Содержание

Горные перевалы в Киргизии: описание, список перевалов
























Перевал

Высота

От

До

Область

Заметки

Ала Баш

2365

Балыкчи

Боконбаева

Иссык Куль

В долине Конгур Олен

Беурайлу

3268

Баетова

Таш Рабат

Нарын

Часто закрыто

Чапчима

 

Кербен

Джани Базаар

Джалал Абад

Закрыто зимой

Чапчима

3822

Каракол

Енилчек

Иссык Куль

 

Жалпек Бел

3890

Sary Bulak

Есе Нарын

Нарын

На границе с Иссык Кулем

Калдама

3062

Казарман

Джалал Абад

Джалал Абад

 

Кара Буман

 

Казарман

Джалал Абад

Джалал Абад

Закрыто зимой

Кара Буура

3302

Талас

Джалал Абад

Талас

На границе с Джалал Абадом

Кара Коо

 

Ак Талла

Казарман

Нарын

На границе с Джалал Абадом

Каракол

3485

Суусамыр

Кочкор

Нарын

На границе с Чуем

Керургунту

3907

Ак Сай

Кара Сай

Нарын

На границе с Иссык Кулем

Кереге Таш

3684

Ece Naryn

Барскоон

Иссык Куль

Статус не прояснен

Кулак Ашу

 

Баетова

Таш Рабат

Нарын

Часто закрыто

Кынды

3102

Ак Сай

Кара Сай

Нарын

В пограничной зоне

Кырк Кыз

3223

Кызыл Ой

Токтогул

Нарын

Статус не прояснен

Кызарт

2664

Кочкор

Чаек

Нарын

 

Отмок

3330

Суусамыр

Талас

Талас

На границе с Чуем

Сан Таш

 

Туп

Джергален

Иссык Куль

 

Шамси

3573

Шамси

Кочкор

Чуй

На границе с Нарыном

Тнр Джайлоо

2465

Кызыл Ой

Токтогул

Нарын

На границе с Джалал Абадом

Терек

 

Токтогул

Талас

Талас

На границе с Джалал Абадом

Тездуу Суу

1971

Кызыл Ой

Токтогул

Джалал Абад

Статус не прояснен

Замерзшие красавицы, теленок — тайны названий горных перевалов Кыргызстана

Сегодня мы расскажем о знаменитых высокогорных перевалах с интересными названиями, которые находятся на основных трассах республики: Бишкек — Нарын — Торугарт и Бишкек — Ош. Sputnik Кыргызстан побеседовал с топонимистом, географом Темиркулом Эшенгуловым и узнал об истории возникновения и этимологии названий горных перевалов на территории Кыргызстана. 

©
Sputnik / Табылды Кадырбеков

Топономик, географ Темиркул Эшенгулов

Перевал, согласно Большому энциклопедическому словарю, означает понижение в гребне горного хребта, то есть это наиболее низкое и доступное место для перехода с одного склона хребта на другой, обычно между соседними речными долинами. У кыргызов есть несколько слов для обозначения перевалов: «мойнок» (крутой горный перевал, буквальный перевод — шея), «бел» (горный хребет, буквально — талия, поясница), «арт» (переход — употребляется в географических названиях, от слова «артуу» — перейти, переходить), «даван» или «дабаан» (горная вершина, слово в этом же смысле также встречается у народов Южной Сибири, Алтая, Тывы, Якутии).

Даван употребляется при обозначении мест, где нет особых трудностей в преодолении горных хребтов, но в географическом смысле даван и бел схожи. Слово «даван», как и слово «арт», в кыргызском языке уже стало архаизмом и редко употребляется в повседневной речи. «Арт» встречается в названиях перевалов в горах Иссык-Куля и Нарына, это слово можно встретить в трудах Махмуда Кашгари (ХI век). На юге республики слово «арт» по отношению к перевалам почти не употребляется. Слово «мойнок» также употребляется в названиях перевалов, по которым легко можно перебраться из одной долины в другую, — например, Ак-Моюн, Кок-Мойнок. Также при разговоре о горных перевалах встречается слово «ойюлма» (от производного слова «оймо» — узор, «ойюлма» — буквально резьба, резной). Слово применяется к описанию горной тропы или дороги на перевале. Сейчас так называют серпантины.

Если выехать из Бишкека в сторону Торугарта, то по дороге на Тянь-Шань придется преодолеть несколько перевалов.

Кубакы (Куакы)

©
Sputnik / Табылды Кадырбеков

Трасса в Нарынской области

После пересечения красивейшего Боомского ущелья есть два пути чтобы попасть в Кочкорский район Нарынской области. По одной дороге необходимо заехать в город Балыкчи (Иссык-Кульская область) и далее в Кочкор, а по другой можно выехать по мосту через реку Чу на ответвление трассы, ведущей к перевалу Кубакы (Куакы).

Перевал расположен между долинами Орто-Токой и Байдамтал и считается опасным — проезжать его разрешается только на легковом или грузовом авто, пассажирским автобусам проезд по Кубакы запрещен. Его высота — 2350 метров над уровнем моря.

Топоним происходит от кыргызского слова «кубарып» (желтеть, увядать). В силу географического расположения растительность здесь низкая, а трава быстро жухнет. Если встать на вершине перевала и оглядеться, можно увидеть, что горная флора имеет унылый вид, а почва будто покрыта лишайником. 

Долон

После того как путник добрался до Кочкора (в Нарынской области), чтобы попасть в Нарын, ему предстоит преодолеть знаменитый перевал Долон. Его высота над уровнем моря — 3030 метров. Про строительство первой автомобильной дороги на этом перевале с очень крутыми серпантинами в советское время был снят фильм «Я — Тянь-Шань». Позже дорогу реконструировали — подъем и спуск стали пологими и более безопасными.

Есть три версии топонима перевала. По одной она связана с одной из значимых персон в кыргызской санжыре (книга с описанием родословных разных родов кыргызского народа) Долон-бием (судья). По легенде Долон-бий во время длительного пути остановился перекусить и отдохнуть в этом месте, так как летом в ущелье очень красиво и прохладно под сенью деревьев. Люди, описывая перевал, так и говорили: там, где отдыхал Долон-бий. Таким образом название укрепилось.

По второй версии, которая описана в книге Доолотши Исаева, название перевала происходит от монгольского слова «долоо», что означает число «7». На территории Кыргызстана очень много топонимов и понятий, имеющих монгольские корни. По поверью, во время похода монголов на запад войска переходили этот перевал, который тогда насчитывал семь серпантинов.

Еще по одной версии топоним имеет иранские корни — по-персидски «долон» означает перевал.

Кызыл-Бел

После Долона дорога приведет в город Нарын, а далее, чтобы попасть на границу с Китаем (перевал Торугарт), нужно преодолеть еще небольшой перевал Кызыл-Бел. Он расположен недалеко от Нарына по дороге в село Ат-Баши. Высота его — 2484 метра над уровнем моря.

Топоним простой — «кызыл» переводится как красный. Очевидно, это связано с цветом горных пород, которые состоят преимущественно из суглинка. Подобный топоним встречается часто в Кыргызстане и применяется по отношению как к местности, селам, так и к перевалам и речкам. Перевал с таким же названием есть в Чаткале (Джалал-Абадская область), а в Баткенской области недалеко от границы с Таджикистаном есть село Кызыл-Бел.

Торугарт

©
Фото / пресс-служба правительства / Алишер Алиев

Перевал Торугарт находится в Ат-Башинском районе в горах Тянь-Шаня на кыргызско-китайской границе

Перевал Торугарт находится в Ат-Башинском районе в горах Тянь-Шаня на кыргызско-китайской границе, недалеко от озера Чатыр-Куль. По пути вам встретится знаменитый исторический памятник Таш-Рабат. Высота перевала — 3752 метра. Дорога входит в приграничную зону, и попасть на перевал без разрешения не получится.

Топоним происходит от слов «тору», что в переводе значит гнедой, и «арт» — перевал. Возможно, такое название возникло из-за золотисто-красного цвета глиняных пород в этих горах.

Мэлс-Ашуу

В Нарынской области как в самом горном регионе страны практически на всех дорогах есть перевалы, различные по высоте и опасности. Поэтому остановимся лишь на нескольких из них. 

Из Ат-Башинского котлована по узкой горной дороге можно попасть в Ак-Талинский район. По дороге нужно преодолеть перевал с очень интересным названием Мэлс. Его высота — 3420 метров над уровнем моря.

Топоним происходит от начальных букв фамилий идеологов социализма и коммунизма — Карла Маркса, Фридриха Энгельса, Владимира Ленина и Иосифа Сталина.

Кара-Коо

Расположен на дороге Нарын — Казарман (Тогуз-Тороуский район Джалал-Абадской области). Высота перевала — 2800 метров над уровнем моря. Несмотря на то что он относительно невысок, это один из самых опасных и крутых перевалов республики с множеством серпантинов. При этом путнику по факту надо преодолеть один за другим более десяти маленьких перевалов.

Топоним происходит от «кара» (в данном случае переводится не как черный, а как большой, внушительный, величественный) и слова «коо» — видоизменного иранского слова «кук», которое переводится как высокий. 

Кызарт

Из Кочкорки, преодолев перевал с красивым названием Кызарт, можно попасть в Джумгальский район Нарынской области. Кызарт находится между горами Сандык и Кызарт, его высота составляет 2664 метра над уровнем моря.

Топоним перевала состоит из двух слов — «кыз» и «арт» — и означает «Девичий перевал». Первая часть переводится как девочка, девушка, а второй компонент названия — древний кыргызский термин, который собственно и обозначает перевал.

Существует легенда, по которой в очень солнечный праздничный день 40 дочерей хана (по одной из версий, дочь и сопровождающая ее свита), нарядившись в легкие платья, выехали на прогулку (по другой версии — дочь хана выехала навстречу возлюбленному). По пути они встретили бедную девушку, которая была одета в старую шубу, и по ее просьбе взяли ее с собой. В горах погода резко испортилась, началась метель, и девушки, одетые в летние платья, сильно замерзли и погибли. А бедная девушка осталась жива благодаря своей старой шубе. Поэтому теперь в народе перевал, где постоянно дуют холодные ветры, называется Кызарт.

Калмак-Ашуу

Из Кочкорки, не доезжая до перевала Долон, есть ответвление дороги, по которой через село Толок можно попасть на озеро Сон-Куль. На этой горной дороге расположен перевал Калмак-Ашуу. Его высота — 3447 метров над уровнем моря. Это самый безопасный путь на высокогорное озеро.

Топоним связан с этносом «калмак» (калмык), представители которого правили в этой местности в XVII веке. С калмаками связаны и названия села и маленькой речки в Чон-Кеминской долине, которые также называются Калмак-Ашуу.

Тескей-Торпок

На озеро Сон-Куль можно попасть и по Тескей-Торпоку, который считается одним из красивейших перевалов Кыргызстана. В народе из-за большого количества поворотов на горном серпантине за ним закрепилось необычное название 33 попугая. Высота перевала — 3133 метра над уровнем моря.

Топоним происходит от слов «тескей» (тескей — теневая, несолнечная сторона, обычно северный склон горы) и «торпок», что в переводе означает теленок. В ущелье Тескей-Торпока находится небольшой, но очень красивый водопад с одноименным названием.

Молдо-Ашуу

С озера Сон-Куль через перевал Молдо-Ашуу можно добраться до Ак-Талинского района Нарынской области. Его высота — 3243 метра над уровнем моря. Топоним происходит от слова «молдо», у которого несколько значений. Молдо — мулла, священнослужитель, но раньше это слово употреблялось и по отношению к образованным людям (обычно окончившим медресе (мусульманскую школу) и владеющим арабской грамотой). По преданию, в этом регионе проживал известный молдо, который учил детей и был для своего времени очень прогрессивным. Он часто переходил этот перевал летом, чтобы перегнать скот на пастбища Сон-Куля. Так в народе и закрепилось название перевала, который интересен тем, что у него много крутых серпантинов.

Вообще, перевалов в Нарынской и Иссык-Кульской областях куда больше, но мы рассказали о самых значимых, которые расположены по стратегической трассе — Бишкек — Нарын — Торугарт и близ нее. 

Тоо-Ашуу

©
Фото / Александр Федоров

Перевал Тоо-Ашуу на автодороше Бишкек — Ош

Если выехать из Бишкека в сторону трехтысячелетнего города Оша, то первым и, наверное, самым величественным перевалом на этой трассе будет Тоо-Ашуу. Это один из самых высоких перевалов Кыргызстана — его высота 3586 метров над уровнем моря. Расположен Тоо-Ашуу в горах кыргызского Ала-Тоо в районе города Кара-Балта на участке дороги Бишкек — Ош, ведущей из Чуйской долины в Суусамырскую.

В переводе с кыргызского Тоо-Ашуу означает «верблюжий перевал». У кыргызов и многих других народов часто названия рек и местностей связаны с животными или растениями. В науке названия, связанные с названиями животных, называются «зоотопонимами», а с растениями — «фитотопонимами». Есть версии, что через этот перевал проходило множество верблюдов или их разводили в той местности, но они не доказаны. Возможно, что зоотопоним «Тоо-Ашуу» возник как сравнительный. Верблюд в регионе считается одним из самых крупных животных, и очевидно, что высокий перевал сравнивали с этим животным. Таким образом и появилось название.

Улар-Ашуу

©
Фото / Александр Федоров

Перевал Тоо-Ашуу на автодороге Бишкек — Ош

Этот перевал расположен чуть восточнее места, где на перевале Тоо-Ашуу находится туннель. Первая дорога из Чуйской долины в Суусамырскую, проложенная еще в военные годы, была очень крутой, с множеством опасных серпантинов и проходила по самой вершине горы. Высота перевала Улар-Ашуу — 3722 метра над уровнем моря, что на 136 метров выше, чем Тоо-Ашуу. В 1960-х годах дорога была реконструирована, в ней пробили туннель, чтобы сделать путь безопасным, а название Улар-Ашуу стало забываться. Теперь над двумя перевалами закрепилось общее название — Тоо-Ашуу.

Топоним происходит от птицы улар (горная индейка), которая считается редкой и занесена в Красную книгу. Улар обитает в горах и с наступлением лета поднимается очень высоко к вершинам. В зимний период он спускается ближе к низовьям. У кыргызов улар считается священной птицей.

Отмок

©
Sputnik / Табылды Кадырбеков

Арка у автодороги в Таласской области

После пересечения Суусамырской долины у трассы есть северное ответвление, которое ведет на родину Манаса. Перевал Отмок расположен на западной стороне долины и соединяет ее с Таласской долиной. Высота перевала над уровнем моря — 3330 метров. Раньше дорога была довольно опасной, но не так давно часть ее реконструировали, и теперь она более пологая и безопасная. На перевале мало серпантинов, но очень долгие затяжные подъемы.

Топоним происходит от кыргызского слова «отмок», что означает переход. В названии заложено пожелание путнику без сложностей перейти это место и быстрее закончить трудный путь.

Ала-Бель

Этот перевал расположен по дороге Ош — Бишкек на участке между Суусамырской долиной и ущельем Чычкан (в переводе означает «мышь») в Токтогульском районе. Высота перевала Ала-Бель над уровнем моря составляет 3 642 метра. Из-за такой высоты тут почти круглый год лежит снег и дуют холодные ветры. Дорога считается опасной, хотя она и без множества серпантинов. Дело в том, что тут затяжные подъемы и спуски, которые в непогоду быстро покрываются тонким слоем льда, хотя визуально дорога остается чистой и без снега.

Топоним происходит от кыргызских слов «ала» (пестрый) и «бель» — перевал. Буквальный перевод — «пестрый перевал», но по отношению к горам слово «ала» звучит как «горы с вечным снегом». Такой же смысл в названии кыргызского хребта Ала-Тоо.  

Перевал Чыйырчык

Далее по дороге до Оша высоких перевалов больше нет, если не считать опасный проезд через горные ущелья от Токтогула до Таш-Кумыра. Но в 40 километрах к югу от южной столицы по дороге, ведущей к селу Гульча, есть небольшой перевал Чыйырчык. Это первый перевал на Восточном Памирском тракте — дороге, ведущей из Оша в таджикский Хорог. Этот перевал не очень высокий — его высота над уровнем моря всего 2400 метров.

Название происходит от слова «чыйырчык», что в переводе означает скворец. Эти птицы не могут летать высоко и выбирают путь для перелетов в обход гор. В этой местности проходит один из путей миграции скворцов, поэтому перевал назвали Чыйырчык.

На участке Памирского тракта от Оша до Хорога путнику надо преодолеть три высокогорных перевала: Талдык (3615 метров), Кызыл-Арт (4280) и Ак-Байтал (4655). Кстати, последний является одним из самых высоких перевалов в мире, по которым проходит автомобильная дорога. Но о них и других интересных местах Кыргызстана мы расскажем в следующих беседах с географом и топонимистом Темиркулом Эшенгуловым.

Ущелья, перевалы Кыргызстана | Бишкека

Ущелье Кёл-Тор


             Мы с семьей уже несколько раз отдыхали в Киргизии, но до
этого выбирали Суусамырскую долину для кумыза лечения. А в этот раз немного
изменили маршрут и отправились в ущелье Кёл-Тор.


           Вообще, Киргизия удивительная. Исключительная природа,
нетронутая цивилизацией. Чистейший горный воздух. Все это отлично
восстанавливает здоровье после жизни в крупных городах.


           А какие здесь люди! Местные жители очень доброжелательны.
Всегда придут на помощь, если к ним обратиться. Они искренне рады туристам. Но
их образ жизни значительно отличается от нашего. И детки с 11-12 лет считаются
почти взрослыми, трудятся наравне с родителями. Мы повстречали мальчика 12 лет,
который все лето работал пастухом далеко от дома один.


          Ущелье Кёл -Тор славиться своим «мертвым озером». Вода в нем
просто волшебная, необыкновенного ярко-бирюзового цвета. А еще в еловом лесу
вокруг водоема полно ягод. Наши ребятишки объелись черникой, земляникой,
костяникой. Выезжая из дома мы поняли, что забыли одну сумку с вещами.
Расстроились, так не хотелось возвращаться. Но сервис в Кыргызстане сегодня
стал на уровне. Посчастливилось арендовать весь недостающий инвентарь недорого.
Так что сюда ездить отдыхать теперь не только приятно, но и удобно.

Перевал
Кара-Кече

    Почти 85%
всей территории Кыргызстана занимают горы, поэтому любое передвижение по стране
подразумевает пересечение горных перевалов. Они соединяют разные туристические
направления и сами по себе являются уникальными достопримечательностями,
созданными самой природой. Перевал Кара-Кече, находящийся на высоте 3384 метра
над уровнем моря, удивит путешественников волшебными ландшафтами, зачарует
величием заснеженных вершин, живописными скалистыми горами. Это подходящее
место для тех, кто хочет отдохнуть от городской суеты, беспокойства больших
городов и постоянной спешки.

 

    Возьмите
рюкзак с необходимым туристическим снаряжением и отправляйтесь покорять горный
перевал Кара-Кече! Через него пролегает дорога, которая является соединительным
маршрутом для удивительных достопримечательностей – кристально чистого озера
Сон-Куль и поселения Кызыл-Ой. Разбейте палаточный городок на склонах гор,
покрытых плотным зеленым ковром, и получите удовольствие от отдыха на лоне
природы, неиспорченной благами цивилизации, в большой и дружной компании.

долина
Ак-Сай

    Высокогорная
долина Ак-Сай представляет собой живописные просторы, которые пролегли между
горными хребтами Кокшаал-Тау и Ат-Баши. Ее территория покрыта плотным ковром
зеленой травы, высоких деревьев и кустов здесь нет, лишь на северных склонах
есть заросли тянь-шаньских елей. Сложные дороги проходимы лишь для
внедорожников, поэтому в Ак-Сай едут большими компаниями, чтобы провести
размеренный отдых вдали от цивилизации на берегу одного из многочисленных
водоемов долины. Взяв с собой палатки и спальные мешки, мангал и прочие
туристические принадлежности, можно провести несколько незабываемых дней
наедине с природой!

     

Ак-Сай носит
негласное название «северного полюса» Кыргызстана – на местной
гидрометеорологической станции была зафиксирована самая низкая температура
воздуха – 53,6 градусов. Туристам, которые собираются посетить долину зимой,
рекомендуется надеваться специальные костюмы, способные сохранять тепло, и
взять напрокат надежное снаряжение, чтобы при любой погоде чувствовать себя
комфортно и уютно. Для любителей исторических находок будет интересным побывать
на месте поселения человека эпохи неолита, и походить с металла искателем,
который можно взять в прокат.

Торугарт

    На высоте
3752 метра над уровнем моря находится Торугарт – перевал, соединяющий
территории Китая и Кыргызстана. Здесь, среди скалистых гор и припорошенных
снегом вершин, пролегает автодорога, в некоторых местах настолько узкая, что во
время зимних снегопадов ее перекрывают в целях безопасности. Часть дороги около
села Ат-Баши заасфальтирована – она должна была выполнять функции взлетной
полосы в случае нападения китайцев. Туристы довольно часто пересекают этот
перевал, поскольку он входит в маршрут тура по Шелковому пути.

    

Просторы
Торугарта – идеальное место для палаточного городка. Здесь тихо и спокойно, а
красота окружающих ландшафтов завораживает. Взяв напрокат туристическое
снаряжение и спальные мешки, можно незабываемо провести отпуск вдали от
загазованных мегаполисов, наслаждаясь чистотой горного воздуха. Следует
отметить, что КПП Торугарт открыт лишь для жителей Кыргызстана и Китая, а
туристы должны иметь специальное разрешение, которое выдают органы управления в
Урумчи, чтобы без нарушений пересечь границу между двумя государствами.

долина
Кёк-Кыя

     Хотите
уединения и спокойного отдыха с семьей или друзьями? Приезжайте в долину
Кёк-Кыя! Дикие и малоизвестные места никого не оставят равнодушным:
величественные горы, зеленые плато, удивительный каньон, прорезанный водами
одноименной реки – здесь есть на что посмотреть! Долина находится в Нарынской
области в пограничной зоне.

    

Бескрайние
просторы Кёк-Кыя впечатляют. Здесь стоит остаться хотя бы на несколько дней,
чтобы получить удовольствие от тишины, слиться с природой и надышаться свежим
горным воздухом. Пригласите друзей и отправляйтесь в красочную долину с
палатками, мангалом и спальными мешками. Если у вас нет необходимого
туристического снаряжения, его всегда можно взят в аренду.

     

Природа
Кёк-Кыя настолько безупречна, что создается впечатление, что она не совершенно
не попала под влияние человека. На территории долины встречаются редкие
поселения, жители которых занимаются разведением яков. Они всегда рады гостям,
угощают национальными кушаньями и расскажут много интересного о родном крае.

ущелье
Чичкан

    На
автотрассе Бишкек-Ош расположена одна из многочисленных природных
достопримечательностей Кыргызстана – ущелье Чичкан. На высоте более 2000 метров
над уровнем моря перед туристами во всей первозданной красе открывается
живописная природа. Это одно из самых подходящих мест для семейного отдыха и
проведения отпуска большой компанией.

    

В переводе с
кыргызского языка название ущелья обозначает «мышь». Это неслучайно – здесь
водятся семейства полевок. Также путешественники имеют возможность посетить
охраняемый охотничий заказник, где обитают архары, кабаны, горные бараны,
косули и множество других представителей дикой фауны. Сюда можно отправиться в
поход с детьми и быть уверенным, что маленьким туристам прогулка чрезвычайно
понравится. Особенно интересным будет прогулка к двум озерам, расположенным на
высоте более 3 км над уровнем моря.

    

На склонах
ущелья растут величественные ели, дикие заросли барбариса и ежевики, арча.
Здесь протекает бурлящая река Чичкан, воды которой устремлены в Токтогульское
водохранилище. На ее берегу можно остановиться с палатками и провести отпуск в
хвойном лесу. Все необходимое туристическое снаряжение и вместительные рюкзаки
можно взять в прокат и провести время не только увлекательно, но и полезно для
здоровья.

Чаткальская
долина

     Для
туристов, жаждущих уединения и приятных впечатлений от отдыха, идеальным
вариантом проведения отпуска станет Чаткальская долина. Она расположена в
верхнем течении бурной речки Чаткал, между Чаткальским и Чандалашским хребтами.
Это одно из немногих мест Кыргызстана, где природа сохранилась в первозданном
виде.

     

Долина
простирается на 150 километров, ее пересекают множество водных артерий: реки,
озера, водопады. Она богата лесополосами смешанного типа, зелеными лугами,
которые кажутся просто бескрайними, лесами грецкого ореха и зарослями арчи. На
северо-востоке пролегает дорога, ведущая через перевал Кара-Буура в Таласский
регион. На севере внушительную территорию занимают ледники.

     

В
Чаткальской долине понравится всем любителям живой природы. Здесь богатая
фауна, в естественных условиях можно встретить горных козлов и снежных барсов,
косуль, лисиц и сурков. С надежным снаряжением, которое необязательно покупать,
а можно взять и в прокат, спешите так же покорить наивысшую точку долины – пик
Чаткал на высоте 4503 метра.

 

Долина Кожокелен

 Этим летом нашей большой дружной компанией отправились в
Кыргызстан. Я новичок в путешествиях, а вот муж с друзьями прошли уже многие
маршруты по нашей стране и не только. Был он ранее и в Кыргызстане. А я открыла
этот удивительный край для себя впервые.

 Как же там чудесно! Зеленые луга, на которых пасутся
множество животных, завораживающей красоты горы и прозрачные озера.
Первозданная, нетронутая цивилизацией природа. Там ты как будто приближаешься к
своим корням, лучше начинаешь понимать все законы, по которым живет планета.

 Остановились мы в долине Кожокелен. Тихое укромное место,
где даже местных жителей не много. Рядом с нашим лагерем только вольготно
прогуливались яки, а близко к стоянке подходили барсуки в поисках чего-нибудь
вкусненького.

 Так как нас было много, мы решили не везти большую часть
походного снаряжения. Как мы посчитали, выгоднее было его арендовать на месте,
так как проблем с этим в Кыргызстане нет. Зато места в машине было больше, и
ехала она легче.

 Отдохнули все на славу. Десять дней, проведенные в
Кыргызстане, остались приятным воспоминанием на всю долгую зиму. Прогулки на
лошадях, необыкновенные закаты и бескрайняя зелень – это все Кыргызстан.
Надеюсь, мы сюда еще вернемся.

 

    Каньоны Кызыл-Коргон

 В Кыргызстане мы отдыхали прошлым летом, были в долине
Кожокелен. В это раз решили выбрать горный маршрут и отправились в сторону
каньонов Кызыл-Коргон. И если в предыдущие раз нас покорила красота равнины и
густые еловые леса, то в этот раз впечатления от гор просто не передать
словами.

 Они великолепны! Одновременно и пугают, и восхищают. Мы не
профессиональные путешественники, раньше все больше отдыхали на популярных
курортах. И вот однажды мой брат приехал с Кыргызстана с охапкой завораживающих
снимков. Мы решили непременно посетить этот край. А побывав здесь в прошлом
году, единогласно определились с направлением отдыха в этом.

 

Каньоны Кызыл-Коргон не оставят равнодушным никого. Местами
это отвесные скалы, местами — более пологие спуски, которые по силам и таким
новичкам, как мы. Но я знаю, что здесь проложено множество туристических троп
разного уровня сложности. Даже если Вы не первый раз в горах, здесь точно
найдутся интересные маршруты и для Вас.

 На стоянке встретились с группой туристов-профессионалов.
Так они здесь уже четвертый раз. И все равно Кыргызстан каждый раз им интересна
и нова. А их фото с вершин завораживают!

 Так как мы неопытные скалолазы, многого необходимого
инвентаря у нас не оказалось. Но ничего страшного, выручил прокат. Все доступно
и недорого.

 Так что Кыргызстан ничем не уступает популярным
туристическим направлениям, а по многим параметрам даже обгоняет их. Но не все
это знают. А вот те, кто открыл для себя этот край, готовы возвращаться сюда
снова и снова.

 

Долина Абшир-Сай

 Хочу оставить отзыв о нашем путешествии в Кыргызстан.
Первозданная природа этого края просто покорила нас! Но начну обо всем по
порядку.

 В общем, в этот год мы решили изменить привычным
направлениям отдыха и отправиться в какое-то вовсе не раскрученное место. Среди
наших друзей есть заядлый путешественник, который рассказал нам о красотах
Киргизии. Мы решили увидеть все собственными глазами.

 Путешествовали на машине, благодаря чему посмотрели еще много
интересных мест по ходу движения. А вот когда прибыли в Кыргызстан, то
впечатления стало просто не передать словами! Это настолько нетронутый и чистый
уголок природы, что кажется будто ты оказался в одном из Диснеевских мультиков
наяву. Яркие краски зелени, луга трав, на которых пасутся стада животных,
великолепные горы, чистейшие озера…

 Остановились мы в долине Абшир-Сай, это недалеко от города
Ош. Привлекла она нас описанием чудесных водопадов. И мы не ошиблись! На
водопад можно смотреть часами. Время здесь как будто останавливается, и ты
чувствуешь, что полностью отдыхаешь.

 Больше всего впечатлил Молочный водопад. Из абсолютно
круглого отверстия в скале вырываются потоки воды! Кстати, местные жители
считают это место волшебным и загадывают тут желания. Говорят, они всегда
исполняются. Ну, мы, конечно же, загадали тоже.

 Так что, если Вы хотите отдохнуть в экологически чистом
месте, прикоснуться к тайнам природы и насладиться отличными видами,
обязательно рассмотрите Киргизию, как вариант. Уверена, вы не пожалеете.

                         Кстати, к нашему стыду, по приезду на место обнаружили, что
забыли котелок. Расстроились… Но оказалось, что это не проблема. В местных
краях есть прокаты спортивного инвентаря, где нам любезно дали в пользование
отличный котелок. Мы поняли, что вовсе не обязательно, все вести с собой.
Множество вещей можно просто арендовать, цены вполне приемлемы. Так что
Кыргызстан развивается и как туристический центр.

                        Многие иностранные путешественники сегодня выбирают
именно эти места. Поэтому туристическая сфера здесь активно развивается. На
прокат можно взять практически любое туристическое снаряжение. Местные жители
просто сияют радушием и пр

Перевалами из Таджикистана в Киргизию. Памирский тракт от Мургаба до Оша

От Мургаба начинается заключительный отрезок исторического Памирского тракта — 417 километров через горы, перевалы и таджикско-киргизскую границу из высокогорного Мургаба в равнинный город Ош Южной Киргизии.

1. После Мургаба машин на и без того пустынной трассе становится совсем немного — основной поток уходит в Мургабе на Китай через перевал Кульма, а по главной трассе Памирского тракта встречаются лишь редкие джипы в сторону Киргизской границы. А по большей части трасса совершенно пустынна. Только громады гор и дорога, уходящая вдаль…

2.

3.

4. Трасса проходит плоскими высокогорными долинами меж гор, постепенно поднимаясь вверх. Мы движемся вдоль реки Южный Акбайтал к одноимённому перевалу. Впереди — самая высокая точка нашего маршрута.

5. Перевал Ак-Байтал — самая высокая точка Памирского тракта и самый высокий перевал бывшего СССР.  Более высокие автомобильные перевалы есть только в Андах (до 4800 м) да на «Крыше мира» в Тибете на территории Китая и горной Индии (до 5500 метров). Табличка с высотой 4655 м у начала подъёма на перевал Ак-Байтал.

6. Дорога зигзагами поднимается к самой высокой точке маршрута.

7.

8. Остановка наверху. Перевал Ак-Байтал находится на водоразделе между верховьями рек Музкол (впадающей в озеро Каракуль) и Ак-Байтал (бассейн Мургаба — Пянджа — Амударьи). Взгляд с самой высокой точки в обе стороны… Оттуда, со стороны Мургаба, мы поднялись.

9.

10. А туда, к озеру Каракуль, сейчас начнём спуск.

11.

12.

13. Вскоре за перевалом на берегу покрытого льдом озера находятся остатки старой ещё царской заставы. Это первая пограничная застава, построенная в этих краях после присоединения Памира к России.

14.

15. Следующий отрезок пути проходит вдоль таджикско-китайской границы. Непосредственно вдоль трассы на протяжении нескольких десятков километров проходит старый советский пограничный забор с колючей проволокой и контрольно-следовая полоса. А сама граница проходит по горам чуть в стороне — в 5-10 километрах от дороги.

16.

17. В советское время граница строго охранялась, её постоянно патрулировали несколько погранотрядов, работали датчики движения, проверяли следы на КСП. Сейчас граница патрулируется по сути эпизодически, действующих таджикских воинских частей очень мало и они очень удалены, а от прежних времён остался только забор, который потихоньку разбирают на дрова местные.

18. Бывшие «Ворота Империи».

19.

20. Мы приближаемся к посёлку Каракуль. Раньше там базировался один из крупнейших пограничных отрядов на Памире. Воинскую часть хорошо видно на фото — сегодня здесь базируется небольшой таджикский контингент, а большая часть казарм и строений заброшена.

21. Посёлок Каракуль, расположенный на берегу одноимённого озера, — последний таджикский населённый пункт на нашем пути.

22.

23. Остановка. Простор. Горы. И ни одной живой души, кроме нас, на этом бескрайнем пространстве. Пустынно… Вот такой он, Восточный Памир…

24. Солёное бессточное озеро Каракуль находится на высоте почти 4000 метров. Озеро расположено в плоской горной котловине и образовалось около 200 миллионов лет назад на месте огромного кратера от метеорита. Это крупнейшее озеро Таджикистана. В первых числах мая оно ещё сковано льдом.

25.

26.

27.

28. Заканчиваем путь вдоль границы Таджикистана и Китая. В этом месте линия границы проходит примерно в 8 километрах от трассы — по вот этим горам. За ними — уже Поднебесная, Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР.

29. Мы же начинаем подъём на перевал Кызыл-Арт, за которым проходит граница Таджикистана и Киргизии. Вот за этим коротким подъёмом находится таджикский КПП.

Выездной пограничный контроль проходит очень быстро. Мы одни на границе сегодня, проверка паспортов, регистрации, пограничных пропусков (регистрацию и пограничный пропуск при выезде из Таджикистана забирают), беглый досмотр машины и едем дальше. Пограничники с удовольствием болтают с редкими пересекающими границу людьми, стреляют сигареты… Вообще конечно своеобразно быть пограничником в этой глуши — только представьте, Памир, горная дорога, практически безлюдные места, жуткие морозы зимой и жара летом. Летом ещё есть хоть какой-то поток по трассе, а зимой метели порой на недели и даже месяцы заметают всё вокруг… И одинокая пограничная застава, где охраняют границу 5-6 человек…

30. Сразу за кордоном — непосредственно перевал Кызыл-Арт (4280 м). И памятная стелла с гербом Таджикской ССР, картой Таджикистана и статуей горного козла.

31. Очень много снега…

32. Спуск с перевала Кызыл-Арт — самый сложный отрезок дороги на всём пути от Душанбе до Оша! Весной тает снег, и горный серпантин раскисает, превращаясь в смесь остатков льда и грязи. Если не повезёт — то здесь можно застрять очень надолго. Поднимавшийся в гору встречный грузовик застрял по самое колесо — хорошо ещё, что он нам не перегородил дорогу. Мы прошли впритирку, но грузовой машине было бы здесь не пройти, пока его не вытащат…

33. Очень сложный спуск с перевала…

Киргизский хребет, июль 2015 — фотоотчет о горном походе, часть 2: spirin_foto — LiveJournal

Продолжаем фотоотчет про Киргизский хребет (6 к.с., июль 2015). С первой частью отчета можно ознакомиться по ссылке:
— Часть 1, акклиматизационная.

Итак, пройдя первых три перевала, мы начинаем спуск по долине реки Ала-Арча, пока не отставая от графика. В первой части отчета я уже показывал озера в верховьях этой долины, но и сама речка не менее красивая: вода в ней не грязно-ледниковая, как в большинстве горных рек, а молочно-бирюзовая с бурлящими перекатами.

После обилия снега и льда глаз радуется простому и земному — траве и цветам:

Сваливаемся вниз к администрации заповедника (там уже имеются блага цивилизации: гостиница, кафе, горячий душ, электричество и проч.), находим себе укромное тенистое местечко и устраиваем дневку со всеми вытекающими (постирушки, праздник живота и т.д.). За праздными разговорами:

После дневки у нас начиналась основная техническая часть похода, и дальнейший путь лежал на ледник Учитель, под подножие пиков Корона и Семенова-Тяншанского (определяющие вершины района, чуть-чуть не дотягивающие до пятитысячников). Тропа проходит мимо красивого водопада и альпинистских стоянок у хижины Рацека, но сфотографировать я это не удосужился. А вот верхний приют альпинистов на леднике Учитель (хижина Наука) произвел на меня неизгладимое впечатление:

В этих гостеприимных стенах мы провели-таки жаркую ночку 🙂

Но расслабляться некогда, ближайшим по плану у нас значится восхождение на пик Семенова-Тяншанского (4895 м). Поднимались мы с северной стороны по маршруту 3А. Группа на подходе к вершине:

Чем выше, тем роскошнее виды. Начинаешь понимать, что земля все-таки круглая 🙂 Пока идем в связках с одновременной страховкой, рельеф позволяет:

Хотя иногда приходится вставать на четыре конечности 🙂

Антон проверяет трещину ледорубом, насколько надежен снежный мост:

Небольшой участок траверса перед определяющим вершинным взлетом:

Внизу под нами пик Байчечекей и перевал Байчечекей (его мы проходили семь лет назад, в 2008):

Подходим под берг (поперечная трещина на леднике), и далее начинается чисто ледовый склон, где приходится уже вешать веревки:

Первые 5 веревок по льду (местами достаточно крутому до 60 градусов), и потом еще полторы веревки по сильно разрушенным скалам. Саша выходит на гребень, а там у снежного карниза уже примостились Коля с Андреем:

С гребня по другую сторону открывается вид на перевал Хрустальный (3Б), который тоже у нас значился в планах и от которого мы потом отказались по причине его небезопасности:

Панорама с гребня с охватом пошире:

Последние полверевки проходят по совершенно омерзительным скалам: казалось бы, нет недостатка в каких угодно выступах, но только берешься за него рукой, как сразу понимаешь, что сейчас отломишь этот кусок скалы, и хорошо еще, если не себе на ноги. Ну а вниз лететь — это как в песне у Визбора: «А сколько он падал? Там метров шестьсот…». Пока не забил швеллер в подходящую трещину, не рискнул грузить ногами это нагромождение скальных обломков:

Женя проходит предпоследнюю веревку по скалам:

А вот он уже выходит на вершину. Йо! 🙂

Коля на скале:

Андрей крупным планом:

Вид на Корону (нагромождение скальных башен справа) и на первал Орджоникидзе (левее от Короны) с вершины пика Семенова:

Парни на вершине пишут записку:

Кстати, с вершины мы сняли весеннюю записку (март или апрель 2015) альпинистов из Владивостока. Было приятно осознавать, что до тебя тут последними побывали земляки, хоть я и уехал из Владивостока 12 лет назад.

Спускались по пути подъема, все те же шесть с половиной веревок. Вечер порадовал закатными красками:

Краски эти меняются за считанные минуты:

Апогей заката:

Честно говоря, на Семенова изрядно наломались. И даже не столько на определяющем участке, сколько на подходах, очень уж они длинные, а на спуске добавился еще и раскисший снег, в который самые тяжелые уходили по пояс. Возможно, усталости способствовало и то, что весь день с раннего утра ничего не ели и очень мало пили. Поэтому на следующий день решили устроить полудневку до обеда, а потом поближе подойти под следующий перевал. Бардак на утро после восхождения:

И спящие богатырским сном:

Следующим у нас был перевал Корона Северная (3А, 4400 м). После обеда подошли под него поближе и стали лагерем:

Ниже на фото пунктиром обозначен наш завтрашний путь подъема. Траектория смотрится несколько странно и не логично, но причина банальна: этот путь был оптимален, чтобы минимизировать риски, связанные с камнепадами, то и дело сходящими по бокам. Станции для накопления старались по возможности делать под прикрытием скальных островов, хотя это далеко не всегда удавалось. А камни, сходящие по крутому голому льду — жуткое дело. До сих пор вспоминается этот жужжаще-вибрирующий звук, предворяющий полет очередного снаряда. В общем, не ходили бы вы туда, когда лед открытый (на снегу хотя бы скорость стопорится). Посыпает по-страшному, и со всех сторон.

Но подъем на перевал нам предстоит завтра, а пока мы любуемся очередным закатом:

Перевал в вечернем освещении и башни Короны справа от него:

Утро следующего дня, и работа на подъеме (привожу несколько фото для передачи динамики — в кадре везде Антон, поскольку он шел за мной вторым и до остальных объектив плохо доставал):

К моменту, когда склон осветило солнце, мы вышли на относительно безопасный участок выше скальных островов.

Всего на подъем ушло 15 веревок, в том числе две веревки сожрал вынужденный предперевальный траверс. Заночевали на перевальной седловине — благо, место там позволяет.

Подготовка спуска с перевала на следующее утро (спуск снежно-ледовый, умеренно крутой, но короткий: ушло всего 4 веревки):

На спуске:

И после спуска:

Подойдя под перевал Хрустальный (3Б), который был у нас следующим по плану, оценили возможные пути подъема и, учитывая опыт с камнепадами на Короне Северной (июль в Киргизии выдался аномально жарким, и посыпало повсюду очень сильно), решили от перевала отказаться. Безопасного пути там просто не было (сход камней по бокам и ледосбросы по центру), а перспективы сидячей ночевки на склоне были очень велики с учетом затяжного крутого подъема. Разбиваем лагерь с прощальным видом на несостоявшийся перевал (площадки пришлось строить самим на боковой морене):

Далее по запасному варианту мы спустились в долину Аламедина. От переправы реки вброд отказались (я до сих пор вспоминаю брод этой реки в 2008 году, едва не закончившийся печально, а сейчас с учетом многодневной жары и повышенного таяния ледников уровень воды в реке еще более повысился). Пришлось спускаться далеко вниз, до моста у пансионата «Теплые ключи», а потом опять подниматься по другому берегу. Следующую часть маршрута пришлось также немного подкорректировать с учетом потерянного времени. Вместо перевала Аламединские зубья (3А) мы сразу пошли на перевал Кыргызстан (3Б, 4450 м), с подъемом по определяющей стороне (со стороны долины Салык и ледника Н.Рериха).

На подходе к перевалу Кыргызстан:

Лагерь под перевалом:

Весь вечер посыпало снегом, поэтому на следующий день подъем решили отложить на сутки, чтобы дать возможность сойти со склона всему мусору, а заодно понаблюдать за склоном в течение дня и ближе к вечеру провесить предварительно пару веревок.

Женя с Андреем ушли на предварительную обработку маршрута. Я подошел к ним поближе, чтобы сфотографировать, но даже с близкого расстояния они смотрятся маленькими козявками среди этого царства льда и снега:

Выше — последние кадры с моего фотоаппарата в этом походе. На следующий день на подъеме мне сначала было вообще не до фотографии, т.к. я был занят на страховке, а потом, когда я сменил Андрея и пошел первым, то, достав камеру на очередной станции, обнаружил, что объектив поломался, и поломался безнадежно. А объектив у меня был всего один 🙂 Может, оно и к лучшему: он был таким старым и так часто ошибался с фокусировкой, несмотря на периодические юстировки в сервис-центре, что его давно уже пора было менять. Теперь точно поменяю 🙂

Покажу еще несколько фотографий напоследок с этой тройки «б», которые я бессовестно спёр у Антона 🙂

Технические моменты на подъеме, прохождение берга (фото Антона Курбатова):

Народ мне потом долго вспоминал, что я пошел его прямо «в лоб» 🙂

Последние метры подъема, Катя выходит на перевальную седловину (фото Антона Курбатова):

Всего на подъем ушло 16 веревок, и последние шесть по довольно крутому льду. Причем, когда лезли вверх, крутизна как-то не так осознавалась (по крайней мере у меня, идущего на четырех конечностях с молотками в руках). Но когда я заглянул с перевальной седловины вниз на пройденный путь — ох ты ж ё-мое, склон уходил куда-то в никуда, смотреть было страшновато, и как-то сразу вспоминаешь про самостраховку.

Спуск с перевала Кыргызстан на другую сторону (ледник Тушинского) технической сложности не представляет (я спустился за 2 минуты на три такта до пологой части ледника, далее шли в связках по левому борту долины, легко распутывая трещины).

На этой жизнерадостной ноте и завершим, ибо визуальный материал все равно закончился, а эксплуатировать чужие фото как-то неудобно. Хотя нет, надо же напоследок лица героев в студию (фото Антона с дневки в Ала-Арче, все в сборе):

Потом у нас были еще два перевала (2Б и 1Б — Салык-Ашу и Проценко), которые дались довольно легко. Выходили в цивилизацию по долине Иссык-Ата. В верховьях этой долины я уже бывал в 2008, а сейчас вот посмотрел и нижнюю часть (по результатам сравнения могу однозначно сказать: верховья гораздо красивее, одни разливы реки чего стоят).

За все это безобразие спасибо Кате 🙂 Как она с нами управлялась, до сих пор не понимаю 🙂

Обжираловка в Бишкеке пусть останется за рамками этого фотоотчета 🙂 До новых встреч на этом полигоне!

Памирский тракт | Заключительная часть. По Киргизии: kitv — LiveJournal

Порой, моя жизнь напоминает изгибы крутого серпантина, вроде такого. Сегодня тут, завтра там… Что скрывает за собой новый поворот? За последние несколько недель я успел побывать почти во всех крупных городах Хорватии, проехаться по Адриатическому шоссе; Успел заглянуть в Минск и прогуляться по Киеву. Да все никак не хватало времени закончить серию Памирского тракта. Сегодня я это наконец сделаю. Расскажу о последней части дороги от границы Таджикистана до киргизского города Ош.

01. Итак, мы попрощались с Таджикистаном, и мчимся в сторону Киргизии.

02. Впрочем мчимся — это я конечно приукрасил. Да… На то она и нейтральная сторона, что никому до нее дела нет.

03. Здесь расположен участок самой плохой дороги на всем тракте. Теперь кажется понятно почему Эргаш не хотел сюда ехать… )

04. Порядка 20 километров, по факту, никому не нужной дороги.

05. В том числе не простой, особенно весной, глиномесный перевал Кызыл-Арт (4282 м.)

06. Следы дорожных служб, как водится во всем Таджикистане, есть и здесь. Но,

07. встретил нас лишь пес работников службы. Остальные находились в «прекрасном расположении духа», и на призывы не отвечали. Даже несмотря на тот факт, что мы привезли им канистру с топливом, заботливо переданную пограничниками. Зачем топливо работникам которые ничего не делают? Наконец достучавшись, мы указали им на застрявший грузовик наверху перевала, на что в ответ, они лишь махнули рукой. Мол, все нормуль, так и должно быть! )

08. Что же, наше дело передать топливо и информацию, и ехать дальше. Так мы и поступили.

09. Здесь еще предостаточно тающего снега.

10. Высота где-то 4000 метров.

11. Кто-то решил не испытывать судьбу, и подождать до лета… Шучу конечно, но возле машины и внутри кабины, никого не было.

12. Перевал идет вдоль красной реки Кызыл-Су (с какого-то языка она так и переводится — «красная вода»).

13. Действительно красная, особенно контрастно выглядит на фоне тающего снега.

14. Непуганые сурки, размером с добрую собачку, деловито вылезают из своих нор, или ныряют куда-то в дыру, расположенную прямо на дороге.

15. Асфальта здесь не было никогда. В советские времена, из-за бесконечного спора райкомов, и обкомов. Ну а в наши дни рыночной экономики, и подавно…

16. Вскоре мы доехали до пограничной заставы Бордоба, Ошского ПО, где нас детально обследовали, с помощью молодой собачки, поставили штампы о пересечении границы, и отпустили восвояси.

17. Киргизия встретила нас сплошным снежным покровом. Как-будто мы поднялись еще выше над уровнем моря, хотя на самом деле спустились до уровня 3200 метров. Может потому что едем с юга на север? )

18. На подъезде к пограничному селу Сары-Таш, встретились инфраструктура радиолокационной разведки, кажется в заброшенном состоянии. Китай видимо «слушали»? )

19. Село Сары-Таш с населением что-то около 1500 человек. Крупный (по местным меркам) транспортный узел. Здесь пересекаются Памирский тракт с Европейским маршрутом E60.

20. Во времена СССР здесь находилась пограничная застава. Теперь, как мне видится, основное занятие сельчан — животноводство, да услуги по обслуживанию трассы. Мы тоже здесь славно пообедали.

21. К слову, дороги здешние просто идеальные. Особенно это ощутимо после Памира.

22.За селом Сары-Таш, подряд идут киргизские перевалы через Алайский хребет.

23. Сперва «40 лет Кыргызстану».

24.

25. Потом самый живописный, — Талдык (3615 метров).

26. Сверху открывается впечатляющий серпантин! Жаль только погода была ненастной. Буквально через пару минут, туман полностью сковал пространство.

27. Наш проводник — водитель, уважаемый Жаникул Азимов (зови меня Женя, сказал он мне при первой встречи).

28. За перевалами начинается живописная территория долины реки Гульча.

29. Местность здесь по своему живописна и притягательна, хотя непогода безусловно ухудшает восприятие.

30.Сказывается и определенная усталость от памирских впечатлений.

31. Если ехать в обратном направлении из Оша в Душанбе, то как мне кажется, острота восприятия здешних мест будет куда ярче!

32. Мы же проносимся мимо, изредка останавливаясь,

33. дабы запечатлеть самые, как нам казалось, любопытные виды.

34. Многослойные,

35. многоцветные,

36. монументальные скалы, каньоны.

37. Непредвиденная остановка.

38. Последний, перед самым Ошем, перевал Чигирчик выглядит совсем уже просто, и почти по-летнему. )

39. Хотя высота здесь 2400 метров, и местами видны остатки снега. Но разве же это сравнимо с Памиром? )

40. Несколько десятков километров, и мы заезжаем в Ош, конечный пункт нашего путешествия по Памирскому тракту.

Сил на исследования Оша, не оставалось совсем. Переночевав в гостинице, мы улетели ранним утром в Москву.

СОДЕРЖАНИЕ
Как по попасть на Памирский тракт? Зачем? И сколько это стоит?
Про Душанбе
Памирский тракт | Душанбе — Куляб
Памирский тракт | Калайхум — Хорог
Чем опасен Хорог?
Памирский тракт | Хорог — Ишкашим
Памирский тракт | Ваханский коридор
Памирский тракт | Лангар — Харгуш
Памирский тракт | Харгуш — Аличур
Памирский тракт | Аличур — Мургаб
Про Мургаб
Памирский тракт | Мургаб — Кызыл-Арт, граница Киргизии

На перевалах высота снега доходила до 15 см — сейчас дороги расчищены

Общество

Получить короткую ссылку

813 0 0

На трех перевалах по трассе Бишкек — Ош выпал снег высотой до 15 сантиметров. Такой же высоты снежный покров на перевале по дороге в Таласскую область.

БИШКЕК, 18 сен — Sputnik. Перевалы Тоо-Ашуу, Ала-Бель, Кок-Бель и Отмок расчищены от снега, обеспечен проезд транспортных средств, сообщает пресс-служба Министерства транспорта и дорог.

  • Сотрудники ДЭУ №9, 23 минтрансдора КР  вышли на очистку и подсыпку автодороги Бишкек-Ош после снегопада. 17  сентября 2020

    Перевалы Тоо-Ашуу, Ала-Бель, Кок-Бель и Отмок расчищены от снега, обеспечен проезд транспортных средств, соообщает пресс-служба Министерства транспорта и дорог

    ©
    Фото / Пресс-служба МТиД КР

  • Сотрудники ДЭУ №9, 23 минтрансдора КР  вышли на очистку и подсыпку автодороги Бишкек-Ош после снегопада. 17  сентября 2020

    Отмечено, что на перевалах Тоо-Ашуу, Ала-Бель и Кок-Бель накануне, 17 сентября, в 23:45 выпал снег, высота которого составил 10-15 см

    ©
    Фото / Пресс-служба МТиД КР

  • Сотрудники ДЭУ №9, 23 минтрансдора КР  вышли на очистку и подсыпку автодороги Бишкек-Ош после снегопада. 17  сентября 2020

    В связи с резким изменением погодных условий сотрудники Минстрансдора вышли на очистку и подсыпку автодороги Бишкек — Ош.

    ©
    Фото / Пресс-служба МТиД КР

1 / 3

©
Фото / Пресс-служба МТиД КР

Перевалы Тоо-Ашуу, Ала-Бель, Кок-Бель и Отмок расчищены от снега, обеспечен проезд транспортных средств, соообщает пресс-служба Министерства транспорта и дорог

Отмечается, что на Тоо-Ашуу, Ала-Беле и Кок-Беле накануне, 17 сентября, в 23:45 выпал снег, высота которого составила 10-15 сантиметров. В связи с резким изменением погодных условий сотрудники Минстрансдора вышли на очистку и подсыпку автодороги Бишкек — Ош.

В Таласе выпал обильный снег — видео

«На перевалах Тоо-Ашуу, Ала-Бель и Кок-Бель во время осадков образовался затор из-за выпавшего снега. На данный момент заторов нет, дорога полностью очищена от снега, обеспечена возможность безопасного проезда транспортных средств через данные перевалы», — говорится в сообщении.

На перевале Отмок (въезд в Таласскую область) на 6-36-м километрах ночью также выпал снег высотой 10-15 сантиметров, который был своевременно расчищен дорожниками. Сейчас и там обеспечен проезд транспортных средств.

Общая информация и перечень основных перевалов

Кыргызстан — это более девяноста процентов горной территории. Горы пересекают страну. В результате практически любое путешествие в любую точку страны связано с переходом через горный перевал.

Список перевалов, которые вы можете пройти во время путешествия по Кыргызстану: некоторые из них являются основными переездами на основных дорогах, другие — второстепенными, которые можно найти в отдаленных регионах.

Список горных перевалов Кыргызстана:

По маршруту Бишкек — ​​Ош.Шоссе:

Пройдено

Высота

из

Кому

Область (Область)

Банкноты

Туу Ашу

3586

Кара Балта

Суусамыр

Чуй

Ала Бел

3184

Суусамыр

Токтогул

Чуй

на границе с Таласом

По дороге в Торугарт:

Пройдено

Высота

из

Кому

Область

Банкноты

Кубики

Ущелье Бум

Кочкор

Чуй

На границе с Нарыном

Долон

3028

Кочкор

Нарын

Нарын

Кызыл Бел

2484

Нарын

У Баши

Нарын

Ак Бейит

3282

Нарын

Торугарт

Нарын

Таш Рабат

3968

Таш Рабат

Торугарт

Нарын

Вне главной дороги

Торугарт

3752

Нарын

Кашгар

Нарын

По Иркештамскому шоссе:

Пройдено

Высота

из

Кому

Область

Банкноты

Чыйырык

2408

Ош

Гульча

Ош

Талдык

3619

Ош

Сары Таш

Ош

Тео Морун

3536

Сары Таш

Иркештам

Ош

Терек Даван

4131

Гульча

Иркештам

Ош

Вне главной дороги

Иркештам

2841

Сары Таш

Кашгар

Ош

На границе с Таджикистаном:

Пройдено

Высота

из

Кому

Область

Банкноты

Кызыл Арт

4280

Сары Таш

Таджикистан

Ош

Сон Кулу:

Пройдено

Высота

из

Кому

Область

Банкноты

Калмак Ашу

3446

Сары Булак

Сон Куль

Нарын

Кара Кече

3384

Сон Куль

Чаек

Нарын

Курткал

3660

Сон Куль

Ак Таала

Нарын

Тридзат Три Попугай

3133

Сон Куль

Нарын

Нарын

«Тридцать три попугаев»

Другие перевалы в Кыргызстане:

Пройдено

Высота

из

Кому

Область

Банкноты

Ала Баш

2365

Балыкчи

Боконбаева

Иссык-Куль

В долине Конгур-Олен

Beurailu

3268

Баетова

Таш Рабат

Нарын

Часто закрывается

Чапчима

Кербен

Джани Базар

Джалал Абад

Зимой не работает

Chomashu

3822

Каракол

Энилчек

Иссык-Куль

Jalpeck Bel

3890

Сары Булак

Ece Naryn

Нарын

На границе с Иссык-Кулем

Калдама

3062

Казарман

Джалал Абад

Джалал Абад

Кара Буман

Казарман

Джалал Абад

Джалал Абад

Зимой не работает

Кара Буура

3302

Талас

Джани Базар

Талас

На границе с Джалал Абадом

Кара Коо

Ак Талла

Казарман

Нарын

На границе с Джалал Абадом

Каракол

3485

Суусамыр

Кочкор

Нарын

На границе с Чуйской

Кебургунту

3907

Ак Сай

Кара Сай

Нарын

На границе с Иссык-Кулем

Кереге Таш

3684

Ece Naryn

Барскоон

Иссык-Куль

Статус не ясен

Кулак Ашу

Баетова

Таш Рабат

Нарын

Часто закрывается

Кинди

3102

Ак Сай

Кара Сай

Нарын

В приграничной зоне

Кырк Кыз

3223

Кызыл Ой

Токтогул

Нарын

Статус не ясен

Кызарт

2664

Кочкор

Чаек

Нарын

Отмок

3330

Суусамыр

Талас

Талас

На границе г. Чуй

Сан-Таш

Тюп

Джергалан

Иссык-Куль

Шамси

3573

Шамси

Кочкор

Чуй

На границе с Нарыном

Тер-Джайлоо

2465

Кызыл Ой

Токтогул

Нарын

На границе с Джалал Абадом

Терек

Токтогул

Талас

Талас

На границе с Джалал Абадом

Туздуу Су

1971

Кызыл Ой

Токтогул

Джалал Абад

Статус не ясен


И через границу проходит:

Пройдено

Высота

Банкноты

Страна

Байкурт

По дороге Торугарт — Кашгар

Китай

Тешикташ

По дороге Торугарт — Кашгар

Китай

Кордай

1233

По трассе Бишкек-Алматы

Казахстан

.

15 лучших занятий в Кыргызстане — 2020 (с фотографиями)

Tripadvisor

Опубликовать

ОповещенияПоездки ВойтиКыргызстанКыргызстанТуризм в КыргызстанеКыргызстан ОтелиКыргызстан Ночлег и завтракКыргызстан Жилье на время отпускаКыргызстан Пакеты на отдыхПолеты в КыргызстанДостижения в КыргызстанеКарта отелей КыргызстанаКарта отелей в КыргызстанеКарта отелей Кыргызстана КыргызстанПо типу отеляКласс отеляПопулярные удобстваПопулярные категории в КыргызстанеМотели в КыргызстанеКемпинги в КиргизииКыргызстанские хостелыКыргызстан Ski-In / Ski-Out отелиКазино в КыргызстанеПляжные отели в КиргизииКурорты КыргызстанаКыргызстанские роскошные отелиКыргызстанские спа-курортыРомантические отели в КыргызстанеКыргызстанские бизнес-отели4-звездочные отели в КыргызстанеКыргызские отели в Кыргызстане5-звездочные отели в Кыргызстане Отели с бесплатной парковкой в ​​Киргизии, где разрешено размещение с домашними животными в КыргызстанеОтели с бесплатным Wi-Fi в Кыргызстане КыргызстанДомашние отели в КиргизииПляжные спа-отели в КиргизииПляжные отели в Киргизии с пляжными люксами в КиргизииКыргызстан: недорогие отели, где разрешено размещение с домашними животнымиКыргызстан: кемпинги, где разрешено размещение домашних животныхЛыжные коттеджи в КыргызстанеКатегории роскошных домиков в Кыргызстане ПарыХорошо для дождливого дняПодходит для любителей адреналинаПриключенияСкрытые жемчужиныМедовый месяцОтдых на свежем воздухе в КыргызстанеПрирода и парки в КыргызстанеТуры и мероприятия в КыргызстанеДостопримечательности и достопримечательности КыргызстанаШоппинг в КыргызстанеТранспорт в КыргызстанеРазвлечения и игры в КыргызстанеЕда и напитки в КыргызстанеМузеи в КыргызстанеЗанятия и оздоровлениеКлассы в Кыргызстане КыргызстанТеатры и концерты в КыргызстанеТуристические ресурсы в КыргызстанеРестораныПолет sАренда на отпускШоппингПакеты на отпускКруизыАренда автомобилейТуристический форумАвиакомпанииЛучшее в 2020Дорожные поездкиПомощь.

Информация о Кыргызстане

РЕЛИГИЯ

Ислам является доминирующей религией Кыргызстана: 80% населения исповедуют ислам, а 17%.
исповедуют православие и 3% других религий. В отчете Pew Research Center за 2009 г.
более высокий процент мусульман, 86,3% населения Кыргызстана исповедуют ислам.
Большинство мусульман — 64% неконфессиональных мусульман, а примерно 23% — сунниты.
придерживаясь ханафитской школы мысли.Однако есть несколько мусульман-ахмадийцев.
непризнанный страной.
В советское время поощрялся государственный атеизм. Однако сегодня Кыргызстан
является светским государством, хотя ислам оказывает все большее влияние в политике.
Например, была попытка организовать поездку официальных лиц в хадж.
(паломничество в Мекку) без уплаты налогов.

Хотя ислам в Кыргызстане — это скорее культурный фон, чем ежедневная религиозная практика.
для многих общественные деятели выразили поддержку восстановлению религиозных ценностей.Например,
Уполномоченный по правам человека Турсунбай Бакир-Улу отметил: «В эту эпоху независимости это не удивительно.
что произошло возвращение к духовным корням не только в Кыргызстане, но и в других
посткоммунистические республики. Было бы аморально развивать рыночное общество без
этический аспект ».

Кроме того, Бермет Акаева, дочь Аскара Акаева, бывшего президента Кыргызстана,
заявил во время интервью в июле 2007 года, что ислам все больше укореняется по всей стране.Она подчеркнула, что в последнее время было построено много мечетей и что киргизы все больше
посвятить себя исламу, что, по ее словам, «само по себе неплохо. Это держит наше общество
моральнее, чище ». Существует современный суфийский орден, который дает несколько иное
форма ислама, чем ортодоксальный ислам.

Другие религии, исповедуемые в Кыргызстане, включают русскую православную и украинскую православные версии.
христианства, исповедуемого в основном русскими и украинцами соответственно.Небольшое меньшинство
этнические немцы также являются христианами, в основном лютеранами и анабаптистами, а также католиками.
примерно 600.

Некоторые анимистические традиции сохранились, а также влияние буддизма, например, завязывание молитвенных флажков.
на священные деревья, хотя некоторые считают, что эта практика уходит корнями в суфийский ислам.
количество бухарских евреев, проживающих в Кыргызстане, но во время распада Советского Союза большинство бежало
в другие страны, в основном США и Израиль.Кроме того, есть небольшое сообщество
Евреи-ашкенази, бежавшие в страну из Восточной Европы во время Второй мировой войны.

6 ноября 2008 года парламент Кыргызстана единогласно принял закон, повышающий минимальный
количество приверженцев признания религии от 10 до 200. Он также объявил вне закона «агрессивный
действия, направленные на прозелитизм », и запретил религиозную деятельность в школах и всякую деятельность
незарегистрированные организации.Он был подписан президентом Курманбеком Бакиевым 12 января 2009 года.

.

Праздники и памятные даты Кыргызстана в 2020 году

;

Войти

  • Главная
    • Главная страница
    • Информационный бюллетень
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Карта сайта
    • Наши статьи
    • Учетная запись / Настройки
  • Мировые часы
    • Основные мировые часы
    • Мировые часы
    • Персональные мировые часы
    • Поиск мирового времени
    • Время UTC
  • Часовые пояса
    • Домашние часовые пояса
    • Конвертер часовых поясов
    • Международный планировщик встреч
    • Диктор времени событий
    • Карта часовых поясов
    • Время Аббревиатуры зон
    • Переход на летнее время
    • Изменения во всем мире
    • Разница во времени
    • Новости часовых поясов
  • Календарь
    • Календари Домой
    • Календарь 2020
    • Календарь 2021
    • Ежемесячный календарь
    • Календарь для печати (PDF)
    • Добавьте свой календарь накануне nts
    • Calendar Creator
    • Advanced Calendar Creator
    • Праздники по всему миру
    • Этот день в истории
    • Месяцы года
    • Дни недели
    • О високосных годах
  • Погода
    • По всему миру
    • Местная погода
    • Почасовой график
    • 2-недельный прогноз
    • Прошлая неделя
    • Климат
  • Солнце и Луна
    • Домой Солнца и Луны
    • Калькулятор Солнца
    • Калькулятор Луны
    • Фазы Луны
    • Ночное небо
    • Метеоритный дождь
    • Карта дня и ночи
    • Карта мира лунного света
    • Затмения
    • Прямые трансляции
    • Сезоны
  • Таймеры
    • Таймеры Home
    • Секундомер
    • Таймер
    • Обратный отсчет до любой даты
    • Таймер
    • Обратный отсчет до Нового года
  • Калькуляторы
      90 008 Калькуляторы Домашняя страница
    • Калькулятор даты до даты (продолжительность)
    • Деловая дата до даты (исключая праздники)
    • Калькулятор даты (сложение / вычитание)

.