Содержание

Еще одно секретное оружие копирайтера: ритм текста, ударные слова

Хотите откровение? Любой, даже самый посредственный текст, можно сделать читаемым взахлеб. И сделать это очень просто. Секрет кроется всего в одном слове: ритм. В этом месте Вы уже должны быть достаточно заинтригованы, чтобы устроиться поудобнее и сконцентрировать внимание на статье. Что ж, не будем откладывать. Сегодня я познакомлю Вас с одним очень мощным орудием копирайтера, которое реально наполняет тексты жизнью и делает их гораздо более простыми и удобными для восприятия. Готовы? Тогда поехали.

Что такое ритм текста

Вы наверняка часто сталкивались с понятием ритма в музыке (тыц-тыц-ты-ды-дыц) или в танце (квик-слоу-квик-квик-слоу). У каждого текста тоже есть свой ритм, и он может быть либо динамичным, либо монотонным.

Возьмем для наглядного примера музыку. Когда ритм монотонный, нас клонит ко сну. Когда музыка живая, мы, наоборот, находимся «в тонусе». С текстом все то же самое. Когда текст монотонный, то он утомляет читателя и справляется со своей задачей гораздо хуже.

Давайте я продемонстрирую это на примере монотонного “канцелярского” текста.

В соответствии с данным пунктом договора исполнитель не имеет права использовать материалы по своему усмотрению, вне зависимости от формы представления данных материалов (печатном, электронном, сканированном виде и др.). В случае нарушения исполнителем данного пункта договора, исполнитель обязуется выплатить заказчику компенсацию в размере 200% суммы, оговоренной в Приложении А к настоящему договору. При этом заказчик может выдать исполнителю письменное разрешение на использование отдельных фрагментов материалов, указанных в п.2.1.3, и только в этом случае исполнитель имеет право использовать вышеупомянутые фрагменты по своему усмотрению, если иное не указано в письменном разрешении заказчиком.

Абзац получился большой, но в нем всего 3 предложения. Эти предложения достаточно увесистые и примерно одинаковой длины.

А теперь давайте рассмотрим еще один пример.

Я думал как большинство. Я искренне полагал, что существует “волшебная таблетка”, которая сделает меня богатым и счастливым. Но я ошибся. Всеобщее заблуждение привело к тому, что я скупил все курсы по успеху от известных коучей. Но результата это не дало. Никакого. Я читал, проникался, но ничего не делал и, само собой, ничего не получал. Как можно было быть таким наивным?! Даже обидно.

Видите? В отличие от предыдущего, этот текст воспринимается гораздо легче, и “проглатывается” на одном дыхании. Во многом благодаря ритму. Также я использовал во втором случае принцип “скользкой горки” Шугермана. Подробнее о ней Вы можете прочитать в статье “Как начать текст”.

Немного научного подхода

Если взглянуть на упрощенные рисунки ритмов каждого текста, то получится следующая картина.

Упрощенный рисунок ритма первого и второго текстов.

Первый текст можно сравнить с монотонным покачиванием лодки на волнах. Большинство людей от такого расслабляются, сладко зевают и засыпают. Аналогичным образом дело обстоит и с текстами.

Обратите внимание: в первом случае предложения длинные, но даже если они будут короткие, и при этом одинаковые, рисунок ритма все равно будет монотонным и утомляющим.

Рисунок второго ритма больше похож на шторм: никогда не знаешь, откуда ударит волна, и какой она будет. В итоге такой ритм всегда держит читателя «в тонусе». Это важно по двум причинам:

  1. Снижается вероятность того, что читатель устанет и прекратит чтение.
  2. Внимание читателя при перемене ритма концентрируется по-новой, и он воспринимает информацию лучше.

Другими словами, когда у Вас ритм текста постоянно изменяется, то Ваш текст читают дольше и внимательнее. Следовательно, текст гораздо лучше справляется о своей задачей: продает, убеждает, информирует.

Формирование ритма текста

Теперь, когда значимость ритма осознана, самое время разобраться, как его формировать. Здесь все просто. Смотрите:

Предложения делятся по своей длине условно на три группы:

  1. Маленькие (1-4 слова)
  2. Средние (5-10 слов)
  3. Большие (11-23 слов)

Если предложения больше 23 слов, их лучше упрощать или разбивать на более мелкие.

При формировании ритма Вы просто чередуете предложения и разных групп, не допуская 3-кратного (и более) повтора одной группы. В итоге на выходе у Вас динамичный текст, простой и удобный для восприятия. При этом не забываем об особенностях публикации текстов в соответствующей среде: (интернет, печатная реклама и т.д.).

Секретная техника: ударные слова в точках перемены ритма

Эта техника гораздо сильнее и сложнее, чем просто чередование ритма. Детально я ее описывать в этой статье сегодня не буду, может, остановлюсь на ней более подробно в следующих материалах. Подпишитесь на обновления блога, чтобы ничего не пропустить.

С помощью этой техники вызывается особый словесный резонанс. На практике это позволяет даже самый скучный и посредственный текст превратить чуть ли не в бестселлер. Утрированно, конечно, но потенциал у этой техники действительно очень большой. Суть ее заключается в размещении ударных слов (тех, на которые падает интонационное ударение) в точках перемены ритма. При такой расстановке слов внимание и концентрация читателя на тексте максимальны.

Этим приемом часто пользовались авторы знаменитых детективов: Агата Кристи, Джеймс Хедли Чейз, Артур Конан Дойл, а также многие русские классики. К слову, именно поэтому многие копирайтеры читают не только профессиональную, но и художественную литературу.

Резюме

Итак, если Вы хотите, чтобы Ваши тексты луче решали поставленную перед ними задачу, избегайте монотонного ритма. Для прокачки навыков размещения ударных слов читайте художественную литературу русских и зарубежных классиков.

И пусть Ваши тексты решают поставленную задачу!

Искренне Ваш, Даниил Шардаков.

Ритм текста — что такое энергичный текст? Медленный и быстрый темп

Основы копирайтинга

25.08.2020

31 комментарий

Публицистический текст станет интересным, если использовать различные техники изложения материала, которые грамотно внедрены в него. Они известны журналистам и опытным авторам.

Скучную научную информацию, с всякими терминами — легко оживить. Поможет в этом ритм текста.
Не задавались вопросом, почему одну статью мы читаем легко, «проглатываем» ее на ходу, а другую читаем долго и упорно, нет конца и края?

Дело не в теме статьи, не в том что автор передает, проблема в подаче информации. В стиле автора, в умении объяснить сложные вещи обычными словами. И нужно отвлекать читателя, делая паузу. Чередовать длинные и короткие предложения. Текст зазвучит как мелодия, быстрая или спокойная.

Что такое ритм текста?

Статью легко прочувствовать, если читать вслух. Не сканировать по диагонали. Она похожа на музыку, есть ритм, можно щелкать пальцами в такт. Существует разная подача информации.

Выделим два типа текстов:

  • Энергичный.
  • Монотонный.

1. Энергичный текст

Энергичный мотивирует, заряжает энергией автора, передает эмоции, позволяет находиться в увлеченном состоянии. Такой текст вызывает эмоции – положительные или отрицательные. Его сложно проигнорировать, никто не останется равнодушным. Почти как вирусный текст, сильно похоже.

Читая энергичный текст, человек легко представляет картину происходящих событий. Образы и персонажи, цифровые данные и пояснения быстро откладываются в памяти — все разложено по полочкам. Информация доступна к пониманию.

Этот текст мотивирует на действия или заставляет подумать над будущими действиями. Его дочитывают, репостят, комментируют, ругают. Остаться равнодушным сложно. Не нужно прилагать усилий, чтобы найти смысл предложений.

Энергичный и эмоциональный стиль должен быть в сильном тексте о компании. Эмоции можно переплетать с событиями и тогда он будет не просто восхитительным, но и целенаправленным. Даст понимание другим, что им делать, как действовать дальше.

Информационный стиль эти эмоции куда-то убирает, не делает текст таким вдохновляющим. Он излагает факты, но не позволяет как-то уходить в сторону и добавлять много примеров по теме.

2. Монотонный текст

Это научный, трудный, канцелярский, занудный текст. При его чтении начинает клонить в сон. Трудно уловить суть предложений, эмоций в тексте нет, все монотонно и нудно. «Жизни» и энергии в таких текстах мало. Словно писали не люди, а машины.

Монотонный текст не выполняет свою основную задачу, приходится прилагать усилия, чтобы разобраться в нем. Иногда мысленно убирать лишние слова. Мозг расслабляется, хочется закрыть все и уйти.

Монотонные тексты пишут люди, которые хотят вложить максимум знаний в трех строках. Они не понимают и не признают восторженных эмоций, излагают все последовательно и монотонно. От такого автора веет занудством, а от текста противным канцеляризмом.

Поэтому монотонные строки хороши для дипломных работ, рефератов, научных трудов. Никаких эмоций, все только по делу, монотонно и правильно.

Как понять, какой текст перед нами?

  •  Если энергичный текст. Автор чередует короткие и длинные предложения. Короткие — от 3 – до 5 слов. Длинные — от 7-11 слов.

Как только читатель зачитывается повествованием, сразу обрываем и останавливаем его короткими фразами. Ритм текста вырабатывается с практикой, годами. Уверенный и быстрый ритм текста — у опытных копирайтеров, занудный текст — у новичков (но есть и талантливые ребята, не спорю).

Это не просто так – захотел и написал. Будет трудно. Можно научиться этому на факультете журналистики.

  • Если монотонный текст. Одно предложение содержит свыше 10 до 25 слов. И используется масса причастных оборотов. Пока оно закончится, уже надо вспоминать, о чем же говорилось вначале предложения.

Это проблемные тексты, они сложны для обычных людей, над ними надо сидеть с усилиями или сильно себя мотивировать, чтобы дочитать до конца тяжело поданную информацию.

Периодически себя одергивать, чтобы глаза не слипались, вспоминать суть первого абзаца, читая тяжелый второй. Что за страсти такие? Все просто – перегруженные предложения избыточными оборотами, второстепенными членами, причастиями, словами-паразитами.

Монотонный текст — проблема авторов, которые пришли в сферу копирайтинга и профессионально не были связаны с русским языком, филологией или журналистикой.

Но все не так грустно – навык «письма» быстро оттачивается с годами. Появляется другой темп и харизма, легкий юмор и уместное пояснение. Появляется свой стиль письма, что важно.

Как изменить ритм текста?

Автор делает паузы, ставя точки, запятые, сокращая и останавливая мысли. Овладеть этим искусством — обязательный этап. Еще помогает расти профессионально, если завести блог, смотреть за результатами своих текстов. Если людям нравится — значит, у вас все в порядке (хотя и налито воды пол-озера), если куча критики — идем на курсы к профи.

Если вы считаете, что всего достигли и находится человек (скотина такая), готовый вас раскритиковать. Скажите ему «спасибо»! Ведь он дает вам такой пинок к дальнейшему развитию. Да, гордость взыграет, самолюбие пострадает, зато есть, куда расти дальше, раз нашелся кто-то, способный указать минусы.

Рассмотрим, что делать?

  1. Работа над ошибками. Занудные обороты в сторону, наречия в сторону, стоп-слова, как «Отче наш» должны знать. И постепенно список расширять, добавляя в него новые «плохие» словосочетания.
  2. План ритма текста. Вариантов масса. Один большой абзац (4-5 предложений), потом 2 средний (3-4 предложения), 3 короткий и потом опять большой. Это повторяющаяся конструкция. Писать так интересно на самом деле, но не под каждую тему подойдет такой шаблон.
  3. Чередование предложений. Короткое (2-3 слова), среднее (4-5 слов), длинное (7-15 слов). Не стоит делать механически, бездумно. Мы отрабатываем не только методику, а учимся добавлять легкость, создавать новый ритм текста. Мы даем новый смысл словам, разделяя их точками, подаем данные под своим «соусом». Слепое следование правилам — приведет к провалу.

Эта методика, как каркас, на который каждый автор должен добавить что-то свое, разнообразить и получить отличный результат. Нет единых рамок, все корректируется с практикой, но есть общие требования, которые нельзя игнорировать.

Ритм текста: польза

  • Легко и ненавязчиво рассказать о главном.
  • Вызвать эмоциональное напряжение.
  • Сделать акцент на переживаниях.

Короткие предложения — маленькие якоря. «Плывя» взглядом по течению букв, резкая точка, оборванная фраза, восклицательный знак заставляет остановиться, подумать.

Длинные предложения, наполненные эмоциями, растягивают удовольствие от чтения. Хочется быстрее, быстрее их «глотать» и тут опять точка и стоп. Одно слово, остановитесь.

Ритм важен в любых заметках, о нем говорят, ему учат новичков. Считают, что легко воспринимается быстрый темп, он имеет все шансы на успех. В данной статье у меня медленный темп, потому что именно так я и писала – медленно.

Некоторые из моих статей написаны быстро, там совсем иной темп. Пальцы по клавиатуре отбивали предложение за предложением, наполняя эмоциями каждое слово. Делаем вывод, что быстрый темп легче получается у автора в состоянии эмоционального возбуждения: радости, счастья, гнева, недовольства или обязанности перед кем-то (дедлайн).

Размеренный, медленный темп у спокойных людей с расстановкой на деталях. Он пишется не быстро, иногда даже вымучивается и воспринимается также.

Ритм текста и продвижение личного бренда

Когда сформируется единый  и понятный стиль изложения, будет четкое направление мысли максимум транслировать пользы, то можно подумать о личном бренде.

Личный бренд — это то, что сформировалось вокруг человека. Как он научился себя позиционировать, к

Ритм текста: понятие, разновидности, способы, советы

Приветствую всех, кто почтил вниманием мой сайт, посвященный заработку в интернете! Сегодня я решил поговорить с теми, кто занят написанием текстов или только собирается попробовать силы на стезе копирайтинга. Начинающие райтеры зачастую жалуются, что не умеют создавать увлекательные тексты. Ярчайшим примером являются авторы с «Яндекс Дзен»: вроде и темы выбирают увлекательные, и слог неплохой, а дочитываний немного. Дело в том, что по ходу прочтения статей пользователям становится попросту скучно. Зачастую это происходит потому, что автор не умеет придавать текстам ритм, способный поддерживать читателя в эмоциональном или интеллектуальном напряжении. Попробуем справиться с этой проблемой вместе?

Понятие ритма

Понятие ритма хорошо известно всем нам, а особенно тем, кто неравнодушен к музыке и танцам. Именно он придает музыке настроение, программирует эмоции слушателя, побуждает его расслабляться, задумываться, радоваться или грустить. Вспомните: музыка для релаксации и медитации всегда монотонна, она не стремится к кульминации, не содержит синкоп, выраженных акцентов, зачастую построена на закольцованности.

Ритмичность и темп письменной речи определяется последовательностью фраз, слов, слогов, а также интонацией, выраженной доступными в данном случае средствами. Однообразный по ритмике текст редко может увлечь читателя. В большинстве случаев он кажется скучным и однообразным, а создание подобного настроения явно не является целью копирайтера. Такой текст, скорее всего, не дочитают и отправятся на поиски информации, поданной в более динамичном и интересном виде. Так себе перспектива, не правда ли?

В классической поэзии ритмика играет не менее важную роль, чем рифма (которой, кстати, может и не быть). Вспомните теорию литературы из школьного курса и основные стихотворные размеры, все эти ямбы-хореи, анапесты-амфибрахии. В небольших стихотворениях обычно выдерживался единый ритм, а в поэмах мастера зачастую варьировали его различными способами. Можно вспомнить стихи того же В. Маяковского – вот был мастер игры с ритмами! В прозе ритм не настолько ярко выражен, но он тоже присутствует.

Монотонный ритм

Монотонность, в большинстве случаев – враг копирайтера. Именно она усыпляет и заставляет зевать читателя. Попробуйте не разбивать статью на абзацы, использовать громоздкие конструкции, содержащие массу вводных слов, причастных и деепричастных оборотов, однородностей – и гарантированно получите монотонный текст. А если еще и использовать однообразные конструкции примерно одной длины, читатель точно заснет.

Пример: В качестве примера можно привести исследования ведущих филологов, проведенные в последние десятилетия, и доказывающие, что текст, перегруженный вводными конструкциями, сложен для восприятия. Помимо этого нужно учитывать и тот факт, что сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, состоящие из трех и более структурных элементов, отрицательно влияют на динамичность высказывания, что придает ему монотонный ритм и снижает читательский интерес к тексту.

Но из каждого правила есть исключения. Иногда рваный ритм и динамика автору не нужны: он намеренно желает ввести читателя в этакий транс, заставить задуматься и включить воображение. Монотонный ритм зачастую используется при создании очерков и эссе, описаний природы, чувств человека. Вспомните того же Л.Н.Толстого, описание дуба из «Война и мир». Монотонно? Да, зато в воображении сразу же возникает картина с древесным исполином на переднем плане.

В копирайтинге монотонность применяется для аналогичных целей – создания гипнотического эффекта. Но применять этот прием нужно с умом, к месту и ни в коем случае не во всей статье. В некоторых темах, где делается расчет не на интеллект, а на эмоции читателя, такой прием можно использовать при написании лида.

Пример: Бокал, наполненный янтарным шампанским, играющим сотнями жемчужных пузырьков, приятно холодит вашу руку, без слов рассказывая о солнечных долинах Прованса, где родился сей благородный напиток. На полупрозрачном фарфоре тарелки возвышается горка золотистых цветков цуккини, таящих меж золотистых лепестков дивный микст деликатесных сыров из овечьего молока и приправ, придающих удивительному яству еще более утонченный вкус.

Перед нами очень интересный лид «продажника» для рекламы ресторана. Ритм текста явно монотонный, но на то и рассчитано: выключить мозг, включить эмоции. Слюнки потекли, правда? Но весь текст в таком духе писать не стоит: гипнотичность улетучится, наступит заурядная скука.

Как придать динамику тексту?

Итак, постараемся разобраться с методами придания тексту динамичности. Это очень актуально, так как, в большинстве случаев, динамичный текст читается лучше. Хотя и к этому моменту нужно подходить разумно, дабы не превратить динамику в нервное подергивание, что тоже сложно для восприятия.

В данном случае я говорю преимущественно о злоупотреблении «рублеными» фразами, чрезмерном обилии эмоционально окрашенных высказываний, неправильном подходе к структурированию материала. Целью всей речевой эквилибристики, о которой речь пойдет ниже, является создание интересного и гармоничного текста, решающего поставленные перед ним задачи. А это, как минимум, дочитывание, в идеале – запрограммированная реакция аудитории, выражающаяся в повышении конверсии.

Давайте рассмотрим наиболее простые и действенные способы создания динамичных и интересных читателю публикаций.

Нарастание по принципу скользкой горки

Интересным вариантом разжигания читательского интереса является придание тексту этакого нарастающего ритма при помощи фраз увеличивающейся длины. Всю статью таким образом не организуешь, но лид и пару ключевых абзацев – запросто.

«Скользкая горка», предложенная одним из колоссов копирайтинга, маэстро Шугерманом, известна практически всем, кто хоть немного интересовался теоретическими основами райтерского мастерства. Он предложил универсальный принцип создания текстов, основанный на постепенном возбуждении читательского интереса. Каждое предложение цепляется за предыдущее, и читатель скользит по ткани повествования, постоянно задавая мысленные вопросы и получая на них ответы каждой последующей фразой. Так вот, эффект скольжения можно усилить!

Пример: Грустно и тоскливо… Снова пятница, а я опять дома. Люди идут в кафе и рестораны, встречаются и влюбляются, а я один. Если вам знакомы подобные переживания, не пора ли сделать шаг навстречу открытому общению? Наш портал создан специально для тех, кто устал от одиночества и желает обрести друзей, любимых, единомышленников в любой сфере интересов.

Чередование разных по длине предложений

Коллеги-райтеры зачастую любят вводить новые классификации понятий для придания собственным публикациям некоторого оттенка наукообразности. Что ж, у каждого свой путь, да и иногда такие выкладки способствуют пониманию материала.

Я сейчас говорю о разделении предложений на короткие, средние и длинные. Некоторые коллеги предыдущее предложение сочли бы длинным (свыше 10 слов), а это – сверхдлинным, рекомендуемым к разбиению на части. Я не буду говорить о правомочности такой точки зрения, но не могу не упомянуть: полное лишение предложений причастных и деепричастных оборотов и сокращение всех фраз до 10-12 слов делает текст примитивным и безликим.

А вот чередование разных по длине фраз придает тексту рваный ритм, способствующий поддержанию читателя в эмоциональном и интеллектуальном тонусе. Насчет максимального количества слов во фразе сказать что-либо невозможно: иногда и в 15 словах можно накрутить неудобочитаемое, а иногда и 25 выглядят удобоваримо во всех отношениях.

Пример: Сегодня утром решила, что все надоело. Утренняя толкучка в метро, досужая болтовня коллег, еженедельные «ковры» у начальства. Нужно что-то менять, причем безотлагательно, иначе скоро взорвусь. Точно, пора в отпуск! Я честно заслужила частичку солнца, кусочек моря, пару метров пляжа, и обязательно где-нибудь в экзотической стране, где можно срывать бананы и апельсины прямо с деревьев. И обязательно роман, короткий курортный роман с загорелым белозубым мачо!

Тут мы продаем тур в какую-нибудь экзотическую страну. ЦА – дамы со средним уровнем дохода, идеальное размещение – женский сетевой «глянец».

Расставление акцентов

В расставлении акцентов главенствующую роль играют слова, которые мы на подсознательном уровне выделяем интонационно. Хорошо, если по месту расположения они совпадают с точками смены ритма, но при желании можно создать интонационное ударение искусственно. Это достигается различными методами, например, употреблением авторских знаков, выделением определенных слов (написанием с большой буквы, курсивом, иным шрифтом).

В приведенном ниже отрывке ритм задается искусственным интонационным выделением: в тексте используются тире (исключительно авторская постановка, с целью расставления акцентов) и написание отдельных слов с Большой Буквы.

Пример: Вряд ли какие-то родители желают детям зла. Вот только зачастую не знают, каково оно – Добро. В понимании их детей, разумеется. Родителям кажется, что их жизненный опыт обязателен для передачи подрастающему поколению, однако попытки поделиться им с детьми зачастую наталкиваются на Неприятие, Негатив, Отторжение. Как наладить контакт между поколениями в рамках одной семьи? Ответ один: обратиться к психологу. И не любому, а специалисту по отношениям Родители – Дети.

Игра интонацией

Некоторые люди даже об интересных вещах говорят настолько монотонно, что хочется спать. Другие же даже анекдоты с бородищами до колена рассказывают настолько артистично, что смеешься над услышанным в сотый раз. Ритм и темп устной речи варьируется интонационно, и при написании текста можно использовать аналогичные принципы. В конце концов, зачем нам модальные глаголы, частицы, знаки препинания в конце предложений? А вот зачем!

Пример: Хотели бы бросить все, сесть на самолет и улететь на край мира, к солнцу, морю и пальмам? Так сделайте это! Не дают отпуск – возьмите, нет денег – одолжите, нет времени – наплюйте. Разве у вас будет еще одна жизнь? Это – не репетиция: любить и путешествовать нужно не завтра или через год, а прямо сейчас!

Видите – идет постоянная смена интонации. Вопросительные предложения чередуются с восклицательными и повествовательными, активно используются тире, что способствует взвинчиванию темпа и нагнетанию эмоций. Естественно, злоупотреблять этим приемом нельзя, иначе текст получится нервным и кричащим.

Подвод к кульминации

Снова обратимся к вышеупомянутой горке Шугермана. Каждое предложение как бы анонсирует последующее, предвосхищает его. Мысль автора развивается, читатель послушно следует за ней (если его смогли действительно увлечь) и приходит к кульминации, то есть, ответу на вопрос, ради которого, собственно, все и затевалось. У вас есть боль? У нас найдется лекарство!

В качестве примера лучше бы взять текст целиком (например, статью в формате сторителлинга), но ритмику, задаваемую приближением к кульминации, можно проследить и на небольшом отрывке.

Пример: Вы собираетесь отдохнуть с семьей в Египте? Мониторите предложения неделями, и никак не можете выбрать достойное? Нервничаете, расстраиваетесь, по десять раз на дню меняете решения? Да, выбор сложен: порой отели с одинаковым количеством звезд и аналогичными описаниями на поверку оказываются совершенно разными. Неправильный выбор порой чреват испорченным отдыхом, но при обращении в компанию N вы застрахованы от подобных неприятностей. Мы предлагаем клиентам отели, в которых отдыхаем сами!

Аллитерация и ассонанс

Нужный ритм текста создается чередованием не только разных по длине и интонации фраз, но и ударных-безударных слогов и даже звуков. Все это достаточно сложно, особенно если речь идет о прозе, но некоторые приемы можно и нужно взять на вооружение.

Например, неплохо работает повторение согласных звуков одной группы (свистящих, сонорных, взрывных), именуемое аллитерацией. Аналогичный прием в приложении к гласным звукам именуется ассонансом. Конечно, на протяжении всего текста следить за чередованием букв невозможно, но в каком-нибудь особо значимом абзаце можно поиграть и с фонетикой.

Пример: Свист ветра в ушах, скоростное шоссе, шелест шин… Ее Величество Скорость способна покорить каждого!

Обилие шипящих и свистящих звуков придает этому отрывку ярко выраженную динамику. Читатель уже видит себя за рулем кабриолета или оседлавшим мощный байк.

Повторы

Обилие повторов в тексте не есть хорошо, особенно если оно выражается в тавтологии, причиной которой является невнимательность либо бедность лексического запаса автора. Понятно, что это не идет на пользу статье, так что от подобных явлений ее следует вычищать, хотя бы заменяя одинаковые слова и фразы синонимичными.

Но иногда повторы употребляются автором намеренно, именно потому, что он добивается конкретной реакции читателя. Намеренные повторы придают тексту особую ритмичность, служат для расстановки акцентов, создают гипнотический эффект закольцованности.

Пример: Время – невосполнимый ресурс. Мы можем зарабатывать деньги, тратить их на покупку товаров и всевозможные развлечения, обретать знания и опыт, прокачивать собственную внешность и рабочие навыки. Но несколько лишних часов жизни не купишь даже за все золото мира! Время – невосполнимый ресурс…

Взрывные вставки

Достаточно сложно сделать динамичным текст о металлопрокате или закупке байковых халатов в Иваново оптом. Играть интонациями можно, изменять длину предложений тоже, но подчас даже продуманная ритмическая организация не спасает узкотематическую экспертную статью. В этом случае можно немножко развлечь читателя, предложив ему нечто интересное, несколько выбивающееся из общей канвы повествования.

В данном случае я говорю о разбивочных вставках типа «Важно», «Это интересно знать» и так далее – назвать такую конструкцию можно по-разному. Например, на сайте, посвященном рыбалке, можно «обзывать» подобные вставки «Это клево», «Не пропусти поклевку» и так далее.

Во взрывной вставке должна содержаться действительно интересная справочная информация, дельный совет или предостережение от каких-либо действий. Она должна выделяться из основного текста не только ритмикой и содержанием, но и визуально (цветом, графикой, параметрами шрифта и так далее).

Пример: Важно! Минимальная толщина льда для рыбной ловли равна 10 см. Но даже при передвижении по такому льду важно соблюдать элементарные правила безопасности (избегать сомнительных участков, разведывать путь пешней, идти аккуратно, не бегать). Взятые с собой «ледовые шилья» могут спасти вашу жизнь!

Структурирование

Любой текст, рассчитанный на то, что его будут читать с удовольствием, должен быть структурированным. В понятие структурированности принято включать:

  • Логичность подачи материала. Текст должен быть логичным, приветствуется разбиение на смысловые блоки. Каждому блоку присваивается название, то есть, подзаголовок соответствующего уровня.
  • Разбиение на абзацы. Наиболее желательная длина абзацев – 5-7 строк, однако это не является догмой. Более того, если вы хотите придать тексту более динамичный ритм, чередуйте абзацы разного объема.
  • Использование списков. Списки существенно упрощают восприятие и запоминание информации, расставляя акценты в нужных местах. Наличие их в статье способствует высокой оценке ПС при ранжировании, так как автоматически делает ее «написанной для людей».

Как ты ни чередуй фразы разной длины, ни играй интонацией, акцентами и звуками, неструктурированный текст теряет всю динамику. Более того: его даже неохота читать! Порой очень толковая информация теряет привлекательность из-за ее подачи в виде простыни.

Советы начинающим

Надеюсь, я не слишком запутал вас всевозможными филологическими премудростями? Ничего, главное – начать работать над ритмикой, и буквально через пару статей этот процесс у вас автоматизируется. Вам не нужно будет продумывать каждое предложение, чтобы тексты обрели ритмичность, стали еще более интересными и востребованными.

И, как всегда, несколько советов:

  • Попробуйте полюбить классику. Работать с текстами и не любить читать – согласитесь, нонсенс. Постарайтесь воспитать в себе любовь к чтению, причем выбирайте лучшие образцы мировой литературы. Истинными мастерами динамичности были Лондон, Ремарк, Булгаков, Довлатов, Шукшин. Их произведения читаются легко, без напряжения, в отличие от творений более «тяжеловесных» классиков типа Толстого, Достоевского или Бальзака. Впрочем, это мой вкус, навязывать не буду.
  • Соблюдайте умеренность. Неуемная погоня за динамикой способна сделать текст неудобочитаемым и сумбурным, как речь душевнобольного – об этом я уже говорил выше. Постарайтесь соблюдать меру.
  • Читайте свои статьи вслух. Вычитка статей вслух – это всегда благо: повышается процент выловленных ошибок и тавтологий. Читайте текст в спокойном темпе, и сразу почувствуете его ритм. Если он кажется монотонным, слегка, «порвите» фразы, вставьте парочку интонационно окрашенных предложений – и статья заиграет новыми красками.
  • Убирайте воду. Пространные рассуждения из серии «ни о чем» отвлекают внимание читателя, снижают эмоциональный накал текста, не несут никакой полезной информации. Это относится и к паразитическим конструкциям типа «ни для кого не секрет», «следовало бы отметить», «не стоит полагать» и так далее. Вычищайте их из текста.
  • Совершенствуйтесь. Не стойте на месте, развивайтесь. Обогащайте лексический запас, прокачивайте райтерские навыки, смотрите тематические видео. Быть может, вы обретете уникальный стиль, что обязательно будет оценено читательской аудиторией.

Спасибо за внимание, друзья! Надеюсь, ваши тексты будут работать, а заказчики – платить за них достойные деньги!

Ритм текста в копирайтинге: мастерство важнее таланта

Плохой текст или хороший во многом решает его ритм. Нет, я
не принижаю роль других параметров качества, но ритм – тема особая. Правильное
чередование слов, предложений и абзацев заставляет читателя скользить по тексту
статьи не хуже горки Шугермана. И это отлично! И возникает вопрос: можно ли
задать нужный ритм текста технически? Или для этого нужно обладать определенным
талантом?

Что такое ритм и темп текста

Ритм текста – это чередование предложений, слов и даже
слогов в определенной последовательности.

Теме ритмичности в литературе посвящено много исследований. Цитаты «классиков» учат правильно работать с прозой, уделять структуре текста особое внимание.

Рассуждения Константина Паустовского о ритме в текстах:

Паустовский: ритм текста

Яркая демонстрация ритма текста из книги «1985» – пример от Гари Провоста:

Гари Провост: ритм текста

Собственно, на этой цитате можно и закончить изучение
ритмичности текста. Все уже понятно и без дополнительных комментариев.
Чередуйте фразы по длине, избегайте монотонности, добивайтесь гармоничной
структуры, и наступит счастье.

Но все же давайте остановимся на технических моментах
создания ритмичного текста. Ведь лучшее понимание материала поможет выйти за рамки
механического подхода и научит писать, действительно, классные статьи.

Структура ритмичного текста

Слоги, слова и предложения задают ритм. Их правильное чередование позволяет писать настоящие шедевры – как поэтические, так и в прозе. И речь не только о художественной литературе. Кроме того, на темп текста влияет симметричность и структура строк, их длина.

Ритм текста в копирайтинге

Что поможет хорошему автору в создании читабельного текста:

  1. «Рваный ритм». Пример рваного ритма представлен как раз в цитате из книги «1985» и демонстрирует нам, как именно надо чередовать предложения.
  2. Ударные слова. Ударные слова – точки перемены ритма. Запоминаются на уровне эмоций и подсознания, так как именно их в тексте мы всегда выделяем интонационно.
  3. Контроль «воды», «канцелярщины». В бессмысленных словах вязнет сознание. Читать и понимать текст сложно.
  4. «Тире». Этот знак препинания лучше всего воспринимается при чтении и потому отлично подходит для разбивки протяженных предложений. С помощью тире удобно создавать точки симметрии в предложении и выделять акценты.
  5. Чередование абзацев. Абзацы разной длины также регулируют темп текста.
  6. «Микровзрывы». Под этим термином понимают цитаты, выделенные информационные блоки, абзацы из одного слова. Любой контент, визуально выделяющийся из массива текста, привлекает внимание читателя и заставляет сосредоточиться на материале.

«Рваный ритм»: как чередовать предложения

Держать читателя в тонусе помогает переменчивость
предложений. Длинных. Средних. Коротких.

Для понимания:

  • Длинные предложения – более 10 слов.
  • Средние строки – 5-10 слов.
  • Короткие фразы – 1-4 слова.

Оптимальный ритм у каждого автора свое. Но есть несколько
рекомендованных схем:

  1. не более трех предложений одной группы подряд;
  2. два длинных предложения, короткое, очень короткое.

Ритм текст

Правила создания ритмичного текста

Из всего перечисленного выше выделю три важных совета по
структуре текста:

  1. Чередование предложений разной длины по любой
    удобной схеме.
  2. Списки – обязательно. Нумерованные и маркированные
    перечисления не только улучшают структуру текста, но и служат теми необходимыми
    ударными точками, которые читатель воспринимает лучше всего. Стандартная
    структура списка: слово-акцент и четкая расшифровка.
  3. Подзаголовки. Точки разрыва текста. Служат для
    структурирования материала и «пробуждения» читателя при изучении длинных
    текстов.

Ритм без ритма

Не все авторы следуют рекомендациям о «правильном» темпе
текста. Но это не мешает им создавать настоящие шедевры – отличные статьи и
величайшие художественные произведения. Подозреваю, что Л.Н. Толстой даже не
думал о «длинных-коротких-очень коротких» предложениях, но его «Война и Мир» –
все равно классика. В чем же дело?

Дело в том, что ритм – это не только чередование
предложений, абзацев и акцентов в тексте, это еще и правильная
последовательность слогов. Да, как в стихах. Но поэтам проще. Строфы в
поэтических произведениях имеют небольшую длину и для поддержания нужного темпа
усилия нужны небольшие.

С прозой сложнее.

Тут важно иметь языковое чутье и хороший ритмический слух. Уметь
слышать ударные слоги. Талант необходим тоже, но в минимальной степени. В
создании хорошего контента помогут:

  • книги хороших авторов – чтение классики
    развивает языковое чутье;
  • чтение собственных статей вслух – сразу
    находятся неудачные предложения, сбитый ритм, перегруженные фразы;
  • создание собственных дисциплинарных рамок –
    Сергей Довлатов, например, следовал правилу «в предложении каждое слово
    начинается с другой буквы».

Интересна выдержка из письма самого Довлатова на эту тему:

Подводим итоги: текст не должен быть монотонным,
непрерывным, долгим. В нем должен присутствовать ритм, но автор вправе сам
выбирать способ подачи материала. Структура помогает следовать ритму, создает
точки интонационного разрыва.

Собственно, всё.



Прочитано:
2 545

Что такое ритм текста в копирайтинге?

В копирайтерском деле много деталей, которые важны для построения текста, – от темы до её оформления с помощью стилистики и техники. Вне зависимости от параметров цель текста всегда одна – сделать его понятным и достучаться до читателя, задеть эмоции.

Здесь на помощь приходит ритм – оружие копирайтера, которое позволяет читать материал на одном дыхании.

Ритм текста – это музыка в словах, звучание, которое заставляет скользить по тексту с легкостью и без напряжения. Он необходим, чтобы сделать текст интересным и читабельным. Но как его создать? Как услышать музыку в одном лишь тексте? Для начала – прочесть нашу статью, а уже потом начать практиковать секреты захватывающего и успешного текста, который сделает из копирайтера гуру писательского дела.

Для чего необходим ритм текста?

  • Чтобы текст даже больше 10-ти тысяч символов прочли на одном дыхании. Особенно актуально для информационных, обучающих, публицистических объемных статей.
  • Чтобы продать. Рекламные ритмичные тексты способны разбудить желаемые эмоции и привести к быстрому решению – «я должен это получить».
  • Для того, чтобы даже факты о 1817 году воспринимались легко. А не так как у Гюго. Если вы читали роман «Отверженные», то, скорее всего, в этом месте скользили по тексту не из-за энергичного ритма, а как раз из-за монотонного. Впрочем, и такой ритм имеет место быть.

Стоит сразу отметить, что ритм текста – это не его смысл. Это больше техническая часть, некая схема, которая работает визуально. И если подогнать текст под ритм, то даже его смысл будет восприниматься совсем иначе. В целом, схема ритма заключается в правильном чередовании слов, предложений и абзацев.

Что делает текст ритмичным?

  • Чередование предложений. Они могут быть длинными, средними, короткими. Подробный разбор можно увидеть ниже в статье.
  • Тезисы, списки и маркеры. Они помогают легче усвоить информацию, так как психологически действуют на внимание читателя и помогают лучше понять информацию.
  • Повторение слов. Не путать с тавтологией. Повторение слов помогает связать предложения единой нитью смысла, а это значит, что читатель лучше уловит смысл. Особенно, актуально применять к терминам, которые необходимо в итоге запомнить читателю.
  • Ударное слово. Создает в тексте акцент. Например, оно может нести что-то новое и являться основополагающим в развитии смысла. Копирайтерам рекомендуют заканчивать предложение на «сильном» слове, поскольку это помогает усилить эмоции читателя. Когда читатель находит «сильное» слово в предложении, то он скорее перейдет к следующему.
  • Чередование абзацев. Они могут создавать визуально очень похожую конструкцию – один большой, один средний, один короткий абзац. И так страница за страницей.
  • Подзаголовки. Их необходимо применять, если автор создает объемный материал.
  • Правильное чередование слога, слов и предложений. Работа по такой схеме позволяет писать понятно, доступно и интересно в любом стиле, а не только в художественном.

Что касается длинных, средних и коротких предложений, то их необходимо чередовать. Для начала, как их отличить:

  • Длинные – более 10 слов.
  • Средние – 5-10 слов.
  • Короткие – 1-4 слова.

Лучше всего применять не больше трех предложений одной группы подряд. К примеру, изобилие коротких предложений подряд не ускорит чтение, а, наоборот, замедлит, ведь каждая точка воспринимается, как «стоп». Касательно длинных предложений, то они делают текст размеренным, ускоряют темп чтения. И, пожалуй, самое главное в череде длинных предложений – вовремя вставить короткое. Читатель сразу сосредоточится на информации или переживаниях, которые хотел донести автор.

Еще один совет для создания ритмичного текста – это чтение своего текста вслух на этапе создания. Если он легко читается, нет моментов, где хочется «зависнуть» и перечитать, чтобы понять смысл, то, значит, текст удался.

Выше не зря было подчеркнуто, что ритм – это больше техническая сопровождающая текста. Ведь каждый автор имеет свой стиль. Но при этом умение подстраивать ритм под собственный стиль письма делает конечный текст более органичным и интересным в глазах читателей.

Не знаешь, какой курс выбрать?

Запишись на бесплатную консультацию и мы поможем в выборе правильного направления

Что облегчит создание ритма?

Многим копирайтерам знакома «скользкая горка» Шугермана. Этот метод часто используют в рекламных текстах, чтобы превратить банальную рекламу в продающий текст.  Но «горка» относится больше к текстовому приему, который касается самого смысла, интриги в  предложениях.

Важно понимать, что ритм делает текст или энергичным, или монотонным. Чаще всего на это влияет опыт и освоение навыков копирайтинга. В энергичном тексте не применяют предложения, в котором больше 11 слов. А вот в монотонных текстах можно увидеть до 25 слов. Самый энергичный текст будет состоять из простых предложений, самым медленный – из сложноподчиненных.

Копирайтеру необходимо найти «золотую середину» и не переусердствовать в обоих видах текста. Для чего это нужно? Чтобы выстроить личный бренд в писательстве, свой уникальный узнаваемый стиль. Например, начало текстов только с коротких предложений, или же, наоборот, – с длинных с оборотами и резким прерыванием на короткие.

Именно поэтому так важно ощущение ритма текста. Это тот инструмент, который позволяет копирайтеру не просто набирать буквы и вместить максимум смысла в эти же буквы, это позволит сделать текст успешным, получить массовое признание своего «пера».

Часто распространенная ошибка в создании ритмичных текстов – это работа только над началом и окончанием текста. Не стоит пренебрегать «серединой». Даже если она информационно  перегружена, но соблюдается ритм, то возникает инерция в прочтении. Читатель продолжит знакомство с текстом даже при условии, что абзац не так интересен. Ритмичный текст запросто может быть свыше и двух тысяч символов, но при этом он будет прочитан до конца.

Хорошая новость заключается в том, что сделать текст ритмичным сможет каждый копирайтер. Плохой новости не будет, если есть желание учиться и практиковаться.

Как отточить навык ритма текста?

– Для начала запомнить правило: два длинных предложения, одно короткое, одно очень короткое. Можно начать с этой схемы и применить её на уже созданном тексте. Оцените его визуально, и у вас сразу сложится понятие о его ритме. Взяв на вооружение правило, попробуйте «переделать» предложения по схеме и вы заметите, как начинает звучать музыка.

– Чтение книг хороших авторов. Здесь неизменным учителем остается классика. Она прекрасно развивает ощущение текста и языковое чутье. К примеру, если прочесть несколько произведений одного автора, то можно отметить не только его стилистические «фишки», но и ритм, который он применяет.

– Чтение вслух. Копирайтерам свойственный эффект «рыбы», когда написанный текст не перечитываешь вслух. Собственная «озвучка» своих же материалов – это отличная работа над ошибками. Во время чтения вслух сразу становятся заметными неудачные предложения, ощущается сбитый ритм и перегруженные фразы.

– Следование правилам – «горка Шугермана», о которой упоминалось выше, или  использование правил от писателей. Например, Сергей Довлатов следовал правилу: «В предложении каждое слово начинается с другой буквы».

Копирайтерустоит развивать языковое чутье и ритмический слух, умение слышать ударные слоги. Талант талантом, а умение следовать правилам, которые уже сотни лет заявляют о своей эффективности, поможет каждому, кто решил посвятить себя писательству. Ритм помогает сделать текст толковым. Как подавать свой материал, решать только автору. Но будь добр, соблюдай ритм. Это как в танце. Неправильный шаг – и твоя нога уже на обуви партнера. Рискованно, не просто плохо выполненной работой, но и возможностью пропустить следующий танец. В нашем случае – заказ и работу. Об этом более подробно рассказано на курсе «Превращаем чайника в гуру копирайтинга». В рамках обучения особое внимание уделили ритму текста, чтобы каждый копирайтер смог продавать свои работы гораздо эффективнее.

Для начала нужно запомнить, что текст – это не набор букв.Это всегда о настроении, о пользе, об эмоциях.

А вот как трансформировать буквы в деньги раскрыто на курсе, который полезно пройти всем, кто хочет владеть секретными приемами копирайтерского дела и планирует стать лучшим в списке высокооплачиваемых авторов.

Авторский стиль. Как умение писать помогает в жизни

Навык 4. Ритм текста

Ваши тексты могут читаться на одном дыхании. Только представьте. Каждый текст, который вы напишете будет проглатываться, как бутерброд в голодный год. И это реально. Но для этого вам нужно научиться одному очень важному навыку — ритму текста. Сегодня у нас в меню Лев Толстой, Эрнест Хэмингуэй и О’Генри.

Что такое ритм текста?

Ритм текста — это темп статьи, в которой автор использует запятые, точки для пауз, как дирижер в оркестре. Автор сам решает сколько должно быть пауз в каждом абзаце.

Тот, кто в совершенстве овладеет этим искусством, сможет писать тексты, от которых невозможно оторваться. Разве что только ради следующего.

 

Автор, словно барабанщик, должен умело использовать ритм. И кстати, именно от ритма зависит восприятие текста

Что дает правильный ритм текста?

Есть три серьезные причины, чтобы замедлить ритм текста

  1. Объяснить сложное
  2. Создать напряжение
  3. Сосредоточиться на переживаниях

Некоторые утверждают, что короткие предложения подгоняют читателя. На самом же деле они замедляют чтение, ведь каждая точка — это знак стоп.

Короткие предложения серьезно замедляют ритм текста.

Длинные предложения делают текст размеренным, но по нему скользишь, и постепенно начинаешь все быстрее и быстрее читать. Но стоп. Неожиданно снова появляется короткое предложение и оно создает напряжение, сосредотачивает на переживаниях или объясняет сложные термины.

Короткие предложения, длинные предложения

Ритм, который легко воспринимается, заключается в грамотном чередовании разных предложений:

  • коротких
  • средних
  • длинных

Кажется, все просто. Но чтобы овладеть этим навыком — нужно время и постоянная практика.

Существует даже негласное правило, как создать ритмичный текст: два длинных предложения, одно короткое, одно очень короткое.

Примеры ритма в тексте. Развитие навыков письма.

Как всегда — рассмотрим на примерах.

О’Генри — мастер короткого рассказа. И мастер хорошего ритма в текстах.

Первый пример. Текст О’Генри «Дары волхвов»

Один доллар восемьдесят семь центов. Это было все. Из них шестьдесят центов монетками по одному центу. За каждую из этих монеток пришлось торговаться с бакалейщиком, зеленщиком, мясником так, что даже уши горели от безмолвного неодобрения, которое вызывала подобная бережливость. Делла пересчитала три раза. Один доллар восемьдесят семь центов. А завтра рождество.
Единственное, что тут можно было сделать, это хлопнуться на старенькую кушетку и зареветь. Именно так Делла и поступила. Откуда напрашивается философский вывод, что жизнь состоит из слез, вздохов и улыбок, причем вздохи преобладают.

Посмотрите как просто. Короткое предложение. Очень короткое («это было всё»). Снова короткое. И после этого длинное, которое звучит, как проигрыш, переход, бридж. Потом среднее предложение, короткое и очень короткое. Такой текст не только читать, но и писать, наверное, наслаждение.

Пример второй. Совершенно другой.

Лев Толстой «Война и мир» Том 3. Глава 17

После  отъезда  государя  из  Москвы московская жизнь  потекла прежним, обычным порядком,  и течение этой  жизни было так  обычно,  что трудно  было вспомнить о бывших  днях патриотического восторга и увлечения, и трудно было верить, что действительно Россия в опасности  и что члены Английского  клуба суть вместе с тем и сыны отечества, готовые для него на всякую жертву. Одно, что  напоминало  о  бывшем  во  время  пребывания  государя в  Москве  общем восторженно-патриотическом настроении, было  требование пожертвований людьми и  деньгами,  которые,  как  скоро  они  были сделаны, облеклись в законную, официальную форму и казались неизбежны. 

 

Лев Толстой имеет совершенно другой ритм. Он любит длинные предложения

С приближением неприятеля  к  Москве взгляд москвичей на свое положение не только не  делался  серьезнее, но, напротив,  еще легкомысленнее, как это всегда бывает с людьми, которые видят приближающуюся большую  опасность. При приближении опасности  всегда  два  голоса одинаково  сильно  говорят в душе человека:  один весьма разумно говорит  о  том, чтобы человек  обдумал самое свойство опасности  и средства  для  избавления от нее; другой  еще разумнее говорит,  что слишком  тяжело  и мучительно думать об  опасности,  тогда как предвидеть все  и спастись  от  общего хода дела  не во  власти человека,  и потому лучше отвернуться от  тяжелого, до  тех пор пока  оно не наступило, и думать  о  приятном. В одиночестве человек  большею частью  отдается первому голосу,  в  обществе,  напротив, —  второму.  Так было и теперь с  жителями Москвы. Давно так не веселились в Москве, как этот год.

Лев Николаевич — это мастер совсем другого стиля. Коротких предложений у него почти нет. Только в самом конце второго абзаца («Так было и теперь с жителями Москвы»). Но посмотрите как плавно звучит этот текст, словно вальс Шопена он заполняет собой все пустоты. Прочтите его вслух, получите удовольствие.

Пример третий.

Эрнест Хэмингуэй «Старик и море» (2 отрывка из книги, уж больно хороши оба)

Эрнест Хэмингуэй за работой.

Отрывок первый (это зачин)

Старик рыбачил один на своей лодке в Гольфстриме. Вот уже восемьдесят четыре дня он ходил в море и не поймал ни одной рыбы. Первые сорок дней с ним был мальчик. Но день за днем не приносил улова, и родители сказали мальчику, что старик теперь уже явно salao, то есть «самый что ни на есть невезучий», и велели ходить в море на другой лодке, которая действительно привезла три хорошие рыбы в первую же неделю. Мальчику тяжело было смотреть, как старик каждый день возвращается ни с чем, и он выходил на берег, чтобы помочь ему отнести домой снасти или багор, гарпун и обернутый вокруг мачты парус. Парус был весь в заплатах из мешковины и, свернутый, напоминал знамя наголову разбитого полка.

Старик был худ и изможден, затылок его прорезали глубокие морщины, а щеки были покрыты коричневыми пятнами неопасного кожного рака, который вызывают солнечные лучи, отраженные гладью тропического моря. Пятна спускались по щекам до самой шеи, на руках виднелись глубокие шрамы, прорезанные бечевой, когда он вытаскивал крупную рыбу. Однако свежих шрамов не было. Они были стары, как трещины в давно уже безводной пустыне. Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается.

Хэмингуэй всегда любил короткие предложения. Он никогда не льет воду. Но при этом не злоупотребляет короткими предложениями. Посмотрите. Начинает автор тремя довольно короткими предложениями. Потом идут подряд 5 длинных предложений, которые раскрывают характер мальчика и старика. И затем снова, как выстрел из двустволки — два коротких предложения.

Второй отрывок из книги «Старик и море»:

Мальчик ушел. Они ели, не зажигая света, и теперь старик, сняв штаны, лег спать в темноте. Он скатал их, чтобы положить себе под голову вместо подушки, а в сверток сунул еще и газету. Завернувшись в одеяло, он улегся на старые газеты, которыми были прикрыты голые пружины кровати. Уснул он быстро, и ему снилась Африка его юности, длинные золотистые ее берега и белые отмели — такие белые, что глазам больно, — высокие утесы и громадные бурые горы. Каждую ночь он теперь вновь приставал к этим берегам, слышал во сне, как ревет прибой, и видел, как несет на сушу лодки туземцев. Во сне он снова вдыхал запах смолы и пакли, который шел от палубы, вдыхал запах Африки, принесенный с берега утренним ветром. Обычно, когда его настигал этот запах, он просыпался и, одевшись, отправлялся будить мальчика. Но сегодня запах берега настиг его очень рано, он понял, что слышит его во сне, и продолжал спать, чтобы увидеть белые верхушки утесов, встающие из моря, гавани и бухты Канарских островов. Ему теперь уже больше не снились ни бури, ни женщины, ни великие события, ни огромные рыбы, ни драки, ни состязания в силе, ни жена. Ему снились только далекие страны и львята, выходящие на берег. Словно котята, они резвились в сумеречной мгле, и он любил их так же, как любил мальчика. Но мальчик ему никогда не снился.

Старик вдруг проснулся, взглянул через отворенную дверь на луну, развернул свои штаны и надел их. Выйдя из хижины, он помочился и пошел вверх по дороге будить мальчика. Его познабливало от утренней свежести. Но он знал, что озноб пройдет, а скоро он сядет на весла и совсем согреется. Дверь дома, где жил мальчик, была открыта, и старик вошел, неслышно ступая босыми ногами. Мальчик спал на койке в первой комнате, и старик мог разглядеть его при ущербном свете луны. Он легонько ухватил его за ногу и держал до тех пор, пока мальчик не проснулся и, перевернувшись на спину, не поглядел на него. Старик кивнул ему; мальчик взял штаны со стула подле кровати и, сидя, натянул их.

А здесь совсем интересно. Хэмингуэй начинает абзац коротким предложением и заканчивает. Внутри же только длинные, интересные предложения, которые словно воссоздают шум прибоя, запахи далекой Африки и моря.

Заметьте, что каждый автор использует стиль по-своему. Нет правила, которому бы следовали все. Но при этом каждый автор чувствует ритм текста, и вплетает его очень органично в свой собственный стиль.

 Будьте осторожны. Не переиграйте с ритмом

При этом важно быть очень внимательным, чтобы не переборщить. Большое количество коротких предложений создает напряжение и сложность восприятия для читателя.

Гари Провост написал великолепную иллюстрацию того, что происходит, когда автор неумело и когда умело экспериментирует с ритмом текста и длиной предложений:

 «В этом предложении пять слов. А вот еще пять слов. Предложения из пяти слов хорошие. Но несколько подряд становятся монотонными. Смотрите, что с ними происходит. Такое письмо становится скучным. Его звук становится ровно однообразным. Это звучит, как заевшая пластинка. Ухо требует от вас разнообразия.

Теперь послушайте. Я изменяю длину предложения, и я создаю музыку. Музыка. Письмо поет. У него приятный ритм, мелодика, гармония. Я использую короткие фразы. И я использую фразы средней длины.

А иногда, когда я уверен, что читатель отдохнул, я увлеку его фразой подлиннее, фразой, полной энергии, фразой-крещендо, с барабанной дробью, с ударами тарелок, со звуками, которые говорят: послушай, это что-то важное».

Несколько рекомендаций. Как написать ритмичный текст:

  1. Используйте повторение слов в предложениях. Повторение слов в предложениях создает единую нить смысла в предложениях и читателю кажется, что он ухватил ее и понимает текст лучше.
  2. Используйте повторяющиеся конструкции состоящие из нескольких абзацев. Вариаций может быть множество. Например, один большой абзац, один средний абзац и один короткий. Затем снова.
  3. Используйте простые предложения, простые предложения с дополнениями, сложносочиненные предложения и сложноподчиненные предложения. В каждом из этих видов предложений текст будет иметь свой ритм. Самый энергичный текст — состоящий из простых предложений. Самый медленный — из длинных, сложноподчиненных предложений
  4. Читайте вслух свой текст. Если вам читать легко, словно песня, значит ритм удачен. У вас даже может сложиться впечатление, что слова сами собой превращаются в звуки. Это наиболее удачный показатель того, что текст получился с хорошим ритмом.

 

Так что же такое ритм текста после всего изученного?

Хороший текст — это музыка. Пишите, создавая свою мелодию. Чередуйте быстрый темп, и плавные переходы, чувствуйте текст. И если вы будете достаточно честны с самим собой — вы создадите свою, неповторимую, мелодию. Она не будет похожа ни на О’Генри, ни на Толстого, ни на Хэмингуэя.

Это будет ваша мелодия, ваш ритм, ваша музыка. И она будет звучать.

Вдохновения вам.

 

Получайте удовольствие от вашего текста.

«У вас должен быть этот своеобразный восторг от ритма» — говорит Валерий Панюшкин, известный журналист. 

P.S. Нашел отличное видео, где Валерий Панюшкин рассказывает коротко и очень доходчиво о ритме текста.

Текст подготовил Владимир Багненко

Другие навыки письма:

 

25. ноября 2014 by Admin
Categories: Блог, Навыки письма |
Оставить комментарий

Ритм в копирайтинге, или Как стать дирижёром своего текста / Текст-уник

Ритм текста – что это?

Ритм есть не только у музыки, но и у текста. Чтобы его услышать, не обязательно иметь утонченный слух музыканта — достаточно ощутить, как звучит текст при чтении.

С ритмом статьи все в порядке, если она читается легко. Если информация воспроизводится как сложная теорема, текст надо упрощать. Правильно заданный ритм — это дробление на части, отсекание лишнего, расстановка пауз и точные смысловые акценты. Хороший ритм и яркий сюжет держат в плену, даже если читаешь молча.

Услышать ритм несложно, гораздо сложнее выдержать его в тексте.

Зачем тексту нужен ритм

Каждый копирайтер подает информацию по-своему.

Кто-то не любит списки, но умело использует абзацы, интригует подзаголовками и незаметно чередует простые предложения со сложными. Кто-то грамотно вставляет перечни, но безбожно наводняет текст штампами, пассивными оборотами, увлекается нагромождением слов. Кто-то излагает по существу, но делает это монотонно, скучно, без эмоций.

Чтобы контент улучшить, его надо отредактировать. Редактирование — это индивидуальный подход к каждой статье. А если вычитываете не только своё, но и чужое, — то и к каждому автору.

Частично исправить текстовый контент можно с помощью ритма. Он не устранит всех ошибок в изложении, но значительно улучшит его восприятие.

Сравните эти два фрагмента.

Как было.

Говорят, что у страха глаза большие, и мне поначалу тоже каждое ТЗ казалось невероятно сложным. Чтобы этого избежать, копирайтеру следует по нескольку раз перечитывать все требования в техзадании, идти гуглить неясности и вникать в каждое слово. Если задача не закрывается, надо обращаться  с вопросами к заказчику, объясняя при этом, что вы новичок.

Как стало.

У страха глаза большие. Поначалу каждое ТЗ мне казалось невероятно сложным.

Как быть в такой ситуации? Перечитывать требования по нескольку раз и вникать. Гуглить неясности. Если вопросы не закрываются, обращаться к заказчику — он же знает, что вы новичок.

Ритм улучшает читабельность. С его помощью оживить можно и откровенно слабый текст. Хотите стать успешным копирайтером — учитесь писать в ритме, который легко доносит содержание. 

Анализ ритмичного и неритмичного

Бывает, откроешь статью и прочувствуешь ее на одном дыхании. Написана толково. Читается быстро. В ней всё понятно до мелочей. А бывает, смотришь на текст, а там одни буквы — и ни конца им ни краю. Они действуют как снотворное: туманят разум и давят на мозг, растворяя все мысли в прозрачной дымке.

Почему так происходит? Тексту задан тяжелый ритм.

Например.

Ни для кого не секрет, что в силу разных обстоятельств идеальный текст у копирайтера получается далеко не всегда. Поэтому во избежание недоразумений со стороны заказчика копирайтеру следует смотреть на ситуацию сотрудничества трезво, всегда взвешивая «за» и «против» касательно сложностей техзадания, анализируя и оценивая по существу свои реальные силы, вероятные страхи и профессиональные возможности.

Что портит этот текст?

  • Тяжеловесные обороты
  • Повышенная водность.
  • Обилие канцеляризмов, штампов и клише.

Когда предложения перегружены, текст кажется сложным. Его трудно осмыслить, запомнить.

А если все предложения короткие?

Казалось бы, облегчили структуру, отрезали лишнее — должно получится хорошо! Ан нет, результат практически тот же. Текст из целого вороха коротких предложений читать неприятно. Слова режут слух, как монотонные удары тяжелого молота.

Например

Вы начинающий копирайтер? Ваш текст не приняли? Не паникуйте! Ошибаются все. Даже опытные. Думайте трезво. Анализируйте ситуацию. Боритесь со страхом. Тренируйте силы. Цените поддержку. Равняйтесь на лучших. Скоро все получится!

Текст из множества коротких предложений часто звучит, как поток лозунгов.

Как же доносить мысли, чтобы читатель не спотыкался? Писать по-человечески, точнее — на языке своей ЦА. Связная убедительная речь с разными по длине предложениями усваивается лучше.

Например.

Волнуетесь, что не напишете заказчику достойный текст? Не паникуйте. Посмотрите на ситуацию трезво. Сомневаются в собственных силах даже опытные, а у начинающих копирайтеров это явление сплошь и рядом. Остановитесь. Справиться с сомнениями и стать увереннее — это реально.

Статья увлекает, если в ней постоянно меняется ритм.

Как задать правильный ритм

Все зависит от темы статьи, ее задач, вида публикации и аудитории, под которую пишете. Чтобы уловить ритм текста в копирайтинге, можно воспользоваться следующим:

  1. Читать вслух и тут же выравнивать «колючие» места.
  2. Писать тексты под музыку. Ее эмоциональный фон должен соответствовать эмоциям, которые хотите отразить в содержании.
  3. Писать под настроение. Если вас распирают чувства — положительные или негативные — ритм в предложениях выстраивается интуитивно, и текст пишется сам собой. Пользуйтесь этим моментом! На всплеске эмоций может родиться шедевр.

А если дедлайны почти на носу, а творческого подъема нет? Как написать ритмичный текст без вдохновения?

Способы ритмического воздействия

Когда творческого порыва нет, переключите внимание на то, что подымет вам настроение. Немного отдохнули? Теперь включайте таймер и действуйте строго по ТЗ — ритм в тексте отредактируете позже.

Для этого существуют специальные техники. 

  • Рваный ритм. Он привлекает своей асимметрией: разные по длине слова, предложения, абзацы чередуются в удобном для восприятия темпе.

Как такое создать?  Если абзац состоит только из длинных предложений, одно из них я разрезаю на куски. В абзаце все предложения короткие — значит, соединяю их по смыслу и звучанию. Перечитываю и варьирую длинные предложения (абзацы) с короткими. Когда «стригу» и «сшиваю», слежу, чтобы ритмичный текст не терял смысловую нить. Это важно.

  • Микровзрыв. Чем еще удивить читателя? Неожиданным изменением темпа и выделением главного. Я делаю это так: пишу несколько предложений примерно одинаковой длины и структуры — усыпляю бдительность. Потом отдельным абзацем добавляю «взрыв» — важное утверждение, краткий вопрос или восклицание. Или предложение-схему, как сделала это ниже.

Что в итоге? Всплеск эмоций → темп изменяется → внимание заостряется.

Выделять главные мысли отдельными блоками, в том числе и цитатами, — это тоже техника микровзрыва. С чем ее сравнить, чтобы было наглядно? У меня этот прием ассоциируется с картинкой, которая ниже. 

Когда на одинаковой скорости все время едешь по прямой, недолго и уснуть. Впереди всё ожидаемо, всё очевидно, уныло и скучно. Но что это? Взрыв?! Мозг фиксирует опасность — и нудное движение мгновенно превращается в гонки на выживание.

Непредсказуемость заставит изменить не только скорость, но и направление. 

  • Нарастание. Накал страстей провоцирует эмоции. Хотите убедиться? Возьмите прилагательные из одного синонимического ряда, выстройте их по возрастанию эмоционального окраса — и увидите, как оживится ритм вашего текста.

Этот щедрый подарок станет той необходимой, значимой, ценной вещью, которая будет напоминать ей о тебе.

А вот отрывки из статьи «Как перестать бояться, что ваш текст не устроит клиента…», где эмоциональный окрас нарастает с помощью глаголов.

«Я не смогу. Завалю проект. Заказчик раскритикует мой текст и напишет негативный отзыв» — как часто вас посещают подобные мысли?

Задавать клиенту вопросы страшно. Предлагать заполнить бриф еще страшнее. А брифовать голосом — вообще что-то из разряда фантастики.

Техника нарастания эффективно воздействует на читателя. Применяйте ее в копирайтинге, чтобы подогреть покупательские эмоции. Ослабить страсти поможет техника спада.

  • Завораживающие повторы.

Повторение букв и слов в копирайтинге активно используют неймеры. Повторение слов, словосочетаний, а то и целых фраз работает в рекламных текстах и продающих статьях. Но я убедилась, что применять этот прием надо с осторожностью — возможен обратный эффект. 

Одно время на «Русском радио» зачастили рекламировать таблетки от головной боли. Всякий раз, услышав эту рекламу, я бежала выключать приемник. Занудный женский голос страдальчески твердил: «Коли болить голова…, коли болить голова…, коли болить голова…»

Ничего не помню больше из текста: ни название препарата, ни особенностей приема — в мозг въелся лишь сплошной негатив. Эти беспощадные повторы и стоны провоцировали во мне дикую головную боль. Ту самую, которой я всегда так боялась! Ту самую, что практически на сутки выводила меня из строя.

Надеюсь, внимательный читатель увидит в цитате не только историю о негативном примере повторов, а чуточку больше 😉 Что именно — хотелось бы прочесть в комментариях!

А суть-то в чем?

Хороший копирайтер задает ритм тексту, как дирижер оркестру. 

Списки, абзацы, подзаголовки, интонация разделительных знаков, контроль «воды», смена слов в предложениях, микровзрывы, повторы, нарастания, спады — те приемы, которыми стоит пользоваться. Их применяю и я. Но скорее интуитивно, чем целенаправленно. Конечно, есть и другие техники. Буду признательна, если расскажете о них в комментариях. А для желающих написать статью есть «Приглашение» от коллективного блога копирайтеров!

 

 

Ритм ночи — Корона | Перевод и текст песни | Слушать онлайн

Это ритм ночи
Это ритм моей жизни

Ты принес мне радость на мое лицо
О, солнце в пустом месте
Возьми меня, чтобы повернуться и детка, я заставлю тебя остаться

О, я может облегчить тебе твою боль
Почувствуй, что ты снова даришь мне любовь
Мы идем по кругу, каждый раз, когда я слышу, как ты говоришь

Это ритм ночи
Ночь, о да
Ритм ночи

Это это ритм моей жизни
Моя жизнь, о да
Ритм моей жизни

Ты не научишь меня любить и учиться
Мне нечего будет тосковать
Подумай обо мне и сожги и дай я держу тебя за руку

Я не хочу смотреть в глаза миру в слезах
Пожалуйста, подумай еще раз Я стою на коленях
Спой мне эту песню
Нет причин раскаиваться

Я знаю, ты хочешь сказать это

Это ритм ночи
Ночь, о да
Ритм ночи

Это ритм моей жизни
Моя жизнь, о да
Ритм моей жизни

Это ритм ночи
Ночь, о да
Ритм ночи

Это ритм моей жизни
Моя жизнь, о да
Ритм моей жизни

Это ритм ночи
Ночь, о да
Ритм ночи

Это ритм моей жизни
Моя жизнь, о да
Ритм моей жизни

Это ритм ночи.
Это ритм моей жизни.

Ты — улыбка на моём лице.
Оу, освещающая безлюдные места. Заставь
Меня обернуться и, малыш, я заставлю тебя остаться.

Оу, я могу облегчить твою боль.
Сделать так, чтобы ты любил меня снова.
Мы идём по кругу, и каждый раз я слышу, как ты говоришь:

Это ритм ночи.
Ночи, о да.
Ритм ночи.

Это ритм моей жизни.
Моей жизни, о да.
Ритм моей жизни.

Не говори мне как любить и учиться.
Я буду лишь томиться.
Думай обо мне и пылай, позволь мне держать твою руку.

Я не хочу предстать перед миром со слезами.
Пожалуйста, подумай хорошенько, ведь я же на коленях.
Спой для меня ту песню.
Не о чем сожалеть.

Знаю, ты хочешь сказать это.

Это ритм ночи.
Ночи, о да.
Ритм ночи.

Это ритм моей жизни.
Моей жизни, о да.
Ритм моей жизни.

Это ритм ночи.
Ночи, о да.
Ритм ночи.

Это ритм моей жизни.
Моей жизни, о да.
Ритм моей жизни.

Это ритм ночи.
Ночи, о да.
Ритм ночи.

Это ритм моей жизни.
Моей жизни, о да.
Ритм моей жизни.

.

Ритм внутри — Loïc Nottet | Перевод и текст песни | Слушать онлайн

Ритм внутри

Ритм внутри

Слушайте звук грома
Катится в душе под
Глубоко под кожей он грохочет
Шаг к шагу барабана, который катится внутри

Будь вы врагом или любовником
Мы пришли сюда, чтобы открыть
Сердце, которое бьется друг в друге
Мы собираемся ра-па-паб, ра-па-паб
Мы собираемся ра-па-пааб сегодня вечером

И если мы умрем завтра
Что мы должны показать?
Для злых путей ниже
Ритм внутри говорит нам
Мы можем летать завтра
На прекрасном ветру, который дует
На космическом треке, любовная атака
Я собираюсь вернуть этот ритм

Будь ты врагом или братом
Нас посадили сюда, чтобы открыть для себя
Сердце, которое бьется друг в друге
Мы собираемся ра-па-па, ра-па-па
Мы собираемся ра-па-пааб сегодня вечером

И если мы умрем завтра
Что мы будем нужно показать?
Для злых путей, ниже
Ритм внутри говорит нам
Мы можем летать завтра
На прекрасном ветру, который дует
На космическом треке, любовная атака
Я собираюсь вернуть этот ритм

Gonna ra-pa- pab, ra-pa-pab
Мы собираемся ra-pa-pab сегодня вечером
Мы собираемся ra-pa-pab, ra-pa-pab
Мы собираемся ra-pa-pab сегодня вечером

Слушай звук грома
Который раскатывается в твоей душе
Глубоко под кожей он гремит
Удар за ударом, словно барабан, играющий внутри

Будь ты врагом или любимцем
Мы заброшены сюда, чтобы раскрыть
Сердце, которое бьётся внутри других таких же
Мы собираемся по-ко-рить, по-ко-рить
Мы собираемся по-ко-рить эту ночь

И если завтра нам сужденонуть
То что мы должны показать?
По грешным дорогам прямо вниз
Ритм внутри говорит нам
Мы можем завтра улететь
На прекрасном ветре, что дует
По космической дорожке, в любовной атаке
Я собираюсь получить ритм обратно

Я заброшены сюда, раскрыть
Сердце, которое бьётся внутри других таких же
Мы собираемся по-ко-рить, по-ко-рить
Мы собираемся по-ко-рить эту ночь

И если завтра нам суждено погибнуть
То что мы должны показать?
По грешным дорогам прямо вниз
Ритм внутри говорит нам
Мы можем завтра улететь
На прекрасном ветре, что дует
По космической дорожке, в любовной атаке
Я собираюсь получить ритм обратно

Мы собираемся по-ко-рить, по-ко-рить -рить
Мы собираемся по-ко-рить эту ночь
Мы собираемся по-ко-рить, по-ко-рить
Мы собираемся по-ко-рить эту ночь

.