца 90-х годов XIX века южные земли Бухарского ханства , в состав которого входил Термез, охватили настоящую археологическую лихорадку: поисками древностей занимались археологи и местные любители антиквариата, и просто кладоискатели. Постепенно находит способ подкрепления информации Сюань Цзян , накапливая все больше и больше.

      Первый буддийский храм в Узбекистане был обнаружен археологами на территории Айртам на берегу реки Амударья.Здесь проводились научные исследования M.Masson обнаружил в 1932 году несколько великих буддийских статуй и тарелок с изображением музыкантов и несущих гирлянды.

      Пещерный монастырь Каратепа

      В 1928 году историк и критик А.С. Стрелков открыл несколько пещер на склоне холма Каратепа (по-узбекски «Черная гора») недалеко от Термеза, на берегу Амударьи. Пещеры были забиты песком и щебнем из сырцового кирпича. Кирпичи большие, квадратные, из необожженной глины, использовались здесь задолго до арабского завоевания года , и не позднее VII-VIII веков нашей эры.

      Осенью 1961 года на холме Каратепа начались раскопки под руководством археолога Б.Я. Ставиского . Перед этим он раскопал город, погребенный в лёссовых холмах недалеко от Самарканда, замки и уединенные в горах Зеравшанский хребет , проехал более ста миль в погоне за призраком кушанской культуры , каждый отрезок этого пути уверенно вел на юг, к берегу Амударьи в Тармите.

      При раскопках в Каратепе обнаружены входы в подземные церкви, заваленные валунами и песком.При разборе завалов в горах из щебня и кирпича попадались разбитые рельефы, керамические черепки, иногда монеты. Чтобы очистить несколько пещер и квадратный двор, потребовалось три сезона. Как он заложил каменное основание по периметру колонн, круглые, квадратные по основанию. Сохранил гладкую ярко-красную штукатурку на стенах двора, мостовую плитку на полу из белого известняка и высокий белокаменный порог, у которого шестнадцать веков назад кто-то нарисовал черным контуром два нераспечатанных лотоса.

      Порог открыл небольшую комнату. Во дворе археологи нашли фрагменты статуй, размером с человека.

      Длинные сводчатые коридоры, обломки чаш, кувшинов, множество огней — масленки с приплюснутым носиком вместо фитиля — все наводит на мысль о суровой монашеской жизни, скудной трапезе за столом, ночном намазе в мерцании сумерек. На светильниках осталось полтора тысячелетия сажи .

      В результате раскопок Ставиского было обнаружено, что на Каратепе не было ни единого храма или монастыря, а буддийского комплекса, — системы храмов.К тому же находки на Каратепе с такой достоверностью указывали на их исконное бактрийское происхождение, будто на каждой марке стояло: «Сделано в Бактрии». Скульптура и красочные узоры, сама архитектура храмов Тармита — все уходит корнями в древние местные традиции. Бактрийская художественная школа в целом вместе со знаменитой Гандхарской школой в Индии участвовали в создании искусства раннего буддизма, оставившего неизгладимый след в истории мировой культуры.

      Это искусство давно обходится без изображения Будды. Его присутствие представляет собой персонажа. Например, колесо — его первая проповедь, начало упражнения. Женщина на лотосе и слон на ней — рождение Будды. Без седла символизировал большую заботу, когда Принц Гаутама покинул свой дворец, свою жену, сына и отправился бродить по индийским дорогам в поисках истины.

      Особенно примечательная находка, сделанная на Каратепе — фрагмент настенной росписи «Будда и монахи».« Картина однажды упала со стены, и верхняя часть ударилась о глину, гравий, песок, но она не разлетелась на тысячу частей, а только пошла трещинами, пролежав под тяжестью плотины семнадцать или восемнадцать веков. рисование образа Будды — выражение отстраненной медитации на юном лице, традиционная отсутствующая улыбка. Но это не психологический портрет. Это не личность, а лишь маска высшего понимания, которое, согласно буддизму, должно быть преследовали.Маска такая же условная, как и знаки величия Будды — выступ на макушке, третий глаз между бровями, удлиненные мочки ушей и такой же знак, синий фон, белый нимб вокруг головы, нимб белого , покрывая всю фигуру. Так был создан канонический образ Будды, и так постепенно растворился в тумане символов, метафор, символов и воспоминаний странствующего философа, храброго мудрого человека, который сказал: «Бедные и смиренные, богатые и знатные. — все равны ».

      Искусство буддизма — огромный мир искусства, огромное количество произведений, многосложных по своему составу и происхождению. Тем более удивительна идея, что искусство развивается в рамках кушанской культуры была ее частью. Судьба буддизма переплелась с судьбой Кушанского государства .

      Буддийский монастырь Фаязтепа

      С начала нашей эры в Северная Бактрия вокруг Тармиты возвышается ряд буддийских религиозных памятников на северо-западе большой пещерный центр Каратепа , на севере — храм -монастырский комплекс Фаязтепа, на востоке, у стен древней цитадели — кургана, на поверхности которого найдены фрагменты буддийской скульптуры, восточнее — ступа , ныне известная как «Башня Зурмала» и другие.

      Буддийский комплекс Фаязтепа был впервые обнаружен и исследован археологом Л. Альбаумом . Современное название памятника образовано от фамилии директора Сурхандарьинского областного краеведческого музея , Р.Ф. Фаязов , оказавший большую помощь археологам в 1968 году, когда здесь были начаты раскопки.

      Этот памятник находится недалеко от древнего города Тармита . Комплекс занимает площадь 117 * 34 м. Он расположен между Амударьей и древним караванным путем.

      Это грандиозное строение четко разделено на три части: церковь, монастырь и хозяйственные постройки трапезной. Каждый из них состоит из двора и расположен вокруг помещения. Кроме основного корпуса на специальном постаменте воздвигнута ступа с идеально круглым куполом. Он принадлежит к I в. До н.э. и считается самым старым зданием комплекса, внутри которого оно скрыто симметрично, но меньшего размера — всего 2,8 метра в диаметре. Центральная часть комплекса состоит из двора, по периметру которого располагаются комнаты, и прилегающего к ним айвана.Стены айванской галереи, опирающиеся на ряд колонн, украшены сверху вниз цветными изображениями. По предположению археологов, здесь был храм. Северо-западная часть комплекса представляет собой комплексный план монастыря. В его тесном внутреннем дворике располагались айван и монашеские кельи.

      Также по оросительной воде на Фаязтепа там — вода подавалась в храм по акведуку протяженностью 2,5 км.

      Временем постройки монастыря считается вторая половина I в.ДО Н.Э.

      Превосходные буддийские скульптуры, найденные при раскопках, изображающие Будду, Бодхисаттв и вершины персонажей Кушанского государства , обогатили сокровищницу древних памятников Узбекистана. Именно здесь археологи обнаружили удивительную по красоте статую Будды с двумя монахами — знаменитую «Триаду» , ныне украшающую экспозицию Музея истории Узбекистана в Ташкенте.

      Завершающим этапом большой археологической работы, проводившейся в храмово-монастырском комплексе Фаязтепа в течение сорока лет, стало открытие этого исследовательского центра для его изучения.В последние годы много сложна и плодотворна совместная работа узбекско-японской экспедиции под руководством Э. Ртвеладзе и Кюдзо Като .

      Учитывая его историческое значение для изучения буддийской эпохи, Министерством культуры и спорта Республики Узбекистан, ЮНЕСКО Фонд «Траст» из Японии предоставил грант на проведение работ по реставрации и консервации объекта. А после реставрационных работ, проведенных в период с 2004 по 2006 год, комплекс Фаязтепа превратился в музей под открытым небом.

      Буддийская ступа Зурмала

      К юго-востоку от поселения Старый Термез на обочине дороги, ведущей в современный Термез, возвышаются остатки построек, известных как Башня Зурмала . Руины башни давно привлекают внимание археологов. Еще в 1926 году они предположили, что это не что иное, как буддийская ступа . Детальный опрос, проведенный полвека спустя, подтвердил, что это религиозное сооружение, относящееся к эпохе расцвета Кушанской империи .

      Башня время от времени подвергалась сильным ударам, однако производит впечатляющее впечатление. Ступа выложен квадрат из сырцового кирпича. Все кирпичи имеют характерные черты клейма в виде двух ямок. Эти кирпичи использовались в Бактрии только в кушанское время, т.е. в начале III в. Ученые подсчитали, что на возведение ступы ушло почти из 1,2 миллиона таких кирпичей. Сплошной массив сырцового кирпича находится наверху небольшой камеры для реликвий — реликвии.

      Цилиндрический корпус ступы имеет диаметр 14,5 метра на высоте 13 метров над землей. Ступа — один из самых важных и древних буддийских символов. Самые древние ступы, и к ним относится и ступа Зурмала , были построены из кирпича и полусферы из камня. Их появление восходит к древним захоронениям — курганам и символизирует «Паринирвана» — смерть Будды и его погребение. Между прочим, слово «ступа» на санскрите буквально означает «много земли или камней.Еще одно важное предназначение ступы — хранилище буддийских реликвий. В первые века после смерти Будды в кубический ящик, так называемый «дом бога», клали прядь волос от головы Будды, кусок ткань с его одежды, некоторые из его нетленных реликвий. Позже, в качестве реликвий хранились драгоценные металлы и камни, семена — символы Бога и божественной силы. Реликварий был помещен на вершину ступы. уменьшающиеся кверху зонтики Зонт — символ благородства мужского происхождения.Как известно, Сиддхартх Гаутама, , основатель теории, получивший прозвище Будда, «просветленный» , принц был сыном северо-восточной Индии. А поскольку Будда рассматривался не только как верный духовный лидер, но и как царь богов и вселенной, то на ступу в честь Учителя высшей силы было помещено несколько зонтиков.

      Удочка и зонты на ступе , конечно, не сохранились, но настенные росписи буддийского пещерного храма Каратепа , расположенного поблизости, на месте Старый Термез , дают представление о конструкции Бактрийские ступы.Обычно это ступенчатая трехъярусная башня с купольным окончанием, на который поднимается верхняя планка с «зонтиками почета». На основании анализа пропорций ступки археологи пришли к выводу, что первоначальный вид башни Zurmala был близок к этим изображениям.

      Ступа возле Старый Термез — первое буддийское сооружение, открытое в Средней Азии. Сегодня на территории Узбекистана насчитывается около сорока и два десятка буддийских памятников.

      При подготовке статей использованы материалы журнала «Вокруг света» и сайтов http://www.vokrugsveta.ru, http://mcs.uz (Министерство культуры и спорта Узбекистана).

      Гостиницы в Термезе с описанием, картой, фото, ценами, онлайн-бронированием и оплатой

      Интурист

      ул. Саодат 21, Термез, Узбекистан

      ….

      Ассон

      ул. Ат-Термизии 27, Термез, Узбекистан

      . …

      Карвон Сарой

      mahhalya Iritom, Термез, Узбекистан

      ….

      Меридиан

      ул.

      Добавить комментарий

      Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *